6. Чокнутые радиоприемники
Нет, не так. Время нельзя убить. Скорее оно убьет тебя, чем ты его. Но время никого не стремится убивать, оно просто течет сквозь нас. И одновременно позволяет увидеть, что происходит на соседней улице, на другом конце города, где-нибудь в чертовой дали, например, в проливе Босфор (ни хрена, к слову говоря, там интересного: опять затонул танкер или сухогруз, мат стоит в три этажа, все бегают, ищут спасательное судно).
Это практически невозможно рассказать. Просто ты одновременно находишься везде и никуда при этом не торопишься. Ты все можешь увидеть: цвет обоев сквозь стены домов, мысли через черепную коробку и т.д. Но тебя это не волнует. Ты не Великий и Ужасный Гудвин повелитель мира, не Нострадамус или другой ясновидящий, озабоченный в основном стрижкой бабла, ты просто кусок ветра. Ты не можешь ничего изменить, но можешь все увидеть. Тебе никого не жаль, но ты одновременно с этим всех любишь.
Всех любишь, но никого не жалеешь. Наверное, это самое точное определение.
Вокруг между тем творился форменный сумасшедший дом. Начать с того, что учительница пения, практиковавшая расширение сознания вскоре исчезла. То ли её действительно сдали под наблюдение врачей, то ли просто перешла в другую школу. Но недели через две после описываемых событий, проходя мимо той самой помойки, я увидел валявшийся сломанный браслет в виде змейки. Вполне возможно, что встреча с Уроборосом так или иначе состоялась. И, к сожалению, с большой вероятностью можно предположить её исход.
Вообще, это было время, когда Империя стала саморазрушаться. Как результат, высвободилось колоссальное количество энергии. Так всегда бывает в живой природе когда происходит процесс горения, гниения, разложения. Так случилось и здесь, только «горела» целая страна. А поскольку события развивались очень быстро, энергии было много и сразу.
Человек выходил на улицу и его накрывало. Все куда-то бежали, лихорадочно что-то делали, таращили глаза, читали газеты. Причем едва ли не половина этих действий, если смотреть с рациональной точки зрения, была абсолютно бессмысленна. Но … теперь есть такое слово «движуха». Раньше слова не было, но само явление, конечно же, существовало. Причем заражались данным безумием и стар, и млад, и волосат, и лыс – все поголовно.
Эту эпоху, весьма впрочем короткую, можно назвать «эра чокнутых радиоприемников». Года с 1989-го, когда в Москве собрался особо важный Съезд народных депутатов и его стали транслировать по телевизору и радио. Именно тогда привычной стала картина, когда каждый второй прохожий шел по улице по своим делам, но со включенным приемником. А надо вам сказать, мои маленькие друзья, что в те времена никаких еще портативных наушников в массовом обиходе не было. Поэтому дурдом, царивший в зале заседаний, выплескивался на улицы: разобрать кто чего говорит, было совершенно невозможно, но все это слушали и обсуждали.
После сеанса единения с радиоприемниками многие шли на митинги. Порой складывалось ощущение, что в городе все кто мог самостоятельно передвигаться, хотя бы раз или два на них побывали. В некоторых местах, скажем на Арбате, митинг вообще был едва ли не круглосуточный. Папаша Фрикадель обожал его.
В основном там люди просто тусовались, пока не находился оратор, который внезапно (и главное громко) начинал что-нибудь говорить про политику, экономику, наркотики, презервативы и т.д.. И все внимали ему, раскрыв рот. На полном серьезе и вне зависимости от содержания речи. Потом в пяти метрах мог объявиться какой-нибудь человек с гитарой и начать петь сатирические куплеты. Одновременно с этим, третий голосом Брежнева рассказывал анекдоты про самого же Брежнева. И все это сливалось в какой-то сумасшедший коктейль. И все потреблялось в неограниченных количествах безо всякого удержу и меры. Подобного рода ораторов и сегодня можно без труда найти в достаточном количестве, но вряд ли найдется столько благодарных слушателей. В этом основе отличие.
Папаша Фрикадель обожал митинги – он едва ли не погружался в эти звуки и крики и мог часами стоять возле ополоумевших ораторов. При этом, на следующий день он едва ли помнил содержание большинства речей, но видимо это его сильно и не волновало. Мне же быстро надоедало и я старался уйти.
Особенно хорошо было весной, в мае. Ты уходил с шумного Арбата или тогда ещё Калининского куда-нибудь во дворы и переулки, которые тогда были еще пыльные, обшарпанные, без многочисленных заборов и охранных систем, но абсолютно живые. Это была тоже своего рода Музыка и ты погружался в нее, и как правило очнуться удавалось только на пороге собственного дома, или у гаражей в соседнем дворе.
На которых чаще всего сидели одни и те же: Бобёр, Шуша, Корней, Сын Оленевода Бельдыева. Так было и в тот раз. Они слушали магнитофон "Электроника-302". Да-да, тот самый легендарный выкидыш советской электронной промышленности – коричневый и раздолбаный. Теоретически он был предназначен для проигрывания музыкальных записей, но по факту после месяца эксплуатации он превращался в коричневый ящик, который можно ставить какие угодно кассеты, но звук идет примерно одинаковый: «пр-р-р-р-р-ш-ш-ш-ш-ш-ш» потом опять «пр-р-р-р-р-ша-ла-лу-ла». И сквозь эти хрипы и шум можно по некоторым косвенным признакам угадать слова песен, а также мелодии и ритмы. На самом деле ничего сложного, дело привычки.
Бобёр, как хозяин аппарата предпочитал блатные песни, но в тот день он взял то ли пакет не с теми кассетами, то ли еще что, но среди прочего на одной кассете оказался,"Beatles". «Белый альбом», та пластинка где «When my guitar gently wips» ... или чего-то она там джентли делает.
Надо сказать, что «Beatles» я не сильно люблю. Я люблю «The Doors», но тогда я еще об этом не знал. А остальные и подавно не любили «Beatles». Однако, это не имело решительно никакого значения.
Потому что в тот раз дело было не в исполнителях, а в Музыке. Полагаю, высокое собрание уже согласилось с тем, что Музыка есть внутри каждого. Правда, у большинства из нас она до поры до времени дремлет, и даже может так получиться, что в ком-то вообще не просыпается никогда. Но если это все же случилось, то мир меняется кардинально.
Мы сидели тихо-тихо, и слушали. Все перестали плевать, курить и материться, даже мятежный Сын Оленевода Бельдыева. Сквозь хрипы видавшего виды аппарата «Элеткроника-302» мы напряженно вслушивались как Эрик Клэптон выводил соло в этой самой «When my guitar gently wips» (кстати никто тогда не знал, что эти именно он) и постепенно растворялись в Музыке. Начинало казаться, что это играет никакая не электрогитара, а сам воздух наполнен звуками. Листва поет о чем то своем, радиоприемники в окнах выводят какую-то общую мелодию, причем совершенно не ту, которая вроде бы передается по открытым каналам связи. И ты уже не малолетний оболтус, выкроивший время чтобы погреться на гаражах, а важная часть чего-то огромного и важного, что происходят прямо сейчас и чего трудно выразить словами.
Когда песня доиграла в аппарате тут же сели батарейки, но тишины не наступило. Нас вдруг прорвало: мы стали, перебивая друг друга, молоть всякую чушь, кричали почти одновременно и совсем при этом не понимали, что говорим. Я долго удивлялся этому, а потом понял: наши голоса просто продолжали колебаться в унисон Музыке, она резонировала в нас.
И тут нарисовался Серёга на мотоцикле. Хотя может быть его звали вовсе не Серега, но теперь об этом уже не у кого спросить. Но мотоцикл был. Я думаю, он изначально явно приехал хвастаться, но вместо этого некоторое время рядом с гаражами и слушал что происходит. Наконец, мы его заметили и он даже не вступил, а влился в общий разговор. Я кстати говоря, совершенно не помню, о чем именно мы говорили. Да это по большому счету и не важно. Тем не менее хорошо помнится ощущение: тогда казалось, что мы вшестером стали ближе и понятнее друг другу, чем самые родные люди. Что мы дышим одинаково, что наши радости удесятеряются, а печали в одну секунду сводятся на нет. Что всё на свете легко и всё подвластно. Что нет преград ни для чего.
- Мы все на пороге больших событий – сказал Бобёр – и скоро нас никто не сможет узнать
- Не ****и – важно возразил Шуша – ничего в мире не меняется настолько, чтобы не быть узнанным
- «Перемен требуют наши сердца» - запел Корней – вы совсем уже ку-ку. Один вскрыл кассу в трамвае и теперь думает, что мир перевернулся. А второй наслушался где-то какой-то ерунды и теперь её повторяет.
- По морде бы тебе настучать, да лень – сказал Бобёр. Он действительно на днях участвовал в ограблении трамвая и очень этим гордился – Настроение у меня сегодня хорошее, так что живи пока.
- Я малолеток не обижаю – важно заявил Серёга, который был на год или полтора старше нас - Вы, чо то, ёпт, как в детском саду! Поеду я, пора мне.
Все забыли про намечавшуюся было потасовку и сползлись на край крыши чтобы лучше видеть отъезд мотоцикла. Серегин агрегат завелся раза с пятого, но зато это было впечатляюще – рев и клубы дыма были такими, как будто стартовала как минимум ракета. Должен признать, это производило впечатление.
- Машина зверь – завистливо сказал Сын Оленевода Бельдыева, который, как я знал, очень хотел мотоцикл, но денег на него решительно не было
- Ещё бы! – самодовольно ответил Серёга – были бы крылья, точно б полетел.
И с этими словами он умчался за угол издавая немилосердно ревущие звуки. И больше не вернулся. Потому что попал под Камаз, на Яузе в районе Ростокинского моста, да так, что его едва ли не пополам перерезало. Об этом всем рассказал Бобер на следующий день: он узнал от соседа - санитара «Скорой помощи». А на следующую ночь мне приснился сон. В нем было все, как рассказал Бобер, но присутствовала и одна важная дополнительная деталь – перед тем как попасть в аварию Серега пересек какую-то полосу, похожую на водоотводный лоток, какие делают на дорогах, но только очень широкий и странной формы. Повнимательнее присмотревшись, я понял, что это вовсе никакой не лоток, а … да-да, именно чешуйчатое тело огромной змеи, Уробороса, чуть выступающее на поверхность из асфальта.
Во сне, конечно, еще и не такое бывает, но мне стало ясно: дело было не в нарушении правил дорожного движения. Мы находились внутри его кольца и змей нас оберегал. В том числе позволил услышать Музыку. Вряд ли специально – ему мало дела до людей вообще и до нас в частности. Просто этот мир всегда делится на две неравные части – та, что внутри кольца Уробороса, и та, что снаружи. И пересекать границу между ними надо крайне осторожно. Потом я увидел, как создался затор, приехали милиция, скорая и доставали Серегу вперемешку с останками мотоцикла: прямо как Колобка, замечтавшегося и прозевавшего лису.
Но если возвращаться к той нашей компании, то, правду говоря, остальные с лисой тоже не сильно разминулись. Бобер умер первым от передоза едва дожив до 27 лет, Сын Оленевода Бельдыева – чуть позже, от него же. Шуша, по-моему, последним от СПИДа. Корнея посадили на 10 лет (он в порядке самообороны убил человека, но это оказался сын полковника милиции), но он выжил, и вышел. Назло врагам, на радость маме, как говорится. Разумеется, совсем другим человеком. Разговаривать нам особо не о чем, но при случае здороваемся.
Жаль конечно. Что так все вышло. Но что действительно сильно изменилось с той поры – теперь ты всех жалеешь, но при этом уже не любишь.
Свидетельство о публикации №116051600085
Степь 2 16.01.2020 21:50 Заявить о нарушении