Мелодия Morricone
Мелодия Morricone рождается вдалеке.
Но близятся наши руки сквозь тайную круговерть,
И ширятся эти звуки, простые, как Жизнь и Смерть.
_______________
* Иллюстрация –
афиша фильма "Профессионал", 1981 год, режиссёр Жорж Лотнер. Эта лента
когда–то, в 80–х годах прошлого века, произвела на меня, тогда ещё
мальчишку, неизгладимое впечатление. А финальный диалог Жослена Бомона и
проститутки под снайперскими прицелами: " – Может, тебя подбросить до
Парижа? – Нет. Вы бы лучше ушли с линии огня..." до сих пор звучит в памяти,
как и потрясающий лейтмотив Эннио Морриконе "Le vent, le cri" ("Ветер, крик...").
ПАМЯТИ ЭННИО МОРРИКОНЕ
6 июля 2020 года не стало одного из крупнейших композиторов нашего времени Эннио Морриконе, а точнее – крупнейшего мэтра киномузыки ХХ – начала ХХI веков. Его наследие огромно: мелодии Морриконе звучат более чем в 400-стах фильмах, их знает едва ли не каждый. Даже тот, кто не видел, к примеру, "Профессионала" или "Однажды в Америке", наверняка, слышал лейтмотивы из этих картин.
В 1963 году режиссёр Серджио Леоне предложил никому ещё не известному 35–летнему музыканту, пробовавшему силы в написании саундтреков, поработать над музыкой к фильму–вестерну. Но не обычному, а как бы меняющему устоявшиеся каноны жанра: добро не обязательно побеждает в финале, а взаимоотношения героев не укладываются в контрастную "чёрно–белую" схему, имеют много оттенков.
Режиссёр сказал вполне откровенно, что бюджет у фильма совсем небольшой и на маститого композитора, работающего с оркестром, средств просто не хватит. Музыкант (это был Морриконе) оказался не жадным, а сценарий и режиссёрские идеи его очень заинтересовали. Нет денег на оркестр? И не нужно! Обойдёмся малыми силами. Фильм о Диком Западе, – значит, требуется особая атмосфера. Варган, имитирующий вой койота, электрогитара, флейта, шумовые инструменты, барабаны и... свист – вот арсенал, с которым Морриконе сделал свои бессмертные мелодии.
Когда фильм "За пригорошню долларов" с юным Клинтом Иствудом в главной роли вышел на экраны, то стал подобием взрыва в киноиндустрии. Музыка "брала за горло" зрителя с самых первых кадров и была не просто фоном, но едва ли не главной движущей силой ленты. Серджио Леоне пришёл в такой восторг от сотрудничества с Морриконе, что работая над следующими картинами – "На несколько долларов больше", "Хороший, плохой и злой", "Однажды на Диком Западе", он врубал музыку своего друга прямо на съёмочной площадке, снимая сцены под уже написанные мелодии. Сам же композитор однажды признался, что писал музыку вовсе не для вестернов как таковых, а для фильмов, которые снимал Серджио Леоне.
Потом было множество других лент и других режиссёров: Морриконе, человек потрясающей работоспособности и дисциплины, не отказывал никому, работая и с гениями, и с начинающими. Гонорары роли не играли, был важен сюжет, драматургия. И он делал такую музыку, без которой фильмы, порой, уже просто не могли существовать. Достаточно вспомнить "Профессионала" Жоржа Лотнера и потрясающий саундтрек, до сих пор остающийся одной из самых известных мировых мелодий.
"В конечном счете, – пишет кинокритик Антон Долин, – проще перечислить тех режиссёров, которые не прибегали к услугам Морриконе и избежали его влияния, чем тех, кто был им так или иначе затронут. Поистине монументальная фигура для современной культуры, он был совершенно не чванлив и продолжал трудиться до последних лет жизни, создавая новые саундтреки и разъезжая по миру с концертами. В сегодняшней европейской киномузыке сопоставимых фигур не осталось, и кажется, что кинематограф неизбежно меняется, расставаясь с персонажами подобного масштаба".
Эннио Морриконе умер, но живы его музыка и фильмы, в которых она звучит. А это немало! Это совсем немало для творческого бессмертия.
Свидетельство о публикации №116052303045