Вестники Сабы
«…цари Аравии и Сабы принесут дары,
и будут давать ему от золота Аравии»
(Пс.71/72, 10 и 15)
Не всегда,
небо ласково смотрит на сушу,
но когда возвестили: «Звезда!»
и из тьмы осветили нам душу,
остаётся признать, что все «да» -
изменили прошедшее «нет»,
ведь не часто на небе звезда
освещает ночной Вифлеем.
Изнурение –
как порой не хватает предлога
подчеркнуть скупость слов,
отношение к Богу. Перечитано много:
мысль – фреон и заснеженный лес,
где сомненья подводят итоги
голосам нескончаемых пьес…
1.
Жаркий полдень, ветрянка-юла
ворошится в норе скорпиона,
рядом с ней отстранено легла
колея колесниц фараона:
обостренный - все жаждущий вид
в благодатной тени пирамид.
Трое путников - пыль на лице,
загорелы, обветренны лица,
будто их изваяли в свинце
и затем оживили в страницах.
А страницы затерлись до дыр -
до надежд, в изнывающий мир.
Мир – огромен. И кажется им
непонятным - в своём назначении.
Но волхвы, как любой пилигрим,
искушенные тайной вращенья
превратили сознанье в магнит
то, что с этим вращеньем роднит.
Очень трудно оставить свой дом:
сыновей, дочерей, домочадцев,
(но скорей остаться с трудом)
сесть верхом, чтобы тут же умчаться,
повторяя всё время «скорей!»
«там родится владыка царей».
Так впервые явилась Звезда
ниоткуда, над спящею Сабой,
поначалу – бледна, холодна
и в свеченье казавшемся слабым
набирала стремительно рост
средь других примелькавшихся звёзд.
Ночь прошла. И к утру звездочёт
потирает устало глазницы,
аккуратно заносит в учет
звезды, путь пролетающей птицы.
Но сейчас он не знает ответ
почему так пленителен свет?
Он с тревогою прячет в сундук
астролябию, звездные карты.
Он впервые прозрел пустоту -
будто проигрыш в любимые нарды
и сегодня под тяжестью век
он уснул, как благой человек.
Так пришло откровенье во сне,
будто глядя в стекло голубое
вдруг увидел малиновый снег,
(мне признаться не снилось такое)
отчего же та сила дана
снам сбываться за гранями сна?
Снег идёт! Только это не снег -
мишура, да цветастые ленты:
перешедшие с шага на бег,
но в обратный виток киноленты.
Свет вокруг затвердел. Невесом.
Спит младенец. И это наш сон.
И когда он откроет глаза,
и вберёт в себя запахи мира,
вдруг внезапно смешает гроза
ладан, мирту с приправой имбиря,
на дороге - следы под горой:
всё что днем изнывало жарой.
Так жара тяготит на песке
давит нас назиданием правил,
чтоб мираж - с родником вдалеке
уводил свою жертву к отраве.
Не бывает достойней гордынь
чем великая тягость пустынь!
Надвигается сверху бархан
над сплетеньем верблюжьих колючек,
этот мир - рай ветров и песка
до сих пор до конца не изучен.
И наверно за тысячи лет
никогда не отыщут ответ:
для кого? для чего? и вообще
уподоблен пустыне оазис?
Почему для порядка вещей
соразмерно число безобразий?
Небом дан удивительный жест:
свет звезды так похожий на крест.
Это он их водил по песку
от иссохших колодцев - к колодцам!
Это он прилипал к языку
удивляя воинственных горцев
их рассказам - откуда они
как чумные бредут на огни.
Трудно верить, что так оно есть -
мир без войн, без насилья, без злобы.
Кровник разве забудет про месть?
Или царь возжелает трущобы?
Разве может один человек
изменить направление рек?
Но предсказано было давно
и по времени что-то случалось -
где? когда? с кем? (уже всё равно)
потому, что в нас стерто начало -
с пересчета крупиц в жерновах,
как и скрытое в этих словах.
Но лишь стоит свой взгляд отвести
вглубь себя, в директорию сердца,
если должен Спаситель спасти:
то младенцу от долга не деться.
Если Мир - накопитель долгов,
в мире будет не зримо Голгоф.
То-то чувствуешь рану в душе
кровоточит в пустотах сознания,
правя фабулу в тесном клише,
на ребре отработанных знаний,
четко слышишь морзянку в груди
всё сильнее довлеет: «иди…»
Не набат – колокольчик, звонок,
белый шум, цепь - её замыкание.
Даже славный дамасский клинок
и состав философского камня
не затмят своей тайной – секрет:
в след идти за звездой на зоре.
«Как ярка она! Как тяжела!
(на сносях: небрезглива до света)
день придёт - прячут звёзды тела,
в остальном расхождения нету.
Говорил им старик звездочёт:
«Всех считайте, но эту не в счет!»
Всех считайте за ночи и дни,
там вдали на земле иудейской
с недр пробьётся великий родник,
и любовь повенчает злодейством.
Ибо так, с темных недр родника
выбирает название река.
Посох слаб, если поступь тверда,
пыль дороги развеется вскоре.
Губ коснется прохладой вода,
выйдет свиток из Мёртвого моря,
и откроется свитка завес -
откровением тайн и чудес.
И узрят - нет числа чудесам,
оттого будоражит наш разум:
вот слепой открывает глаза,
вот - проходит чума и проказа,
ибо множится сила в груди,
в тех, кто раньше сбивался с пути.
Толкования чуда всегда
оставляет просвет на бумаге -
неспроста, где застыла звезда,
на полях появляются знаки
не известной природе кругов,
в пантомиме чудных облаков.
Достающий занозу - скорей
снимет боль, не познав испытания,
не открыты ещё на Земле
родники чистых слёз состраданья,
в этом нет человечьей вины:
от войны мир живёт до войны.
Оттого: многократно Луна
спрячет свет благодатного Солнца.
«Бог – Живой!» И во все времена
по-другому, в Мирах, не зовется!
Он смещает орбиты планет
у которых затмения нет.
Дым клубится, стреляет костер
угольками ментального хлеба,
ветер смял облака и для них распростер
Иудеи кровавое небо -
будто спелый гранатовый сок
из давильни течёт на песок.
И в вдогонку здесь ветер поёт
тихо плачет, чуть сдержанно злится,
удаляясь - ворчит о своём,
как безумец за искрами мчится:
разметать весь огонь у костра
в этот мир прибывают ветра.
Ну а наш: будто маленький бес
раскрывает полы балахонов,
подгоняя к костру под навес,
пастухов с прилегающих склонов,
и устало овечьи стада
прибывают к ночлегу. Когда
ночь вершится. И свет от звезды
без труда озаряет округу.
Свет далёкой для нас теплоты
проникающий в сердце друг друга.
Тот, кто светом нездешним крещен
будет им же: однажды прощен!
Здесь, сейчас - у подножья горы
ветер стих, в полумраке пещеры,
им троим – приносящим дары
к нескончаемой бездне прощенья,
оставалось три шага – туда,
где свой путь завершала звезда.
2.
Можно всё к абсолюту свести:
боль в коленке, дрожание пальцев,
здесь, на этой земле - бесконечность пути,
проявляет в зрачке у скитальца
удивительно матовый цвет,
независимый к возрасту лет.
Он с лихвой прибывает в дожди,
вглубь Земли: в сон её , в пробуждение,
невозможно сказать «подожди!»
праву жизни с рассрочкой мгновенья.
Не возможно пройди без потерь
гнев и радость, как некую дверь.
Ведь пока, здесь, под странной звездой,
бледный ветер по-зимнему ропщет
он буравит бархан бороздой,
нависает над кедровой рощей.
Что он ищет безумный во тьме?
(это дерево видится мне)
Вот оно на вершине холма
одиноко стоит без соседей.
Всё в листве. (А в округе зима!)
Ночь. Зима. И воинственный ветер.
Ветер, силясь, приходит в восторг
оторвать хоть единый листок.
И терзаниям не видно конца…
(брадобрей распростер полотенце!)
Эта страшная участь отца –
отдавать на закланье младенца.
Ствол трещит - сея миру протест
из которого: вырубят крест.
Ствол трещит, истекая смолой,
(только боль говорит об обратном)
Тяжело, ствол трещит, тяжело
всей земною надломленной правдой.
Он трещит, ожидая ответ,
в нашем мире - две тысячи лет.
И сейчас, где невидно ни зги,
где чернеет безжизненный космос,
свет есть жизнь, жизнь - чеканя шаги
рассыпает межзвездное просо.
Чтобы вновь от зари до зари
зажигать и тушить фонари:
наших душ. Наших чувств. Наших дел.
Сокровенных и тайных желаний.
По прожилкам на клейком листе,
от вершин до корней мироздания,
отвергая вселенский каприз
лист кружится отчаянно вниз…
P.S.
Родиной Волхвов в христианской литературе нередко называют Аравийский полуостров,
«…цари Аравии и Сабы принесут дары, и будут давать ему от золота Аравии» (Пс.71/72, 10 и 15)
«…и придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобой сиянию, все они из Сабы придут, принесут золото и ладан, и возвестят славу Господа…» (Ис.60, 3 и 6)
(Источник: Мифологический Словарь. Москва «Советская Энциклопедия» 1991г.)
--------------------
Свидетельство о публикации №116051809028