Усадьба Большие Вязёмы

 Этюд.

В Вяземах по прежнему липы шумят,
и пруд зарастает осокой.
Здесь годы не властны и мимо летят,
Лишь небо всё так же высоко’…
Храм Преображения всё так же хранит
свою величавую стройность.
И белые стены старинных апсид
хранят вековую покорность.

 
В исторических документах Вяземы впервые упоминаются в XVI веке. Иван Грозный жаловал кому-то из придворных земли, включая и "останошный ям на Вязёме" - ямскую станцию по дороге на Москву. Спустя полвека Федор Иоаннович передал Вяземы Борису Годунову, который превратил этот населенный пункт в крепость, окружив его крепостными стенами. При Годунове здесь велось большое строительство: была возведена "церковь о пяти верхах (Спасо-Преображенский собор), и камена плотина у пруда", построена звонница. В те времена в Вяземах был также большой мужской монастырь - Иоанно-Богословский.
В Вяземах размещался загородный дворец Лжедмитрия I. Здесь гостила Марина Мнишек.
В конце XVII века Петр I отдал Вяземы Борису Голицыну, спасшему будущего государя во время стрелецкого бунта. С тех пор надолго эта местность становится вотчиной князей Голицыных. Почти через столетие правнук Бориса, Николай Голицын построил здесь дом - дворец и разбил вокруг парк.
Во время войны с французами в 1812 году в Вяземах некоторое время находилась ставка Кутузова. Здесь главнокомандующий всеми сухопутными войсками и флотилией издал несколько судьбоносных приказов. А когда российские войска отступили и Вяземы были заняты французской армией, в этом же доме утверждают предания, квартировал Наполеон. Неподалеку от Вязем находилось имение Ганнибалов Захарово, в котором провел свои детские годы Александр Пушкин. Своего храма в Захарово не было, и по праздникам вся семья ездила в Вяземы в церковь. Утверждают, что свою Пиковую даму поэт написал "с натуры" наблюдая за владелицей Вязем княгиней Натальей Голицыной.
Местная легенда о владелице усадьбы – старой княгине Голицыной, выведенной А.С.Пушкиным в «Пиковой даме» в образе старухи-графини – все же остается легендой, так как усадьба принадлежала не княгине, а ее сыну, которого она, впрочем, нередко навещала.
Здесь бывал Николай Гоголь, читавший профессору Московского университета Шевыреву главы из второго тома "Мертвых душ".
В усадьбе была уникальная библиотека, собранная Борисом Владимировичем Голицыным (1769-1813) и насчитывавшая около 30 тысяч томов. В советское время она была распределена по государственным библиотекам; фамильные драгоценности Голицыных также разошлись по музеям. Здание усадьбы сначала занимала колония для беспризорных, потом – санаторий им. Фореля для старых большевиков. Перед Великой Отечественной войной здесь была парашютная школа, танковое училище, а во время войны – госпиталь. После войны усадьбу занимали поочередно различные НИИ. Только в 1987г. было принято решение создать в усадьбе музей, который сейчас в ней и располагается.
Спасо- Преображенская церковь в Больших Вяземах была построена в 1590-х гг. Этот храм – не только выдающийся по архитектуре, но и с очень непростой судьбой. Построенный в вотчине Бориса Годунова и по его личному заказу, он был освящен в честь Святой Троицы в 1600 году, но уже в начале XVII века Большие Вяземы были заняты польскими войсками под предводительством Лжедмитрия I, а в храме разместили конюшню. Еще в XX веке реставраторы обнаруживали на стенах храма польские надписи. При новом владельце усадьбы, Б.А.Голицыне, храм переосвятили в честь Преображения Господня; впервые так она названа в документах 1702г. Примечательно то, что при Борисе Алексеевиче, горячем поклоннике барокко, центральная глава храма была украшена белокаменной резной барочной короной.
Крупный, четырёхстолпный четверик здания с тремя апсидами вытянут по вертикали. Большие, гладкие поверхности его стен расчленены лопатками на три неравноценных прясла, и завершены полукружиями закомар. По бокам храма, с юга и севера одноглавые приделы, объединённые между собой гульбищем на аркадах, которое как бы обтекает здание с востока. С запада - апсиды приделов и главного храма образуют единый стройный ряд. Вертикальную композицию сооружения завершает выразительное пятиглавие с шлемовидными куполами на световых барабанах.
Преображенская церковь при скромности декоративных приёмов поражает своей изысканностью и поистине царственной статью. Этот тип храма получил название годуновского.
Наружные украшения имеют довольно мелкие профили, которые по характеру своему, как и впадинки на пилястрах (выше галереи), указывают на некоторое влияние в постройке итальянской архитектуры.
Западная часть храма несколько вытянута и потому под малыми барабанами устроены особые арочки. В церковных приделах барабаны поставлены каждый на четырех арочках, из которых одни идут по северо-южному направлению, а другие (ползучие) в обратном порядке и опираются в щековые поверхности первых. Дверь из галереи в северный придел расширена. Стенки, отделяющие алтарь от церкви, к которым приставлен иконостас — низенькие и имеют вид преграды. <…>Построение церкви довольно правильное в отношении симметрии и точности размеров, что в древне-русских храмах встречается сравнительно редко.
В нескольких саженях от храма, на северо-запад, находится очень интересная каменная звонница. Она совершенно сохранилась в первобытном виде, за исключением верхнего покрытия стен, совсем не уцелевшего. Реставрация крыш показана в перспективном виде постройки. Помост звонницы и лестница поддерживаются открытым извне коробовым сводом. С площадки звонницы проведены сквозь перила каменные желоба. Звонница сложена из кирпича; горизонтальные карнизики сделаны из каменных плит и профили их напоминают наличники самой церкви. По общему впечатление, звонница кажется одновременной постройки с церковью. Колоколов на звоннице в настоящее время не находится и здание представляется несколько запущенным.

После длительной, почти двадцатилетней реставрации храм возвращён верующим.
Кирпичная ограда середины XIX века, с арочными пролётами, заполненными чугунными решётками так же очень своеобразна. Она оказалась достойной оправой для бывшей усадебной церкви Преображения Господня со звонницей.


Рецензии
Замечательно, Андрей, что Вы таким образом храните хрупкую нить истории. Мне довелось побывать в июне в этом прекрасном месте в связи с подготовкой материала о Борисе Годунове для журнала, где я работаю. Беседовал с А.М.Рязановым (директор музея-заповедника), с А.Н.Смирновым, который вёл раскопки на месте сгоревшего дворца Годунова. Замечательное место. Жаль, что фото у меня получились только внутренних помещений - погода на улице была ужасная, тучи, дождь. Обидно, что не удалось заснять главный на мой взгляд архитектурный шедевр - изящную звонницу - удивительное сооружение. Посвятите ей своё стихотворение, она того заслуживает. Так и "вертится":"ввысь устремленный ажурный каскад.., небу и птицам подаривший свои колокола, ...память хранящий о забытых царях, ...взорам Марины Мнишек ..." и пр. Подумайте!

Александр Нефедов 2   31.08.2017 11:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.