Человек в рыночном обществе

Из моих работ видно отчетливо, что они целиком посвящены проблеме человека и перспективе его развития в современном обществе. Верить, что у человека есть перспектива, значит верить, что ее имеет и человечество. Ибо только человек воплощает в себе конкретность нашей жизни, а все остальное, и живое и неживое, не обладают такой ценностью, какой обладает сам человек в своей сущности. Сложилась интересная историческая ситуация, в которой человек, являясь производителем, благодаря техническому прогрессу вдруг перестал им быть.И он остался не у дел. Именно все то, что отнимало все его силы и время на протяжении многих веков - производство, освободило его, но захватив всех в денежное рабство. И если сегодня мы любим только деньги и презрительно относимся к человеку, то это есть не только наше отношение друг к другу, а главным образом к самому себе. Мы, стало быть, не любим еще и себя. И человек вступил в вопиющее противоречие с самим собой и со своей общественной сущностью. И история нас подвела именно к этой черте, где люди попали в ловушку и запутались в густой сети. Одно дело производить и распределять по труду и способности каждого,другое дело - распределять то, что произведено не людьми, а машиной, когда проблемой становится потребление. Представления же о том, что технический прогресс безграничен, выражает лишь экономическую точку зрения, которая именно потому зашла в тупик, что она исторически развивалась сама по себе, подавляя людей. Но это направление развития общества должно было когда-нибудь закончиться и, так или иначе, перейти на человеческую основу, на которой, напротив, самоцелью становится безграничное осуществление самого человека как саморазвивающегося существа, что стало возможным именно благодаря высокой технологии. И вот человек стоит между прошлым и будущим. В прошлом, потому что продукты, которые создаются умными машинами, он пытается распределять по-капиталистически. В будущем, потому что эти машины, освободившие людей от непосредственного производительного труда, создали пространства развития человека. Чем же должен заниматься человек, который уже не озабочен материальным производством? Освоением пространства своего развития. А этот переход и переживается как кризис.

Поэтому в этом вопросе, в конце концов, свое теоретическое решение находит все мировые вопросы, так как все они, так или иначе, сводятся к человеку, уже свободному экономически. А то что запутывает его умирающий капитализм, в счет не входит. Капитализм умирает не только исчерпав себя, но и полностью создав все предпосылки будущего, и прежде всего пространства развития человека.

Именно эти вопросы, непосредственно относящиеся не к производству и не имеющие никакого экономического характера, люди должны решать сами, совместно, не надеясь ни на капитализм, ни на историю и ни на бога. Это уже их проблемы, когда на них, на этих людей возложено все. Думать же, что при теперешних условиях еще существуют какие-то другие проблемы, проблемы экономические, экологические, политические и т. д., которые в то же время не являлись бы человеческими проблемами, значит жить прошлым и чем-то внешним, абстрактным и не думать как раз о человеке и его жизни на земле. А у нас все так и складывается, и многие до сих пор умудряются спекулировать этими вопросами и совершенно не понимая их сущность, и вместо того, чтобы освобождать людей от денежного рабства, занимаясь именно проблемой человека, они предаются бесплодным мечтаниям. Ведь новое объединение людей - это историческая необходимость. И пространство развития человека может быть освоено только в нем. И если мир изменится, то он изменится ради человека и только с точки зрения человека, к чему умирающий капитализм, создававший только богатства как такового, не способен. И никакой другой отчет здесь уже не работает и не оправдывает такого положения человека, когда он порабощен собственным творением. А рыночное общество как раз формирует человека. И тот факт, что оно происходит неожиданным путем и противоречиво, нас застало врасплох и поэтому просто оглушило. Но только, как думается мне, на время, пока человек не сложился самостоятельной личностью и не осознал себя субъектом истории.
Если нас интересует реальное положение вещей, а не просто абстрактное рассуждение, то рассмотрение проблемы человека требует целостного взгляда на мир и определения самого  общества как «человеческого общества». Мир вещей (богатства), который стоит над людьми, и люди в этом мире – это не человеческий взгляд. Ибо мир есть мир человека, и как бы его ни интерпретировали и ни осмысливали, он остается миром человека и развивается как такой мир, стремясь осуществить именно человека. Человек у космоса и природы отвоевывает себе пространство и развивает условия своего существования и вместе с тем и осуществляет самого себя как человека. Но только бессознательно. И все это происходит не сразу, а постепенно, в ходе исторического развития, к тому же далеко не так, как представляют его себе люди. Даже если изменилась, преобразилась ее основа, сознание приходит последним.


Рецензии