Концепция и теория поэзии на шахматном поле
Мир не нами, а задолго разделён на две свои равные половины - на белое и чёрное: радость и горе, Бог и дьявол, день и ночь, да и нет, Рай и Ад, небо и пропасть, надежда и уныние, любовь и смерть,
истина и лукавство. Этот ряд бесконечен! Меж этими диаметрально-противоположными
субстанциями их спектральный цветовой диапазон огромен, как во внешней природе, так и в нас самих! Палитра цвета обильна бесспорно. Вот и
слово "Стих" - в переводе с греческого: "Строй", то есть, "Настроение". А настроение наше - всегда имеет оттенок.
Но каждый из миллионов оттенков имеет свою темнейшую и светлейшую - крайние
переходные точки...
Так вот это - переходное состояние: надрыв, рубеж - предложенная мной концепция - и относит (округляет), лишь для
яркости и контраста (поскольку дело-то художественное) - к белому либо к противоположному - чёрному... Что может быть контрастнее?.. Так ведь живём? Потому, и антитеза, на которую обращаю ваше внимание, актуальна! Да, строго говоря, мы и шагаем по чёрно-белому полю жизни нашей. У кого из нас не было чёрной и белой полос в жизни??
Но ведь нам же не приходит в голову называть их зелёными и синими или полусиними. Не секрет: если изъять из полноты нашего мира все цвета - он станет только чёрным! Но мы - грешные творческие люди - пытаемся оттенками наших чувствований, эмоций, смыслов и всех наших рефлексий, насыщать жизнь вокруг нас такими красками, чтобы понятие: "Жить на Белом Свете" всё же походило на себя... Мы возвращаем миру стихами, песнями, изобразительностью - то, что и должно ему принадлежать.
Так я нашёл новую форму поэзии на абсолютно равных изначально по форме и смыслу - шахматных чёрнобелых клетках, в которых содержание и форма текстов, от первой и допоследней буквы, соотносится с
цветовым и геометрическим
предназначением этих квадратов и одновременно, разделено ими... Вот вам, к тому же, и готовый
к вашим стихам, видео и цветоряд!
ПРИМЕР:
Берём первые четыре строфы из моего стихотворения "Осень одесская", и распределяем по эмоциональному и смысловому настрою в чёрный и белый фон:
Осенька, осенька, осень одесская,
Листья качаешь серьгой!
...в белой клетке...
Скоро ли молвишь весомое веское
Слово, наполнив слезой?..
в чёрной...
Где растворённую точку последнюю
Небо глотает и ждёт –
Помнит одесскую силу осеннюю
Птичьей судьбы перелёт.
...в чёрной
Как ты бульварными держишь платанами
В кронах янтарь!.. изумруд!..
...в белой
Но пропадает оно, бескарманное,
Падая рядышком тут.
...в чёрной
Как преподносит бульвару Французскому
Ветер прохладу морей!..
...в белой
Только всё чаще короткое, грустное
Солнце страшит матерей.
...в чёрной
Ну и так далее.
Причём, используя такое цветовое сопровождение, мы можем переход по листу совершать, для читабельности, как принято, слева направо, но при этом используя и любые диагональные шаги, то есть, с подъёмами, поворотами и любыми визуальными рисунками и т. д. В общем, как желает любой автор этой видеопоэзии!..
Подробное теоретическое обоснование и практические выгоды - читайте в этой статье...
За основу под стихотворение можно брать любое количество клеток. У меня на обложке, как пример, их 9-ть. Притом, если лейтмотив произведения - судьба и
характер человека, то строфы могут, например, располагаться в виде креста,
Как тут - на обложке моей книги...
Если любовная лирика - буквой "Л",
Городская - квадрат,
Горная и морская темы - зигзагом волн и другие
варианты. Вариантов и комбинаций много...
Кроме того появляются у стихотворчества новые возможности:
В каждой клетке каждая строфа может иметь и свою визуальную форму:
классическую, буквы в столбик, акростих. А также,
отличные: шрифт, масштаб букв, пробел меж строк, отсуствие знаков
препинания или присутствие.
При этой системе внутри самих - теневых и световых квадратов - можно строки располагать и в виде фигур П, Т, Ш. И т.д.
Фигуры эти могут включать в себя, как символическое
состовляющее
стихотворения или
строфы, так и на площади листа в клетку в целом
представлять из себя общее Слово-символ или название произведения.
Все наработки футуристов также могут себя здесь проявить в более широком диапазоне, чем прежде.
Строфы в шахматных клетках могут по листу располагаться (шагать) и прямо, и по диагонали.
Стихотворение может быть обращено своими фланговыми линиями паралельно, как к сторонам шахматного поля, так и к углам его.
Само шахматное поле может иметь при этом не только квадратную форму, но и любую другую, а клетки на ней - иметь и шестиугольную (гексагонную) или
прямоугольную формы.
И, если поэтический текст весь минорный - можно весь его разместить только в
чёрных квадратах, как фон для эмоционального усиления. А солнечное, мажорное - в белом (в зависимости от авторского замысла...)
Таким образом эта новая теория не ограничивает свободу поэта и
художника, а предлагает ей новые пути!
Всё, что нужно с технической стороны для этого - так это создать простейшую компьютерную программу для автоматического печатания на листе в чёрнобелую клетку: на белой - чёрным шрифтом, а на чёрной - белым.
Данная поэтическая революция имеет и практическую пользу (удобность) для читателя.
Ведь не секрет: когда человек обращается к стихам, то подсознательно ищет в них то, что
соответствует его внутреннему запросу (настроению). Но совпадёт ли новое для него произведение с его внутренним запросом? Представьте: в человеке на данный момент философский настрой, а стиш попался абсолютная городская лирика!...
А вот листая книгу стихов "на шахматном поле",
Читатель уже зрительно определяет: во что стоит углубиться и время на что потратить - по цветовым и геометрическим линиям...
Что же касается моей книги: "И белое, и чёрное", то многие тексты в ней в таком же ключе можно было
расположить, хотя тексты в ней - 15-летнего труда, а моя концепция о шахматной форме стихов, равно, как текст на обложке, - рождена в текущем 2015-м году.
Но я думаю, можно
двигаться в этом направлении! И, что самое главное: все разноязычные поэты в любой точке мира могут воспользоваться вот этой моей авторской формой и формулой, которой я здесь делюсь... Ведь это нормально, когда художник делится с Миром тем, что увидел сам!
Вот только было бы у мирового книгопечатания желание развиваться, а не стоять на месте веками!
С уважением, Феликс Зигельбаум
Свидетельство о публикации №116051606089
Феликс Гойхман 19.01.2018 08:49 Заявить о нарушении
И вовсе - пшик...
Феликс Зигельбаум 19.01.2018 15:44 Заявить о нарушении
Феликс Гойхман 19.01.2018 18:44 Заявить о нарушении