III Легенды о первоначальном основании Арзамаса и
Арзамасские летописцы: Шлейников, Мерлушкин и А. Терещенко. Их легковерность и неразборивость. Легенда о мордвине Тёше и его сыновьях. Разсуждение о ней. Легенда о посещении Александра Невскаго. Размышление о ней, опровержение ея.
Среди жителей Арзамаса с давних пор были лица, интересовавшиеся прошлым своего родного города. Некоторые из них даже записывали слышанное. Так в начале ХVIII столетия арзамасский купец Шлейников, на основании устных разсказов, составил историю Арзамаса, которая в рукописи дошла до торговаго человека Мерлушкина, жившаго в конце ХVIII столетия. Будучи, по своему времени, человеком начитанным и интересуясь историей Арзамаса, Мерлушкин составил целую летопись, для которой воспользовался сочинением князя Хилкова «Ядро Российской Империи», вышеупомянутой рукописью Шлейникова и устными разсказами старожилов: арзамасских купцов Плотникова и Синицына, крестьянина Нижне-Ломовскаго уезда Ивана Суслова и какого то Никиты. Летопись Мерлушкина интересовала в Арзамасе многих, с нея делались списки, которые переписчики искажали прибавлениями от себя и толкованиями по своему.
В 1840-х годах А. Терещенко, гвардейский офицер, писатель, гостивший тогда в Арзамасе у своего друга Н. Я. Стобеуса, написал «заметки об Арзамасе», которыя и были напечатаны в «Современнике» и отдельной книжкой в 58 стр. Единственный экземпляр этой книжки сохранился у потомственной почетной гражданки А. М. Подсосовой, с дозволения которой и были сделаны мною выписки из этих «заметок». А. Терещенко также пользовался летописью Мерлушкина и, подобно ему, начинаеть повествование об Арзамасе следующей легендой:
При нашествии Батыя толпы мордвы бежали из своих жилищ и укрылись в диких и непроходимых дебрях арзамасских. В числе других был мордвин Теш, поселившийся на том месте, где впоследствии образовалось мордовское селение Втарес (ныне село Вторусское). В 1245 г. Теш охотился с детьми своими в тех местах, где ныне стоить Арзамас, наловил много дичи, нажарил, наелся вместе с детьми и улегся спать. Он и дети его увидели вещие сны, в которых им было показано, где кому поселиться, а потому они, разсказавши виденное во сне друг другу, и разделили окрестную местность между собой, поселившись каждый на своем участке. Сам Теш поселился на горе, где ныне стоить церковь св. Духа и протекавшую там реку назвал по своему имени Тёшею. Сыновья его поселились: Шамайко на маленькой речке, впадающей в Тешу, которую также назвал своим именем, Шамкою; Якшейка на протекающем оврагами чрез город ручье Сороке; Михалко на север от города на протоке Михалевом и Кусилко на горе Киселевой, находящейся между городом и протоком Михалёвым.;
Разсматривая это предание, трудно согласиться, что оно не было плодом фантазии. Можно допустить разве лишь то, что, действительно, когда то жил здесь мордвин Тёш, который был настолько известен и почитаем среди мордвы, что имя его было дано реке и сохранилось навсегда. Все остальное — чистейший вымысел. Разве возможно допустить, что полудикая мордва запомнила даже год, в котором Тёш поселился на месте теперешняго Арзамаса, когда даже просвещенные народы то-и-дело путаются в летоисчислениях? О вещих снах конечно и говорить не приходится. Наконец, довольно странно, что сыновья Тёша носили русския имена: Михалев овраг и Киселева гора, по всему вероятию, получили свои названия от русских людей, живших в Арзамасе значительно позднее, хотя действительно как увидим далее, в XVII ст. и существовала близ Арзамаса мордовская деревня Михалиха.;
Затем Мерлушкин приводить другое сказание, которое без всякаго разсуждения помещает в своих «заметках» и г. Терещенко. Вот оно:
Через 18 лет от заселения Арзамаса (т. е. в 1263 г.) был встречен здесь жителями Великий князь Александр Невский, который возвращался из Орды и, как говорит предание, он обедал на Духовской горе и потом водрузил на том самом месте крест, моля Господа да просветит Он здесь живущих светом Веры.
Пишущему эти строки, усердному почитателю святаго и благовернаго князя Александра Невскаго и природному арзамасцу, хотелось бы верить этому преданию, но, после продолжительнаго размышления, приходится повторить слова св. Димитрия Ростовскаго «да не будет мне лгати на святого». Предание это совершенно не заслуживает вероятия на следующем основании:;во первых: многия князья, святители и другия важныя лица путешествовали в Орду; но путь их всегда лежал по берегам Волги и незачем им было заходить в глухия дебри арзамасския, во вторых: как говорит история, св. Александр Невский больной прибыл в Нижний Новгород, а в Городце окончательно разболелся, был пострижен и скончался 14-го, а 23 ноября 1263 года привезены мощи его в Владимир. Стало быть: 1) ехал по Волге; 2) если допустить, что ехал чрез Арзамас, то был здесь больной; 3) дело было позднею осенью, а может быть тогда уже и наступила зима, когда вид с Духовской горы не представлял ничего особенно привлекательнаго и когда расположиться здесь обедать больному князю едва ли бы вздумалось и наконец в третьих, что, пожалуй, важнее всего: а) кроме летописи Мерлушкина об этом нигде нет никакого известия, б) среди жителей Арзамаса, вообще известных своей религиозностью, об этом не сохранилось ни малейшаго воспоминания и в) в церквах Троицкой и Духовской, стоящих на том месте, где по этому преданию, останавливался св. князь, нет ни придела во имя Александра Невскаго, ни древних его икон, одним словом, никакого напоминания о его пребывании на этом месте.;
Все это вместе взятое и убеждает считать предание о посещении Арзамаса св. Александром Невским вымыслом кого либо из переписчиков летописи арзамасской.
IV Сказание об основании Арзамаса Иоанном Грозным в 1552 г.
IV Сказание об основании Арзамаса Иоанном Грозным в 1552 г. и памятники, сохранившиеся от его Казанскаго похода в Арзамасском уезде. Общий вывод из всех этих сведенийСказание об основании Арзамаса Иоанном Грозным в 1552 г. и памятники, сохранившиеся от его Казанскаго похода в Арзамасском уезде. Общий вывод из всех этих сведений. Последний Казанский поход. Основание Арзамаса по летописи Мерлушкина. Ичалка (или Ардатка). Арза и Мас. Встреча Царя и основание города. Крещение мордвы. Указание на исторические неточности этого сказания. Путь Грознаго по Царственной книге. Места его станов. — Обилие преданий о прохождении Грознаго в разных местностях Арзамасскаго края. Исторические памятники сего похода, сохранившиеся до сего времени. Общий вывод из всего этого: вероятность посещения Арзамаса Иоанном Грозным и построения им арзамасской крепости. Настасьинския ворота. Первая церковь. Икона Воскресения Христова «Государево данье». Объяснение имени «Арзамас». Вероятность расположения царскаго и воискаго стана на месте с. Ивановскаго.
Author: Н. М. Щегольков
Свидетельство о публикации №116051700034