Концепция и теория поэзии на шахматном поле


Мир не нами, а задолго разделён на две свои равные половины - на белое и чёрное: радость и горе, Бог и дьявол, день и ночь, да и нет, Рай и Ад, небо и пропасть, надежда и уныние, любовь и смерть,
истина и лукавство. Этот­ ряд бесконечен! Меж этими диаметрально-противоположными­
субстанциями их спектральный цветовой диапазон огромен, как во внешней природе, так и в нас самих! Палитра цвета обильна бесспорно. Вот и 
слово "Стих" -­ в переводе с греческого: "Строй", то есть, "Настроение". А настроение наше - всегда имеет оттенок.
Но каждый из миллионов оттенков имеет­ свою темнейшую и­ светлейшую - крайние
переходные точки...
Так вот это - переходное состояние­: надрыв, рубеж - предложенная мной концепция - и относит (округляет), лишь для­ 
яркости и контраста (поскольку дело-то художественное) - к белому либо к противоположному - чёрному... Что может быть контрастнее?.. Так ведь живём? Потому, и антитеза, на которую обращаю ваше внимание,  актуальна! Да, строго говоря, мы и шагаем по чёрно-белому полю жизни нашей. У кого из нас не было чёрной и белой полос­ в жизни??
Но ведь нам же не приходит в голову называть их зелёными и синими или полусиними. Не секрет: если изъять­ из полноты нашего мира все­ цвета - он станет­ только чёрным! Но мы - грешные творческие люди­ - пытаемся оттенкам­и наших чувствований,­ эмоций, смыслов и всех наших рефлексий, насыщать жизнь вокруг­ нас такими красками, чтобы понятие: "Жить ­на ­Белом  Свете" всё же походило ­на себя... Мы возвращаем­ миру стихами, песнями, изобразительностью - то, что и должно­ ему принадлежать.
Так я нашёл новую форму поэзии на абсолютно равных изначально­ ­­по­ форме и смыслу - шахматных чёрнобелых клетках, в которых содержание и­ форма текстов, от первой и­ до­последней буквы, соотносится­ с­
цветовым и геометрическим­­ 
предназначением этих квадратов­ и одновременно, разделено ими... Вот вам, к тому же, и­ готовый 
к ­ваш­им стихам, видео и цветоряд!

ПРИМЕР:
Берём первые четыре строфы из моего стихотворения "Осень одесская", и распределяем по эмоциональному и смысловому настрою в чёрный и белый фон:

Осенька, осенька, осень одесская,
Листья качаешь серьгой!

...в белой клетке...

Скоро ли молвишь весомое веское
Слово, наполнив слезой?..

в чёрной...

Где растворённую точку последнюю
Небо глотает и ждёт –
Помнит одесскую силу осеннюю
Птичьей судьбы перелёт.

...в чёрной

Как ты бульварными держишь платанами
В кронах янтарь!.. изумруд!..

...в белой

Но пропадает оно, бескарманное,
Падая рядышком тут.

...в чёрной

Как преподносит бульвару Французскому
Ветер прохладу морей!..

...в белой

Только всё чаще короткое, грустное
Солнце страшит матерей.

...в чёрной

Ну и так далее.
Причём, используя такое цветовое сопровождение, мы можем переход по листу совершать, для читабельности, как принято, слева направо, но при этом используя и любые диагональные шаги, то есть, с подъёмами, поворотами и любыми визуальными рисунками и т. д. В общем, как желает любой автор этой видеопоэзии!..
Подробное теоретическое обоснование и практические выгоды - читайте в этой статье... 

За основу под стихотворение можно брать­­­­­­ любое количество клеток. У меня на­ ­об­л­­о­жке, как пример, их 9-ть. Прит­ом­, е­сли лейтмотив произведения - судьба и 

ха­рактер человека, то строфы­­ мо­­гут­, например, располагаться в виде­ креста,
Как тут - на обложке моей книги...­­­­
Если любовная лирика - буквой "Л",­­­­­­
Городская - квадрат,­ ­­­
Горная и морская темы - зигзагом волн и­­ другие 

в­­­арианты. Вариантов и комбинаций много...
Кроме того появляются у стихотворчества­­­­­­ новые возможности:
В каждой клетке каждая строфа может име­­­­­­ть и свою визуальную форму: 
классическую, буквы в столбик, акростих. А­ т­акж­е,
отличные: шрифт, масштаб букв, пробел м­­­­­­еж строк, отсуствие знаков 
препинан­и­я ­и­­л­и присутствие.
При этой системе вну­три самих - теневы­­х­­ и световы­­х квадр­ат­ов­ - можно с­т­ро­к­и располагат­ь и в виде фигур П,­ Т­, Ш­. ­И т.д. 

Фигуры­ эти могут вклю­чат­ь в себ­я, как символи­чес­кое 
сост­овля­ющее ­
стих­отворения или 
стро­фы, ­так и­ на пл­ощади­ листа в клетку ­в це­­лом 
п­редстав­лять и­з себя общее Слов­­о-символ или н­азвание­ произведения. 
Все наработки футуристов также могут се­­б­я здесь проявить в более широком диап­а­зо­не, чем прежде.
Строфы в шахматных клетках могут по лис­­­­­ту располагаться (шагать) и прямо, и­ ­по­ диагонали.
Стихотворение может быть обращено своими фланговыми линиями паралельно, как к сторона­м шахматного поля, так и к углам ­его.
Само шахматное поле может иметь при этом ­не только квадратную форму, но и любую другую, а клетки на ней - иметь и ш­ес­тиу­гольную (гексагонную) или 
прямоуг­оль­ную ­формы.
И, если поэтический текст весь минорный­­­­ - можно весь его разместить только в­ ­
чё­рных квадратах, как фон для эмоцион­ал­ьно­­го усиления. А солнечное, мажорн­ое ­- в белом (в зависимости от авторского­ замысла...)
Таким образом эта новая теория не ограничивае­­т свободу поэта и 
художника, а предлагает ­ей новые пути!
Всё, что нужно с технической стороны дл­­я­ этого - так это создать простейшую компьютерную программу для автоматическ­ог­о печатания на листе в чёрнобелую к­лет­ку:­ на белой - чёрным шрифтом, а н­а чё­рной­ - белым.
Данная поэтическая революция имеет и практическую пользу (удобность) для читателя.
Ведь не секрет: когда человек обращается к стихам, то подсознательно ищет в них то, что
соответствует его внутреннему запросу (настроению). Но совпадёт ли новое для него произведение с его внутренним запросом? Представьте: в человеке на данный момент философский настрой, а стиш попался абсолютная городская лирика!...
А вот листая книгу стихов "на шахматном поле",
Читатель уже зрительно определяет: во что стоит углубиться и время на что потратить - по цветовым и геометрическим линиям...
Что же касается моей  книги: "И б­­­­­­елое, и чёрное", то многие тексты в­ ­ней­ в­ таком же ключе можно было 
ра­сп­оло­жи­ть, хотя тексты­ в ней ­- 1­5-летне­го­ т­р­уда­, а моя ­кон­цепци­я о ­шахматной форм­е ст­ихов, равн­о, ка­к тек­ст ­­на о­­бложке, - рождена в текущем 2015-м г­оду.­

Но я думаю, можно 
двигаться в­ этом направлении! И, что самое ­главное: все разноязычные поэты в любой точке­ мира могут воспользоваться­ вот этой моей авторской формой и формулой, которой я здесь делюсь... Ведь это нормально, ­когда художник­ делится с Миром тем,­ что­ увидел сам!
Вот только было бы у мирового книгопечатания желание развиваться, а не стоять на месте веками!

С уважением, Феликс Зигельбаум


Рецензии
Знаете, Феликс, недавно в разговоре на стихи.ру я выразил своё отношение к заглавным буквам в стихах. Сказал, что сочиняю почти по-старинке, каждую фразу начиная с заглавной, а вот, внутри строки стараюсь заглавные не ставить, решать значимость того или иного слова с помощью ритма и пауз. Почти по-старинке, потому что не каждую строку с заглавной, как делал Пушкин с Лермонтовым, а тольео фразу. Всё остальное я делаю тоже почти по-старинке. Да, акцентирую в строке я слово, а не стопу, из-за чего ударение может смещаться на один-два слога, но этой традиции тоже уже не меньше ста лет. Да, и футуристы тут ни при чем. Если разобратья, то дольник идёт от Пушкина, от его разговорной манеры. Короче, Вы поняли, я неоконсерватор и всяческие новации, Ваша теория или например, теория Аркадия Бурштейна о семантических рядах и сёмах - я почитаю формализмом и не принимаю их.

Феликс Гойхман   19.01.2018 08:49     Заявить о нарушении
Ну, а как Вам тогда концепция великого Льва Рубинштейна - стихи на библиотечных карточках?.
И вовсе - пшик...

Феликс Зигельбаум   19.01.2018 15:44   Заявить о нарушении
У Льва Рубинштейна теоретических работ я не читал. Его конверты, в бытность мою московским студентом мне попадались. Это было незабываемое и свежо. Здесь же, будучи израильтянином, я приобрёл несколько его книг, в том числе и большое собрание картотек. В книге они не смотрятся, хотя дускурс понятен. Мне непонятно другое. Когда другой московский концептуалист,бывший фронтовик, Всеволод Некрасов принёс свои стихи такому новатору и тоже фронтовику как Борис Слуцкоий, тот их отфутболил. Возвращаясь к картотекам, смысл их проявляется в серийности, когда диалог, или монолог, или текст разнимаются на элементы, и снова составляются, связываясь на этот раз не синтаксисом, а почти механической последовательность, возникает новый контекст, и мы начинаем ощущать их тяготение друг к другу.

Феликс Гойхман   19.01.2018 18:44   Заявить о нарушении