И Луч...

Ересь на иконах к фильму "Раскол"


      Как выправлялись церковные книги на Руси при проведении реформы Никона? По греческому образцу, скажет тот, кто сталкивался с этим вопросом. Старые же книги и иконы, в которые, по мнению справщиков, закралась ересь — уничтожались. Где сжигались, если не боялись Божьего гнева, где — зарывали в землю — всё ж таки не у всех поднималась рука жечь образа.
       Ересь она бывает разная, хотя в целом, разумеется, характеризуется одним словом. Только что прошёл сериал по каналу Мир за раскол Русской Церкви — под одноименным названием:  «Раскол». Тема эта очень редко освещаемая в исторических художественных произведениях. Отчего и интерес могла вызвать особенный, если бы не одно но... Историческая достоверность.... Создатели фильма кажется пытались осветить фронтальный разрез религиозной смуты времен раскола смешав все: ересь, справку и правку канонов, иконобочество и противостояние русской школы богомазов к латинянской, мифы по раскольникам и политический гротеск, потуги московитов на Третий Рим, использование символов веры в корыстных целях, вековую отсталость севера от греческой философской школы. Выстроенное вавилонское столпотворение и не дало четкой графики произошедшего на Руси деления веры. Хотя панорама открывается поучительная и для интересующихся вопросами истории Руси в целом,  и корнями раскола самосознания русского народа в вопросах вероисповедания.
       События уже сегодняшнего дня нагладно показывают: вера для драматургов мирового закулисья отошла в ранг сиюминутной выгоды. И идущие по стопам  даже раскольников из скитов идут не к Богу, а в иерархию. Видимо, там им самое место. Бог и иерархия несколько разнополюсные понятия, особеннно тот Бог, от которого русских заставили отречься 300 лет назад.
       К сюжету самого "Раскола"....
       Начнем с самого наглядного - образной символики староверов.
       Церковным иконам по фабуле фильма отведёно два-три  небольших сюжета. Однако, освещены эти моменты не то, чтобы сказать однобоко, скорее по-дилетантски. 
       Ересь латинян не явлена в богословском аспекте, а скорее в мирском понимании, как бы  выразившаяся в иконах в стиле письма художников Эпохи Возрождения. Момет истины, когда Патриарх Никон беседует со старым богомазом, коему отныне дескать позволено изображать библейские сюжеты в рамках мирского проявления: Голые Адам и Ева в библейском саду. Монахи чувствуется несколько смущены неожиданной откровенностью воспитанного на сокральном понимании божественннного замысла вложенного в духовые книги иконописца. Другого и быть на ту пору не могло. Только осинившись крестом, прочтя соответствующий молитвенный устав, войдяв соответствующее состояние прикосновения к всевышним тайнам приступали к работе мастера. Иконостас был свят и непорочен, его-то и жгли  при любом нашествии на земли русские в первую очередь, как сакральный сивол русского воплощения.
       И вдруг, в оправдание замысла лубочной картинки старый богомаз говорит:
 - Так красота-то какая, жаль, что жить осталось мало, не успею реализовать все, что теперь можно показать прихожанам.
       В деле просвещения надо думать.....
       Потому что, если старик не сошел с ума, то от веры его действительно отвернуло напрочь. Не о Боге это его действо, будь то русском, или латинянском. Икона для православного христианина  призвана являть утраченную красоту и непохожесть мира, который был до грехопадения, и возвещать и мире грядущем, измененном и преображенном. И канон, как остро регламентированный способ передачи этой непохожести, не позволяет иконе нисходить до уровня светской живописи.
       Реакция Патриарха так же несколько удивляет. Он как бы не находит что сказать в возражение, глядя на недвусмыленную наготу детей Эдема, ставящую плоть в один ряд с Духом и искусителем. Хотя такую вот мазню положено тут же сжечь (не может монах мыслить как похотливый причастившийся грехопадения человек), и принести пост и молитву в знак искупления в хуле на Божественный замысел Творца по всей вероятности не только самим хулителем, но  и соприкоснувшейся с грехопадением художника братией.
       Еще один яркий эпизод, изрезанная кинжалом рукой самого Никона катрина выдаваемая как явствует из сюжета непринимающими праведности противостояния патриаршей борьбы с ересью в русском провославии (староверами) за икону:  Мадонна, кормящая младенца с оголённой грудью. Это уже явный навет на староверческую образную сиволику. Этой иконы не просто не могло быть в ряду священных образов. Этой иконой можно было только свидетельствовать падение в руки самого Дьявола, будь она явлена русским православным прихожанам. Развоплощенная Дева - без  нимба, без канонических одежд, оголившая тело дабы показать не духовную сторону питания Отрока Матерью, а телесную — в целом скорее вызывает желание плюнуть  в сторону подобного творения: поганая мазня. Оговорюсь, претензии не к художественной картине. К тому, что подобное творение представлено как священное писание, против которого выступил Патриарх Никон в борьбе с русским искажением Христианского вероучения.
       Так о чем же свидетельстуют  эти мягко говоря несоответствия?
       Что было истинное православие, ставшее "раскольническим" и уничтоженное пришедшей к власти церковной верхушкой?
       Напомним, что такие «смелые», как рассказано выше, сюжеты не были характерны для древлеправославной церкви. Разве, что фильм опирается больше на Московские события, но и среди московского православия – это не характерно. Возможно, что бояре могли привезти из-за границ такую «иконопись». В целом же письмо было в основном старинного толка.

       Икона Благовещенье. Богомаз — Ефим Иванов Андрианов. Девятнадцатый век.

       В шестой месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира:

  Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
 (Лк.1:28-33)

        Больше ни один из канонических текстов этот вопрос не поднимает и не освещает. Выходит, всё, что согласно таким знаниям мог изобразить богомаз — это икона запечатляющая такую обрезанную историю, ведь согласно правилам писания никакая отсебятина не допускалась. Вот с такой «ересью» и боролась Реформа.

        Что же мы видим на представленном образе? Откуда автор Ефим Андрианов взял столько подробностей? По заповедям иконописных мастеров икона – это духовное устремление человека.
        На иконе письмо идет от Небес, где  от правой благословляющей руки Ветхого Деньми  (Имя Ветхого Деньми соотносится в первым лицом Троицы и восходит к тексту Книги пророка Даниила (7:9), сидящего на красном престоле отходит луч, символизирующий Святого Духа, и коленопреклоненный Архангел Гавриил, получающий наставление: снизойти  на Землю, чтобы  возвестить Благую Весть. Дальше миниатюрой иконы  подробнейшим образом описывается весь путь этой Вести на Землю.
        Редкие иконы в старообрядчестве столь красочны. Ведь краска само по себе несёт одухотворенность, заставляет радоваться и сопереживать изображенному.
        Икона разделена на три эпизода.
        Облако и одеяния Вседержителя белоснежны, как и крылья Архангела,  в символике иконописи —  это  символ Божественного света, того самого света нисходящего на землю, как луч прожектора с небесных высей.
       Архангел не случайно одет в светло-зеленый хитон,  расшитый золотистыми стилизованными  земными цветами и каймой. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь — в сценах Рождества. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. На земле по календарю Русской Церкви был конец марта — наступало пробуждение природы.
       Считается, что Бог отправил Архангела с благой вестью в тот же день 25 марта, в какой произошло Сотворение мира (Бог в этот день создал человека, а человек, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в то время, в какое он был сотворён - то есть началось искупление). 25 марта отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое по новому стилю, непринятому Русской Церковью, попадает на 7 апреля и 7 января соответственно.
       Архангел первоначально, исходя из манеры письма икон-миниатюр, на дальнем плане иконы встречает Божью избранницу у источника воды, по форме — это колодец («Кладезь»), где Дева набирает в кувшин воду. У Архангела Гавриила в левой руке свиток «Радуйся, Мария, благодати полная», который он, видимо, зачитал там Марии, о том, что Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Материю Сына Божия. Бог, как замечено, не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Вседержитель, Владыка и Господь просит согласия Марии. И только после ее согласия, Слово становится плотью.
       Но как видно из иконы, первое слово Архангела (протоблаговещение) вызывает в Марии испуг от  внезапного появления Гласа,  Дева с толикой боязни смотрит на Небеса, обернувшись к облаку, откуда сошла на неё Весть.
        Потом Архангел появляется у Дома Избрания сначала за колонной, как бы наблюдая за Марией.  Дева в это время за пурпурным Занавесом, отделяющим её от Мира,  на фоне деревянной архитектуры,  прядет  веретено, нить работы пропущена сквозь пальцы правой руки Богородицы, в левой у неё – работа. Правая рука Богородицы изображена с отставленными указательным и большим пальцами, образуя подобие благословляющего жеста.
       В архитектурное окружение фигур вписаны изображения цветов и сосуда. Очертания конструкций дома также является знаком того, что Дева стала Богоносной палатой: началось человеческое воплощение Бога. Сама Богоматерь прославляется как «одушевленный храм», где обитает Господь. Пурпур Занавеса и храма — это цвет царя, владыки — Бога на небе, императора на земле. Занавес расшит золотистыми цветами и разделяет собой два архитектурных сооружения:  розовое каменное строение от пурпурного деревянного, что можно трактовать, как  символ связи и разделения Ветхого и Нового Заветов, а так же то, что действие разворачивается вдали от глаз, тайно. Золотой блеск отделки занавеса и интерьера  позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи.
         Ветхий Деньми как бы одновременно присутствует и под сводом Храма, где в уединении находится Дева. Оплодотворяющий луч света,  проникает одновременно через крышу храма,  приобретая дополнительный подтекст, который, тем не менее, прочитывается только в знаках и теряется на фоне общего духовного настроения сцены.
        Мария изображена в винно-красном мафории и темно-синем хитоне, пропитанным золотом,  чей цвет стал символом —  цветом Богоматери, соединившей в себе и земное, и небесное. Помимо работы Мария,  судя по стоящему по правую руку от неё небольшому  аналою с раскрытой книгой, читает Священное Писание. Отсюда можно сделать предположение, что и в момент явления благовествующего ангела Мария занималась чтением Святого Писания. Вполне вероятно, что это могла быть книга пророка Исаии. Именно такой вариант описан в иконописном подлиннике Филимонова: "Пречистая сидит, а пред нею лежит книга разгнутая, а в ней написано: се дева во чреве зачнет и родит сына и наречеши имя ему Еммануил".
   Аналой  между обеими фигурами, покрытый ослепительной желтой материей,  являет собой  ярко выраженный разделительный элемент, который  становится центральной точкой картины, как символ запечатленного Слова.
        Архангел повторно в храме, уже воочевидно, произносит Благую Весть. Сюжет этот получает распространение в русской иконописи в конце XV — начале XVI веков. Богоматерь сидит на престоле, покорно склонив голову, а к ней подходит во весь рост Архангел Гавриил, поднявший правую руку в благословляющем жесте. И грациозно склоняется она, робко и почтительно приветствуя ангела. В ее отражена лице кротость и благодарность за неожиданный Дар. Облик Марии  свидетельствует о принятии Воли Вседержителя: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
       Святой Дух присутствует в образе  луча света, в котором спускается восьмиконечная звезда. Такой образ имеет Неопалимая купина. Звезда символизирует девство, хранимое Марией до Рождества.  На иконах в месте соприкосновения луча с телом Богоматери может быть изображена фигурка младенца в мандорле, символизирующая Воплощение.
        Хотя фигуры Архангела и Девы, изображенные на иконе, несколько грузны, чем они отличаются от изображений на чисто греческих иконах, им свойственна строгая пропорциональность. Моделировка лиц отличается особой мягкостью.

       Сюжетная линия разворачивается в присутствии как бы двух свидетелей  со стороны Архангела – Святые Мужи, и двух свидетельниц – Святые Жёны, со стороны Девы Марии.
        Священник Захария (из рода Аарона) — отец Иоанна Крестителя и супруг праведной Елисаветы, сын Варахиина.
        Праведная Елисавета из рода царя Давида — мать Иоанна Крестителя, согласно апостолу Луке — двоюродная сестра девы Марии. Елисавета стала второй, вслед за ангелом, и первой из людей, поведавшей Марии о грядущей доле её младенца и произнесла слова, ставшие частью многих молитв: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Аве Мария, Песнь Пресвятой Богородице).

        Согласно апокрифам древних христиан, Марии по жребию выпало соткать новую завесу из пурпура для Иерусалимского храма. С веретеном (с рукоделием). Здесь изображение пряжи в руке Богоматери соответствует Протоевангелию Иакова (10:7–10)

        Отправившись за водой, она у колодца услышала голос, сказавший ей: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами». По апокрифическому первоевангелию Иакова: Богоматерь, черпая воду из источника, обернулась к летящему с вестью архангелу. Не увидев рядом никого, она испугавшись вернулась домой (этот сюжет иногда еще называют «предблаговещением») - апокрифическое Протоевангелие от Иакова (11:1–4).

        В апокрифах также подчёркивается таинственная форма зачатия, и на вопрос Марии «Неужели Я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?» Архангел отвечает: «Не так, Мария, но сила Всевышнего осенит Тебя».

         Изображения с рукоделием и у источника встречались повсеместно по крайней мере до XVII века включительно. Оба этих сюжета основаны на апокрифах, сокровенных, тайных  произведениях раннехристианской литературы, не вошедшей в библейский канон, не признанные «богодухновенными» поздней христианской церковью и в дальнейшем стал предпочитаться третий вариант (просто в храмине), согласующийся с Евангелием от Луки.
         Такая вот ересь.


Рецензии