Чтобы помнили - Вячеслав Матвеевич Ткачёв
Келермесской, Майкопского отдела. Родился будущий летчик и кавалер
Георгиевского ордена в казачьей семье войскового старшины 24 сентября 1885
года. Быть может, за свои достижения в авиации и военном деле Вячеслав
Матвеевич должен быть благодарен ещё своему казаку отцу, который также был
отличным военным человеком, и в годы Крымской войны 1853-1856 годов был
также удостоен награды кавалера Георгиевского креста IV ступени.
Как и отец, В.М. Ткачёв прошел обучение военной тематики
в Константиновском артиллерийском училище, откуда в 1806 году был выпущен
и прикомандирован во вторую Кубанскую казачью батарею, в 1908-ом был
переведён здесь же в пятую бригаду, а в 1910 году поступает на должность
в Одесском кадетском корпусе. С 1910 по 1912 год он является офицером-
воспитателем.
Однако, уже в это время, до начала Первой Мировой войны,
у артиллериста была неугасимая страсть к небу. Следуя зову сердца, Ткачёв
в 1911 году заканчивает Одесское авиационное училище и сразу же в 1912
становится кадетом Севастопольской школы воздушного флота кафедры
авиационного отдела. Как мужчина спортивной натуры и души, кадет любил
получать удовольствие и адреналин от полётов над облаками, рискуя каждое
мгновение жизни, проведенной в полёте, упасть и разбиться. Тем самым
лётчик заработал себе репутацию храброго, бесстрашного авиатора, который
не жалел ни себя, ни технику ради прогресса в области пилотирования
планерами. Миру известен рекорд по длительности полёта на то время,
установленный Ткачёвым. Это был четырехдневный беспрерывный перелёт по
маршруту Киев – Бирзулу – Одесса – Херсон – Керчь – Екатеринодар.
Логично, что Первую Мировую войну будущий кавалер Георгиевского ордена
проходил в качестве лётчика. Командование армии поручало асу самые сложные
и ответственные задания. Ткачёв обладал огромным мастерством
пилотирования, был смелым и отважным, поэтому призванием его была
разведка. Полученные задания военный выполнял в полном объеме и
в поставленные сроки, что давало армии преимущество перед противником.
В одном из своих военных вылетов казаку удалось разведать
расположение, направление движения военного корпуса противника,
приблизительную численность военных, обмундирование, а также попутно
кавалерию и дивизию самолётов. С целью досконального изучения позиций
и силы противника, асу пришлось полностью пролететь над позициями врага.
В результате облёта по нему был открыт огонь из «всех орудий», что привело
к многочисленным повреждениям планера. Из-за того, что был повреждён
масляный бак, самолёт не мог продолжать работу, поэтому летчик принял
решение пикировать.
Выбрав участок лесистой местности, в надежде на то, что там его будет
труднее поймать, летчик выключил двигатель аппарата и направил его туда.
Однако неожиданно ему пришла в голову гениальная мысль. Летчик заткнул
пробоину ногой, завёл двигатель и стал набирать высоту. Таким образом, ему
удалось дотянуть планер до позиций союзников и посадить его там.
Но и на этом его приключения не закончились – казаку Ткачёву с трудом
удалось доказать нацелившимся на него солдатам, что он тоже российский
солдат.
В результате полёта лётчик предоставил очень важную разведанную
информацию. За отвагу, храбрость, выполнение задач Ткачев В.М. 24 ноября
1914 г. был удостоен звания кавалера ордена Святого Георгия 4 степени !
Вячеслав Матвеевич прошёл эту войну. Однако, в преддверии октябрьской
революции 1917 года подал рапорт об отставке, не разделяя взглядов
большевиков. В 1918 году, опасаясь расправы, ему пришлось вернуться
на Кубань, где он принял участие в белом партизанском движении. Таким
образом, в результате противостояний занесла судьба казака в Белград,
где он встретил Вторую Мировую войну преподавателем авиационного дела
на Высших военно-авиационных курсах.
От участия в различных антисоветских эмигрантских движениях он
уклонялся. С пришедшими к власти фашистами сотрудничать отказался
категорически. При приближении советских войск в 1944 году к Белграду,
Вячеслав Матвеевич не стал эвакуироваться и искать прибежища у фашистов.
В 1944 году, когда пришли советские войска, Ткачева, арестовали и осудили
на 10 лет тюрьмы за борьбу против советской власти во время гражданской
войны.
Отбыв свой срок и став гражданином СССР, в 1955 году Вячеслав
Матвеевич Ткачёв поселился на родной Кубани, в городе Краснодаре.
Его жена, которая не была арестована вместе с ним, и проживала в Западной
Европе, пыталась уговорить его выехать к ней. Но он отказался, написав:
«Мне слишком дорого далась родина, лучше ты ко мне переезжай». Больше они
не виделись. Остаток своих дней Ткачёв прожил в нищете, работая
переплётчиком в артели инвалидов. Не оставлял он и писательский труд:
отправлял заметки в газеты, писал воспоминания, написал книгу «Русский
сокол» о знаменитом Нестерове, которого близко знал. Умер Вячеслав
Матвеевич Ткачёв в 1965 году. Похоронен на Славянском кладбище
в Краснодаре.
Спустя 30 лет после кончины, земляки – кубанские казаки – вернули
из забытья имя прославленного лётчика. В Краснодаре, в доме, где он
проживал, установлена мемориальная доска. Изданы его книги и воспоминания.
Но мало кто знает, даже среди нынешних авиаторов, прославленного героя,
заложившего основы нашей Российской, Советской и снова Российской авиации.
* * * * * * * @>-->---
@>-->---
На фото: Командир XX КАО есаул Вячеслав Ткачёв, Сентябрь 1915 г.
Форум » Зарождение авиации. Первая Мировая война » Русские лётчики »
Свидетельство о публикации №116052106303