Антоний Сурожский - О покаянии. Об исповеди
прп. Никите Стифату):
а) плотское – человек всецело
предается удовольствиям и наслаждениям. Состояние омрачения: страсти как бы
высокими стенами отгораживают человека от Бога. Люди оскотинились, привязывают
ум к видимому, борьба за достижение земных благ;
б) душевное – люди явных грехов не
делают, но и в добродетелях и исполнении заповедей Божиих не трудятся (духовно
расслабленные). Нет настоящей любви к Богу, ближним, нет смирения, сострадания;
в) духовное состояние – память о
Боге, очищение себя от греха, соблюдение заповедей. Пост, молитва, отвержение
телесных и духовных грехов. Любовь к Богу и ближним.
Преподобный Никон
Оптинский
более всего повреждена и скована
грехом наша воля, как способность действования и осуществления намерений
человека.
В особенности человек оказывается
бессилен в своей воле там, где нужно осуществить истинное христианское добро -
хотя бы он и хотел этого добра... О безсилии воли Ап. Павел говорит:
(Рим.. VII, 19. "доброго, которого хочу,
не делаю, а злое, которого не хочу, делаю"...).
И потому-то о человеке-грешнике
Христос Спаситель сказал: "Творяй грех - раб есть греха" (Иоан. VIII,
34),
хотя самому грешнику служение греху
часто кажется свободой, а борьба с сетями греха - рабством...
Как же развивается грех в душе
человека?
различают следующие стадии - степени
греха:
первый момент в грехе - прилог, когда в
сознании человека только обозначился тот или иной соблазн - греховное
впечатление, грязная мысль и т. д.
Если в этот первый момент человек
решительно и сразу отвергнет грех - он
не согрешит, а победит грех, и для души своей будет иметь плюс, а не минус.
В прилоге легче всего одолеть грех.
Если прилог не отвергнут, он
переходит сначала в неясное стремление, а затем в осознанное,
ясноежелание греха. Здесь человек уже начинает склоняться к греху данного
рода.
Но без особо тяжкой борьбы он здесь
может не поддаться греху и не согрешить, в чем ему поможет ясный голос совести,
и помощь Божия, если он прибегнет к ней.
Но вот - человек впал в
грех. Упреки совести звучат громко и ясно, вызывая у неиспорченного еще
человека лишь резкое отвращение к данному греху. Исчезает прежняя
самоуверенность и человек смиряется (ср. Ап. Петра до и после отречения).
Но и здесь еще победа над грехом не
столь трудна, на что указывают многочисленные примеры (того же Ап. Петра, Св.
Царя и Пророка Давида и других покаявшихся грешников).
Труднее бороться с грехом тогда,
когда он чрез частое повторение обратится у человека в привычку. После
приобретения вообще всякой привычки, привычные действия совершаются человеком
очень легко, почти незаметно для него - сами собою.
А, поэтому, и борьба с грехом,
который стал для человека привычным, очень трудна, т. к. ему трудно уже не
только преодолеть себя, но и уследить, заметить приближение греха.
Еще более опасной стадией греха
является порок. В этом случае грех настолько владеет человеком, что
сковывает волю его как бы цепями. Человек здесь уже почти безсилен бороться с
собой, и является рабом греха, хотя сознает его вредоносность и в минуты
просветления, быть может, ненавидит его от всей души (таков, напр. порок
пьянства, наркомании и ему подобные).
Здесь без особой милости и помощи
Божией человек уже не может справиться с собою, и нуждается и в молитве, и в
духовной поддержке других.
Нужно при этом помнить, что даже
любой мелкий грех, напр. болтовня, любовь к нарядам, пустым развлечениям и т.
д., может сделаться у человека пороком, если он совсем овладеет им, и заполнит
собой его душу.
Высшею степенью греха, на которой он
уже совсем порабощает себе человека, является страсть того или иного греховного типа.
В этом состоянии человек уже не может ненавидеть свой грех, как в
пороке (в этом разница между ними), но подчиняется
греху во всех своих переживаниях, действиях и настроениях (срав. Плюшкина
из "Мертвых Душ" или Феодора Карамазова из "Братьев
Карамазовых", также - сребролюбца Иуду Искариота).
Здесь человек прямо и буквально пускает (как и сказано про Иуду в Св.
Евангелии) сатану в свое сердце, и в
этом состоянии кроме благодатной церковной молитвы и воздействия - ничто ему не
поможет.
Три источника греха Митрополит Филарет (Вознесенский)
Что надо знать об исповеди
Исповеданные ранее грехи на исповеди,
если они не повторялись снова, не надо исповедовать.
Не скрывать грехов по стыду.
Иметь решение впредь не грешить.
Называть грех, каждый особенно.
Исповедуя свои грехи, не касаться
соучастников греха (кроме тех случаев, когда нельзя исповедовать греха, не
указав ясно лиц, с которыми грешил).
Обвинять себя в грехах, не извинять,
не изворачиваться, не оправдывать себя и не сваливать свою вину на что-то или
на кого-то.
Должно самому стараться рассказать о
грехах своих.
Стараться загладить грех добрыми
делами, особенно противоположными грехам.
Иметь искреннее сердечное
сокрушение, печаль и слезы о соделанных грехах.
Есть указание у св. Отцов и у
епископа Игнатия (Брянчанинова), что греховные навыки и страсти не поддаются
уврачеванию без исповеди.
Всякое врачевание будет неполным и
недостаточным без исповеди, а при помощи исповеди они удобно искореняются.
я всегда старался неспешно и
тщательно всех вас исповедовать, подробно расспрашивая о ваших грехах, чтобы
ничего не оставалось на совести.
А если кто по неразумению не все
откровенно и чистосердечно исповедал, то пусть исповедует, чтобы совесть не
оставалась оскверненною.
Поэтому старайтесь ничего не
скрывать, старайтесь чисто исповедоваться.
______
Оставляли по пренебрежению
положенных молитв.
Перед началом дела надо испрашивать у Бога благословения и
помощи, и по окончании дела надобно
благодарить Его за помощь или успех в деле.
Молитва есть дыхание нашей души. Как
тело без воздуха, так душа ьез
молитвы не может жить жизнью
благочестивой.
6 заповедь «не убивай» налагает
обязанности
обходиться со всеми вежливо,
дружелюбно,
с гневающими примиряться,
обиды терпеливо переносить и прощать всем даже врагам.
Каемся, прости нас, Господи.
10 заповедь не желай жены ближнего
твоего…
Исторгает из души корень грехов –САМОЛЮБИЕ- стремление
нашего духа от БЕСКОНЕЧНОГО к конечному, УДАЛЕНИЕ от БОГА в себя.
САМОЛЮБИЮ противополагается чистая любовь с
самоотвержением.
Плотской похоти противополагается ВОЗДЕРЖАНИЕ, целомудрие, скромность в словах
и поступках, чистота сердца.
Своекорыстию противоположны БЕСКОРЫСТИЕ, нестяжательность, щедрость,
милостыня.
ГОРДОСТИ противоположно СМИРЕНИЕ-
ОСНОВА всех добродетелей.
От него САМООТВЕРЖЕНИЕ, отсюда
происходят разные добродетели.
Священник Илия Шугаев. Растим сына, растим дочь. Детская исповедь
Дети исповедуются обычно с семи лет.
Для ребенка от семи до двенадцати-тринадцати лет (до начала
переходного возраста) можно использовать следующий перечень грехов.
Грехи по отношению к старшим. Не слушался родителей или учителей.
Пререкался с ними. Грубил старшим. Брал что-либо без разрешения. Гулял без
разрешения. Обманывал старших. Капризничал. Плохо себя вел на уроках. Не
благодарил родителей.
Грехи по отношению к младшим. Обижал младших. Грубил им. Издевался
над животными. Не заботился о домашних животных.
Грехи по отношению к друзьям и одноклассникам. Жадничал. Обманывал.
Дрался. Обзывался обидными словами или кличками. Часто ссорился. Не уступал,
проявлял упрямство. Ябедничал.
Обязанности. Не убирался в комнате. Не выполнял поручения, которые
давали родители. Не делал или делал небрежно домашнее задание.
Вредные привычки. Много смотрел телевизор. Много играл на
компьютере.
Грехи по отношению к Богу. Забывал молиться утром и вечером, до
и после еды. Редко исповедовался и причащался. Не благодарил Бога за Его
благодеяния.
Перечисленных грехов вполне достаточно, чтобы дать ребенку
правильное направление мысли, остальное ребенку подскажет его совесть.
После вступления ребенка в период переходного возраста перечень
возможных грехов можно несколько дополнить:
Ругался матом. Пробовал курить. Пробовал спиртные напитки.
Смотрел непристойные картины. Было вольное обращение с противоположным полом.
Этим списком можно также ограничиться, вновь надеясь на то, что
направление мысли задано, а более серьезные грехи совесть не даст забыть."
19.05.2016
Свидетельство о публикации №116052000105