Хочешь стать российским избранным пиитом?
Рецензия на «У меня вышла книга!» (Сан-Торас)
Приветствую, Санто.
Однако с неожиданной стороны вы для меня открылись.
В любом случае от общения с вами у меня остались самые тёплые воспоминания.
Я имею в виду конкурс Метафоры, который вы проводили. И не столько из-за своего
успешного участия, сколько от удовольствия вашего ведения, с общением с каждым
участником и той несомненной пользой, которую в итоге извлекли все мы.
Ни до, ни после (а в разных конкурсах я участвую постоянно) не приходилось сталкиваться
с такой замечательной, а главное, конструктивной атмосферой.
.
Стихосложение многообразно. Я намеренно не употребляю термин "Поэзия", ибо
не поэзией единой. Я сам перепробовал, практически, все сколько-нибудь популярные
стили и формы стихосложения от Японики до Комбинаторики, не говоря уже о Твёрдых формах.
Странно, что ваше имя я никогда не встречал ни на "Японских" площадках, ни на
(к сожалению, закрытой ноне) "Психоделике 3D Поэзии" со всякими комби-вкусняшками,
типа "матрёшек", "шкатулок", Крипты и прочего...
Это на счёт ваших "Лунных рун".
Отдельная история с Бродским. В своё время я влюбился в его тонический анжамбеман,
когда читаешь, вроде не стихи, а прислушаешься - самое оно!
(...)
Сколько раз я встречал опасения у иных авторов в том, что они, мол, становятся
слишком "Бродскими", настолько сильно влияние и так дальше...
Но быть подражателем позорно, а вот последователем, наоборот, почётно!
Не в моих правилах "зазывать" кого-либо на свою страничку, но вас, как человека,
действительно, знающего я всё же попрошу ознакомиться вот с этой подборкой:
http://www.stihi.ru/2016/05/02/6727
.
Да, здесь я пою голосом Бродского, но СВОЮ! мелодию.
Заранее благодарен за пару слов о ней.
С уважением, Олег.
Гольгертс 14.05.2016 11:16
_____У Вас хорошие, качественные, гармоничные стихи.
Они, конечно, очень бродские, но видно, что это
не беспомощность автора, а его желание.
Кроме того, в них есть Ваша индивидуальность,
свои придумки. Стиль этот обесценивается из-за
несметного количества последователей, но поскольку
Вы владеете словом, можно было бы написать,
типа мини-пьесу в стихах. - Несколько классиков
беседуют между собой на Интернете, каждый в своем стиле.
Автор, как актер перевоплощается в разные образы, осовременивая их.
Сделать такую игрушку мастерски, мало кто способен,
а читать, мне кажется, интересно:))
По-поводу психоделики Три Ди поэзии - на японских площадках - я вел несколько конкурсов - дарил, в качестве призов, свои рисунки на восточные сюжеты.
Однажды оформил весь конкурс своей живописью - каждый боль-мень достойный текст.
Написал статьи о 3-Ди поэзе, они там де-та есть - складенцы, и другие формы как раз я и придумал:))
Сан-Торас 14.05.2016 14:45
*
_______________Спасибо, Санто.
Идея с диалогом любопытна. Ещё бы продумать его тему.
А вот на счёт "беспомощности" немного не понял.
Беспомощен, как раз тот автор, который ПРОИЗВОЛЬНО пишет, например, о Бродском
или о том какие чувства у него вызывают стихи Бродского, но не КАК это делал
сам поэт. Как-то проводился конкурс посвящений и "победило" стихо а-ля:
"Ах, как люблю его стихи", "ах, как много он мне дал" и так дальше...
И всё это в гладких катренчиках, да ещё на однородной рифме.
Реальных узнаваемых стилизаций по ИБ, лично я читал ЕДИНИЦЫ. С глубоким аналитическим разбором, когда автор ПОНИМАЕТ почему тот или иной приём работает так или иначе.
Это говорит о мастерстве автора, о его владении словом.
Побольше бы таких "беспомощных". Но печалит другое, почему "побеждают" банальные
панегирики, не имеющие ничего общего с творчеством того или иного поэта?
Гольгертс 14.05.2016 15:31
*
______________Канешна, рецы, виляющие хвостом: - "Привет-Пока", как собачье обнюхивание, к поэзине и к понятию рецензия отношения не имеют - таких большинство, но это лучше злобного троллизма.
Пишущих стихи больше чем знающих, по типу - пишут и поют все, но к поэтам
и певцам самодеятельные "ляля" отношения не имеют.
О Бродском.
Он считал лучшим у себя РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РОМАНС, посвященный Евгению Рейну, считал
его пророческим. Там лейтмотивом звучит английская идиома:
«как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево».
Привожу полный текст, чтобы открыть через него систему своего восприятия.
*
Плывет в тоске необъяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада,
ночной фонарик нелюдимый,
на розу желтую похожий,
над головой своих любимых,
у ног прохожих.
Плывет в тоске необъяснимой
пчелиный ход сомнамбул, пьяниц.
В ночной столице фотоснимок
печально сделал иностранец,
и выезжает на Ордынку
такси с больными седоками,
и мертвецы стоят в обнимку
с особняками.
Плывет в тоске необъяснимой
певец печальный по столице,
стоит у лавки керосинной
печальный дворник круглолицый,
спешит по улице невзрачной
любовник старый и красивый.
Полночный поезд новобрачный
плывет в тоске необъяснимой.
Плывет во мгле замоскворецкой,
плывет в несчастие случайный,
блуждает выговор еврейский
на желтой лестнице печальной,
и от любви до невеселья
под Новый год, под воскресенье,
плывет красотка записная,
своей тоски не объясняя.
Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони,
и льется мед огней вечерних
и пахнет сладкою халвою,
ночной пирог несет сочельник
над головою.
Твой Новый год по темно-синей
волне средь моря городского
плывет в тоске необьяснимой,
как будто жизнь начнется снова,
как будто будет свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба,
как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.
28 декабря 1961
_____Читая, о чем я думаю?
«Плывет в тоске не объяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый..»________"Надсада", слово саднит, звучит, как "досада"
определяет минорную, меланхолию всего романса.
" поплыло, в тоске необъяснимой, видимо, пил в рождество и все поплывет, в тоске необъяснимой…
Идет, глядит, на ночной кораблик из Александровского сада,
( смахивающий на желтую розу, из сентиментальных настроений Маленького Принца).
«Плывет в тоске необъяснимой
пчелиный ход сомнамбул, пьяниц»___________... "Пчелиный рой" - паломничество в
Храм на рождество..., а пчелы всегда летают по кругу, поэтому находят свой улей.
«И такси с больными седоками выезжает на Ордынку»_______на Ордынке много церквей,
- Рождество, значит, в хрущевскую оттепель люди пошли в церковь,
а кто больной, того на такси везли... А Бродский шел в тоске необъяснимой и видел по пути:
«В ночной столице фотоснимок
печально сделал иностранец»
«И мертвецы стоят в обнимку
с особняками.» ______________ это памятники, (что же еще снимать на фото
иностранцу?), однако памятники не могут стоять в обнимку с особняками,
они на их фоне стоят, но у него же все плывет, сливаясь:
"Плывет в тоске необъяснимой
певец печальный по столице"___________ это он сом поэт, печальный певец, идет
по питерской столице и видит:
"стоит у лавки керосинной
печальный дворник круглолицый".
"спешит по улице невзрачной
любовник старый и красивый".___________ Любовник, старый и красивый - узнаваемый
тип с седеющим виском и букетом в целлофане.
"плывет в несчастие, случайный,
блуждает выговор еврейский"________Ну да, под Новый Год, под воскресенье
он слышит случайный выговор еврейский... Это же Сочельник, а не Ханука, еврейский, выговор, вполне, случайный.
"И от любви до не веселая
под Новый год, под воскресенье,
плывет красотка записная,
своей тоски не объясняя."_________________Эта красотка - одна идет в ночь - у него
записная,видимо, от красавицы писанной или по записи, на платную любовь -
от любви до не веселья. (тут уже качнуло влево, чтобы качнуться вправо)
у Бродского явно ни та девушка, что у Блока пела в церковном хоре.
Блоковская девушка, пела:
«о всех усталых, в чужом краю,
о кораблях, ушедших в море»,
... и голос той девушки был сладок, и луч был тонок, и платье белое.
- "Я любил раньше девушку в белом,
а теперь я люблю в голубом"...______________Это Есенини, уже про свою девушку,
сначала он любил девушку в белом - Блоковскую, а потом записную красотку Бродского, а уж потом полюбил свою в голубом ... и казалось, что радость будет,
что в тихой заводи все корабли...
- Девушка Блока пела, и ей верили, думали - всё будет о,кей! А на самом деле не о,кей, потому что ребенок плачет, а он причастен к тайнам.
«И только высоко у царских врат,
причастный к тайнам плакал ребенок
О том, что никто не придет назад».________И ребенок этот - девочка! -
потому что "причастность к тайнам" в церкви - это обряд крещения.
Мальчика окунают в купель и заносят в алтарь, а девочке в алтарь нельзя,
ее поднимают на вытянутых руках, перед алтарными вратами, они золотые, как царские, держат высОко, и она причащается к тайне - т.е.к таинству обряда крещения.
Так, незаметно для себя, я качнулся от девушки Бродского к девушке Блока,
потом Есенина - у всех разные девушки.
«Дрожат снежинки на вагоне»_______________ Вагон, вокзал, дорога...
«Мед огней вечерних льется»,_______________ Свет тянется из окон, пахнет халвой - Сочельник. Праздники всегда - пахнут.
Новый Год - мандаринами и хвоей.
Март - мимозками, особенно, восьмое!
Май - вербами с гвоздиками...
А Рождество – халвою…
"Ночной пирог несет сочельник над головою»_______ что это за ночной пирог над
головою, как ни Луна?! - Луну испек! Круглая, румяная Шарлотка.
((Полнолуние, значит было)
А еще у него в Мари Стюарт:
«Подруга на плече...
Луна, что твоей генсек в параличе»_______Это про больного Генриха, (король, он же
генсек) а лицо у луны, бывает скорбным, когда у нее брови домиком.
«Твой Новый Год по темно-синей __________ Цвет синий - окрас времени суток.
волне средь моря городского»
А поэт – плывет в тоске необъяснимых предчувствий, о том,что жизнь его качнет влево, чтобы потом качнуться вправо...
«как будто будет свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба"...
«как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево».__________________________Посадили в тюрьму,изгнали из России,
качнув влево, а за бугром, дали Нобеля - свет и слава и вдоволь хлеба.
и жизнь, качнулась вправо...
Я ПРИЕХАЛ, НАДО выходить из машины...
Сан-Торас 14.05.2016 17:16
*
___________Благодарю за столь основательный ответ.
Попробую прояснить и свою позицию.
Дело в том, что я прежде всего поэт-песенник, а там совсем иные законы и приоритеты.
Вы обращаете основное внимание на то О ЧЁМ написано, в то время, как я на то
КАКИМ ОБРАЗОМ исполнено.
Когда, например, БГ спрашивают: "Боря, о чём твои песни?"
Тот почти всегда уходит от прямого ответа. Он поёт:
"Я возьму своё - там, где я увижу своё!"!
И, соответственно, рекомендует это своим слушателям. Типа, то, что вы слышите --
о том и есть мои песни.
А то, что слышит каждый... зависит от степени ассоциативного мышления, да и общей эрудиции. Это ещё называют "созвучным сердцем" суггестии.
Так на примере вашей расшифровки "Рождественского романса", средний читатель может
не знать и половины ваших построчный аннотаций, аллюзивных перекличек, метафорических тонкостей и прочее... "Автор есть то, что он пишет независимо от сложности формы".
Так или иначе, в конечном итоге он будет делать окончательный выбор в пользу
тех или иных словосочетаний, характерных, созвучных именно его "сердцу",
в системе однажды воспитанных ценностей, как этических, так и эстетических.
Гольгертс 14.05.2016 18:05
*
____________Я не расшифровывал Бродского, просто открыл
систему своего восприятия на примере его лучшего, с его же
точки зрения, произведения.
- для меня в позе более важно как сказано, чем о про что...
Ничего нового ни один автор мне открыть не может, кроме себя самого.
Это относится к любому виду искусства - в позе - интересен поэт,
в живописи - художник, в архитектуре - зодчий, а не складушка про
весну, картинка с яблоками, или дом с балконом.
Самобытность личности, уникальность, сообщает произведению
художественную ценность и закручивает пружину интереса:
В Онегине - сам Пушкин, в натюрморте - Сезан, в балконах - Гауди.
А на стихире, в основном, интеллектуальной голодомор и эмоциональный передоз:))
Сан-Торас 14.05.2016 18:40
*
А на стихире интеллектуальной голодомор и эмоциональный передо:)) (с)
.
Вот это хорошо сказано.
А нет желания, чуток "пищи" интеллектуальной подкинуть?
Как вам идея, например, такого конкурса:
Написать Диптих со стилизацией под любых двух классических авторов,
объединённый примерно одной темой и сюжетной линией.
Я бы с огромным удовольствием принял участие.
Вот и посмотрели бы, тем более, что:
"Сделать такую игрушку мастерски, мало кто способен,
а читать, мне кажется, интересно:))"
Гольгертс 14.05.2016 19:04
*
_______________Сантушка!!! Привет мой Любима! Леж! Обнимаю!
Ну не смогла мимо пройти самых моих любимых!!!
Вы так спорите в обнимку об одном и самом главном...
Причём спор даже не спор, а удивительный танец гармонии к одному источнику но разного по водоизмещению к изыску по эмоциям...
Вы необыкновенный мой вулкан треволнений и новый взгляд на Ио;сифа Алекса;ндровича...
Вот таки строки сразу пришли на память...
Страницу и огонь, зерно и жернова,
секиры острие и усеченный волос -
Бог сохраняет все; особенно - слова
прощенья и любви, как собственный свой голос.
В них бьется рваный пульс, в них слышен костный хруст,
и заступ в них стучит; ровны и глуховаты,
затем что жизнь - одна, они из смертных уст
звучат отчетливей, чем из надмирной ваты.
Великая душа, поклон через моря
за то, что их нашла, - тебе и части тленной,
что спит в родной земле, тебе благодаря
обретшей речи дар в глухонемой вселенной.
Даже не знаю почему вылезли...
Люблю вас!!!
Дуновение 14.05.2016 19:52
*
Ну... это у вас перекличка с Еленой Казанцевой, причём простейшим четырёхстопным ямбом.
Я же имею в виду нечто вроде "Письма династии Минь" ИБ.
Что-то подсказывает мне, даже если такой конкурс состоялся бы,
всё одно оценка будет проходить под эгидой: "нра - не нра, моё - не моё",
но отнюдь не оценка качества стихотворения.
Гольгертс 14.05.2016 20:06
*
______Ненене - эти стихи не перекличка Дуновения с Еленой Казанцевой четырёхстопным ямбом:))
"Глухонемую вселенную", Бродский посвятил Ахматовой, на ее столетие
- это ее слова "ровны и глуховаты"
- эта она "великая душа" и ей он шлет - "поклон через моря"...
Олег, чтобы Вас интеллектуально удовлетворяли оценки народа - вся популяция должна приподнять айкью и ко всякой эмоции подключить мотивацию:)
УЗНАВАНИЕ стилистики избранного автора - да, но это не должно быть подражание:
Письмо римскому другу.
*
Я сижу в своем саду, горит светильник.
Ни подруги, ни прислуги, ни знакомых.
Вместо слабых мира этого и сильных –
Лишь согласное гуденье насекомых.
Пусть и вправду, Постум, курица не птица,
Но с куриными мозгами хватишь горя.
Если выпало в Империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции у моря».
И.Бродский.
* Навродь-пародь:
Письмо нобелевскому другу.
*
Обманулись, кто писали так, как надо,
Не достигли славы. Рано или поздно,
Ежель выпадет в Империи награда -
Лучше сходу захворать болезнью звездной.
Не до жиру - Пушкин, Лермонтов – убиты,
Блок заморен, Маяковский застрелился...
Хочешь стать российским избранным пиитом?
Есть места – пока никто не утопился.
Ясно, друг мой, в мире - курица не птица,
Но с куриною судьбою хватишь горя:
Чем в столице краснокаменной родиться -
Лучше пить в глухой провинции у моря.
И от партии далече и от строя,
Между печкой и продавленным матрасом
Не найти добропорядочного Ноя
С непомятым от винца иконостасом.
Вот Рубцова, спьяну баба задушила,
Мандельштам с похмелья вел себя оплошно,
А Ахматова блудницею бродила,
Как «Бродячая собака» или кошка.
Все писатели стихийно истреблялись,
Худощавые и с тонкими ногами,
Прежде пили, сочиняли и влюблялись,
А теперь прошло... - беседуют с Богами!
Я сижу в своем саду, горит светильник,
Нет прислуги, полистать мои страницы!
Вместо слабых мира этого и сильных -
Насекомые кружащие и птицы...
Помнишь, ли, была в психушке медсестра
Распрыщавая, с обвислыми плечами?
Чтобы спать с такою надобно напиться
И уламывать паскудными речами.
Нынче-ж авторы плодятся неустанно,
Всем охота встрять в великие созвездья.
С бадуна не влезть в бессмертные анналы,
Разве только влезть в привычные отверстия.
Пусть в неволе размножаются пииты,
Новых особей плодит, рифмуясь братство,
В суе некого отправить на «иди ты!» -
Пустота кругом, бездарность, бред и бляцтво.
Сан-Торас 14.05.2016 23:59
*
Да... у пародия и стилизация - разные вещи,
да цели у них разные.
У меня тоже "есть такая буква", однако никакого "стёба".
.
Нынче холодно, озябшие колени.
Скоро снегом заметёт тропинку к дому.
Время тусклых фонарей и сожалений
о судьбе, что не сложилась по-другому.
________
Я сижу в уютной кухне, греюсь газом.
Ни подруги, ни прислуги, ни знакомых.
Лишь подмигивает мне зелёным глазом
верный кот, но у котов свои законы.
Знаешь, мы с тобой одной звериной боли.
Даже с падшими целуемся без жала.
Вспоминаешь о своей хозяйке, что ли?
Правильно, была хозяйка — да сбежала.
Завтра я закончу пьесу с долгожданным
переписанным финалом, но не серым.
По такому случаю не буду жадным,
так и быть, открою лучшие консервы.
Станем пировать; я — водкой, ты — сардиной.
Пьеса — так себе, но главное не в этом.
По дороге в рай, что оказалась длинной,
мы влюблялись от заката до рассвета.
________
Шорох за окном и лай собачьей своры.
Кто там, путник заплутавший или пьяный?
Не пугайся так, возможно это воры,
наконец, пришли за нашими цепями...
Гольгертс 15.05.2016 07:48
_________Саму форму подражания или стилизация, как не назови, в поэзе не лю.
Просто не вставляет. В пародии - есть юмор, индивидуальность
пародиста, а подражание - зачем? Что это дает? Мне интересно создать
произведение, но зачем писать как Бродский, когда есть Бродский?
Сан-Торас 16.05.2016 12:12
*
Ну вот, а я столько "копий сломал", видимо не донёс свою мысль.
Разве может быть подражание форме? В таком случае каждый вновь написанный сонет - плагиат!
Я провожу фонетическую и ритмическую аналогию формы с тембром музыкального инструмента,
но в этих нюансах досконально мало кто разбирается.
Ну на самом примитивном уровне: хорей - танец, "мужской" ямб ближе к маршу,
исключительно напевных дактиль и прочее...
Но кроме этого, множество различных комбинаций, включающих в себя фонику, а также
семантику, определённое построение фраз, использование характерной метафоричности
и образности.(Например, у того же Бродского числовые, геометрические "водяные").
Но сколько мы знаем авторов стилистика которых уникальна? ведь это, как уникальный тембр, например,
вокала. Разве спутаешь с кем-то Высоцкого или Цоя? А в стихосложении?
Тонический анжамбеман Бродского, "лестничный" дольник Маяковского с уникальной
составной рифмой. Кто ещё? Цветаева, Хармс... Современные, и вовсе, эклектика
на эклектике. А на счёт подражания...
А вы попробуйте написать такое "подражание".
Взять какое-нибудь стихотворение с исключительным, характерным стилем, формой,
того же Маяковского или Цветаевой. И написать СТРОГО по его лекалам.
То есть не то, что сохранить объём, размер до слога, до икта. Но до цезуры,
вплоть до максимального совпадения частей речи, семантического построения фраз,
общей целостной версификации. Но... с минимальным совпадением самих оригинальных слов.
Вот это и будет игра на "чужом инструменте", но СВОЕЙ музыки.
Думаете это просто?
Несколько раз я пытался, но более одной строфы осилить так и не смог.
Впрочем, едва ли это кому-то кроме меня интересно...))
Гольгертс 16.05.2016 23:17
*
_________Не-ну не катит результат, именно такого замысла:))
ну, напишу:
Мело, мело по всей стране,
Во все портьеры,
Дымился чайник на огне
Большой и белый.
Сам расклад замысла больше заморочен, чем итог воплощение.
Мне интересно играть с речью, стилизуя слово, языком живописи,
потому что и то, и другое искусство является письмом.
И писал стихи как пишут на холсте пуантилисты, фовисты, импрессионисты
- это прикольно, наглядно и не привязывает к какому-бы то нибыло автору
Превыше всего, в любом творчестве ценю индивидуальность.
Отакой я не коллективный:)))
Свидетельство о публикации №116051700452
Во-первых, импонирует Ваша неизменная доброжелательность ко всем, пришедшим к Вам с миром.
Во-вторых, приятнейшим сюрпризом стало удивительное сходство мыслей с Вашими.))
Не буду касаться Вашего собеседника, поскольку разговор был предложен Вам, а не Вашим читателям. А мое мнение по этому вопросу (о творчестве, его имитации и псевдоподражании) сформировалось вне данной дискуссии, задолго до нее. Просто зафиксирую его здесь, ничего не сокращая. Прошу простить, если немного расширю рамки темы.
______________________
О творчестве, его имитации и псевдоподражании
"Стиль этот обесценивается из-за несметного количества последователей, но поскольку Вы владеете словом, можно было бы написать, типа мини-пьесу в стихах. - Несколько классиков беседуют между собой на Интернете, каждый в своем стиле". (с)
Сан-Торас «Хочешь стать российским избранным пиитом?»
Очень понравилась Ваша идея мини-пьесы в стихах, где персонажи — классики и автору нужно перевоплотиться в каждого из них. Думаю, это тот редкий случай, когда подражание оправдано. В большинстве остальных случаев — это, как минимум, дурной тон. Обусловленный творческой несостоятельностью и (или) недальновидностью.
Почему-то большинство людей предпочитает иметь индивидуальный стиль в одежде, использовании аксессуаров, парфюмерии. Вряд ли уважающая себя дама наденет такое же платье, как у ее сослуживицы, или будет пользоваться теми же духами. А в литературе быть инкубаторскими цыплятами или попугаями взрослые почтенные люди не находят зазорным. Творческий поиск (в своей душе и разуме) подменяется сканированием чужих страниц — будь то соседи по сайту или классики. При этом добытое у других гордо именуется своими находками и тиражируется со скоростью звука. В итоге, сокровища из чужих ларцов не только обесцениваются - они начинают раздражать. И непонятно, с какой стати автор должен сомлеть от признательности, видя такое паразитирование на своих перлах. Он спускался за ними на «дно морское», а кто-то взял «жемчуг», забравшись к нему в форточку, - и не только нацепил «находку» себе на грудь, но и запустил производство фальшивок.
Чем, например, руководствуются тридцать участников конкурса вальсов (именно вальсов, а не переделок песен), являя миру тридцать версий «Кружится, кружится старый вальсок» (муз. Я.Френкеля, сл. К.Ваншенкина )? И каково это — отведать за раз тридцать порций сего кушанья: похожих текстов (словно все пришли на сайт с чистым листом вместо лексикона), положенных на одну и ту же мелодию? Даже если «вальсок» был когда-то вашим любимым музыкальным произведением, после такого действа вам, скорее всего, гарантировано стойкое отвращение и к мотиву, и ко всем его исполнителям. Странно, что людей прельщает перспектива быть сойкой, обученной подражать любым звукам, вместо того, чтобы стремиться стать жаворонком...
Можно, конечно, записывать в ретрограды тех, кто не встал под знамена эпигонства, но не вижу особого прогресса, новаторства и смысла в том, чтобы упражняться всей бригадой там, где линии уже найдены, форма вылеплена. К чему все эти соревнования в использовании чужого?
Почему дань памяти любимому поэту следует отдавать, удачно (или неудачно) подделываясь под него? Что мешает сказать об ушедшем несколько слов от себя и ПО-СВОЕМУ? На кой Пушкину — ОН САМ - в чьем-то, пусть даже мастерском (а зачастую - бездарном), исполнении? И зачем мне, читателю, Пушкин № 2, 3 и так далее, когда у меня есть — ОРИГИНАЛ? Чем великолепно имитировать чью-то индивидуальную манеру - не лучше обрести свою?
Эпизод на грани абсурда. Поклонник Омара Хайяма пытается писать в его стиле, копируя не только форму (рубаи), но и элементы содержания. Казалось бы, и так многовато чужого на единицу площади: из четырех строк одна хайямовская и лишь три — свои. Но автору на полном серьезе поступает совет: еще кое-какие слова позаимствовать у кумира. Не проще тогда вообще всё слизать у Хайама — исключительно из любви к нему?
А какое впечатление от всяческих продолжений кинофильмов, ставших шедеврами? Жалкой попытки въехать в историю киноискусства, прицепившись к чужому локомотиву...
Многие классики высоко ценили «солнце русской поэзии»: Цветаева, Ахматова, Блок. Есенин чтил Пушкина, примерялся к нему. Но миру он подарил себя — Есенина, в единственном экземпляре... В ранних стихах того или иного поэта можно встретить интонации, заимствованные у предшественников. Но не эти, несамостоятельные, стихи составят его поэтическое наследие.
Каждый человек уникален, со своим темпераментом, чувствами, мыслями (даже если они с чьими-то совпадают), образом мышления, кругозором и лексиконом, обусловленными ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ условиями развития и генами. Каждый, придя в мир для решения СВОИХ задач, проходит СВОЙ жизненный (и творческий) путь, проживает СВОЮ судьбу.
Чего ради мне, имеющей собственную душу и разум, будучи в здравом уме, становиться чьим-то отражением, чьим-то зомби? При всем уважении к Анне Ахматовой, я не хочу быть второй Ахматовой. И даже — первой. Я хочу быть собой.
Может, это не модно, но я за натуральный продукт, а не подделки - даже качественные. И пусть машина по производству суррогатов работает бесперебойно, под аплодисменты невзыскательной публики, но чем больше вокруг псевдолитературы (сконструированной по чертежам), чем агрессивнее она насаждается, тем больше тоска по живому и настоящему. Можно перенести ширпотреб в одежде, но в творчестве нужен эксклюзив.
Форма, содержание, узнаваемое творческое лицо и голос — всё должно быть своё. Иначе какое это творчество? Оно по определению предполагает создание чего-то нового, уникального и неповторимого — такого же неповторимого, как отпечатки пальцев. Виртуозно исполнить чью-то мелодию — это мастерство. Создать новую музыку (используя все те же семь нот, что и твои предшественники) — это творчество.
Полностью перенять чужой стиль — не просто. Культура пишущей братии такова, что зачастую со стилизацией путают зауряднейший плагиат, издевательство над авторской формой и содержанием, над воплощенной в слове душой... Похабнейшие вещи выдаются за подражания (будто шедевры рождаются именно для их осквернения). А это еще хуже, чем лить помои в роскошную античную вазу и выставлять ее на площади, начертав рядом с именем мастера свои ФИО.
Что касается копирования искусного и трудоемкого, то вспомнился комедийный фильм Уильяма Уайлера «Как украсть миллион» - о талантливом художнике Шарле Боннэ, пишущем и продающем подделки под знаменитых импрессионистов. В своем кропотливом, доходном деле авантюрист Боннэ преуспел настолько, что для опровержения подлинности его полотен требовалась экспертиза. Но у него хотя бы имелся резон для освоения и внедрения чужой техники. А если ты не Боннэ? стоит ли тратить свой жизненный и творческий потенциал на подделку чужих почерков и стяжание чужих перлов — на то, что составляет удел мошенников или неоперившейся птенцов — склонных к подражанию подростков? Лично я и живопись не считаю подходящей площадкой для этого, а литературу — тем паче.
Что-то подсказывает мне, что поэзия — нечто большее, чем массовое производство пирожков по чьим-то рецептам, на трофейных дрожжах или из трофейного теста с чужим изюмом.
Разумеется, дело выбора каждого - быть оригиналом или чьей-то копией (первой или сто первой). Добиваться высот мастерства в имитировании чужого творчества или же стремиться самому стать творцом - ориентирующимся на свой внутренний компас, а не на чужие лекала.
Бессмысленная дилемма: пение чужой мелодии СВОИМ голосом или своей — ЧУЖИМ. Однако второе — более противоестественно, а потому вызывает большее отторжение. Это насилие над природой - если, конечно, ты не сойка.
Человек, поющий чужим голосом, обкрадывает в первую очередь себя. Ибо он отказывается от возможности состояться как личность в литературе (живописи, музыке и др.), предпочитая роль сканера или ксерокса.
© Copyright: Анна Витальевна Коростелева 1, 2016
P.S. Вижу, Санто, Вы дополнили эссе.)) Странно, что нет отзывов.
Для кого-то слово «индивидуалист» ругательное... Но и я жутко не коллективное существо. Согласна с М.Е.Литваком в том, что «Общение человеку необходимо как кислород, но все остальное он должен добыть в одиночестве». (Литвак М.Е. «Принцип сперматозоида»).
Анна Витальевна Коростелева 1 19.05.2016 08:10 Заявить о нарушении
заранее, когда источник иссякнет:))
Прочел с интересом Ваш спич - киваю, - что тут скажешь? - когда все сказано:)
А отзывов нет? - дык, в эту тему на голой эмоции не вырулить, тут надо дорогу знать:))
Сан-Торас 19.05.2016 11:35 Заявить о нарушении
А с Вашим собеседником, Санто, намедни чуток поспорили на площадке МЛГ. Тоже тема интересная. Все его защищают от меня.)) А я и не нападала ни на кого. Высказалась по существу вопроса.
Анна Витальевна Коростелева 1 19.05.2016 11:43 Заявить о нарушении
И потом гендерная зависимость срабатывает.
На Вас, небось, фанатки накатили:))
Сан-Торас 19.05.2016 12:09 Заявить о нарушении
Анна Витальевна Коростелева 1 19.05.2016 12:28 Заявить о нарушении
Эксы из Вас хлещут. Один лучше другого.))
Анна Витальевна Коростелева 1 19.05.2016 14:12 Заявить о нарушении