Вознесенский о поэзии Кедрова

Андрей Вознесенский

Constanta Кедрова

*
Константина Кедрова можно назвать Иоанном Крестителем новой волны метаметафорической поэзии. Его аналитические поэмы не имеют ни начала, ни конца; они как процесс природы и творческого исследования могут быть бесконечно продолжены, обманывая неискушенного читателя юродством и скоморошеством.

Предисловие к первому сборнику Константина Кедрова
«Компьютер любви». (М, Худож. лит., 1990 г.).

*
Что такое поэзия, не знает никто. Но есть поэзия в чистом виде, все время поэты пытались создать чистую поэзию. Но я думаю, что поэзия – это прежде всего энергетика поэзии. И вот Константин Кедров – это сгусток поэтической энергии, создающий мир, космос. Это может проявляться в словах, это может проявляться в идеях, может проявляться визуально. Но самое главное, что существует такое явление – орган, излучающий эту энергию. Его книга «ДООС»– это тоже такой организм поэзии. Случайно вот так совпало, что я был на фестивале поэзии. Есть такой город Роттердам, и он знаменит еще и тем, что там лучшие в мире фестивали поэзии, как я думаю. Был 25-й – юбилей этих фестивалей поэзии в Роттердаме. На этот раз собрались и нобелевские лауреаты, Энцесбергер и другие, все приехали праздновать. И была теоретическая дискуссия, и надо было показать, что делается в современной русской поэзии. Я просто вынул эту книжку и рассказал. Почитал немножко, поговорил, и это было физическое доказательство этой энергии. Без перевода по залу пробежала такая энергетическая дрожь от этого симбиоза, который у нас был.
Однажды была ночная телепередача прямого эфира. Там сидишь, как на углях, ничего написать нельзя. Нет одиночества, нет божественного наития какого-то. Но так как рядом сидел Кедров, то он заряжал меня своей энергий, и я сказал: «Давай, пока они там болтают, я напишу стихи». И вот мы вместе писали. Я ему говорил: «Хорошая строчка? Плохая строчка?» Что получилось, я вам попробую прочитать:

Эфирные стансы

Посвящается Константину Кедрову

Мы сидим в прямом эфире.
Мы для вас, как на корриде.
Мы сейчас в любой квартире.
Говорите, говорите…

Костя, не противься бреду,
Их беде пособолезнуй,
В наших критиках (по Фрейду!)
их история болезни.

Вязнем, уши растопыря,
В фосфорическом свету,
Точно бабочки в эфире
Или в баночке в спирту.

Вся Россия в эйфории,
Митингуют поварихи.
Говорящие вороны,
Гуси с шеей Нефертити
Нас за всех приговорили
Отвечать здесь –
Говорите

Костя, Костя, как помирим
Эту истину и ту?
Станем мыслящим эфиром
пролетая темноту!

Вечер Константина Кедрова в салоне «Классики XXI века». 1994 г.
Российское телевидение. Передача «Другой голос». 1994 г.

*
Поэзия Кедрова – это полный сгусток поэтической энергии, без примеси совершенно, без обложки, без конфетки, которая покрыта целлофаном или чем-то. Чистая поэзия в чистом виде. Чистый витамин поэзии. Это творческая анергия новой поэзии и значит новой России.

«Видеопоэзия Константина Кедрова». Сюжет российского
телевидения, телепрограмма «Лад», 1994 г.

*
Это действительно событие огромное, и у меня трепет в руках, когда я это смотрю. Но я думаю, что вот это сочетание «компьютер любви» – это не просто. Это вещь давняя, может быть, но она издана именно сейчас, потому что именно сейчас это сочетание для России точное. Потому что именно, думаю, вот школьники, студенты – они сейчас приникли к компьютеру, и именно сейчас – возраст любви. Перефразирую нашу известную формулу, можно сказать: Россия – это должна быть любовь плюс компьютеризация всей страны. Кедров не просто поэт такой герметический, это орган какого-то литературного процесса. Я думаю, что если бы его не было, у нас все пошло бы наперекосяк… И потом, одно слово, полслова – это минимализм, это образ сжатый донельзя, который и в 21-ом веке останется, а не те тонны слов лишних, которые написаны.

На презентации книги «Компьютер любви» (с фотографиями
А.Годунова. М., «Бегемот», 1994) в ЦДЛ, 1994 г.

*
Поэзия живет, и живет она мощным таким генератором, который называется Константин Кедров. Раньше у нас было какое-то разделение на непрофессиональных критиков, которые профессионально пытаются судить о поэзии, и поэтов, которые дилетанты в философии. Наконец пришел человек, который все соединил. Это Константин Кедров. Он создает «Газету ПОэзия», но она могла бы называться Константин Кедров, потому что там все делает он. Он собирает людей, он делает настоящую серьезную поэзию, которая не дилетантская. Это не рассуждения кого-то, кто что-то о чем-то слышал. Это сам поэт, который делает серьезные теоретические выкладки, которые помогают нам жить.

Поэтический вечер Константина Кедрова в ЦДЛ, 1997 г.
Ведущий – Андрей Вознесенский

*
ДЕКОобраз

Прометей – вор пламени.
«Митьки» – воры примитива.
Декарт – вор метели.
Кедров – вор дек.
Он крадет для нас у неба источник музыки, ее древесную деку, отражатель и усилитель звука.
Я видел в Перми в балетном классе стройные деки, чувственно замершие в стойке у зеркального барьера. Все деревянные скульптуры Христа в Пермской галерее похожи на Кедрова.
Творчество – вор вечности и наоборот.
ДЕКОобраз – декоОБРАЗ

Предисловие к книге Константина Кедрова
«Метаметафора» (М, 1999 г.)

*
Настанет лада credova –
Constanta Кедрова
Я стою босой. Я чувствую рядом священное дерево, под которым когда-то медитировал Будда. Дереву 2300 лет. Оно древнее нашей христианской цивилизации. Собственно и вид у него такой. Корневая система слилась со стволом до уровня третьего этажа примерно. К стволу примыкает прямоугольный навесик. Над местом статуи Будды. В плане, я думаю, это похоже на ПО, только там «п» поменьше – пО.

Продиктовано по мобильнику
из под дерева Будды в Индии
для «Газеты ПОэзия».

*
Когда-то было сказано, что Есенин – это орган чувствования, это уже не человек, это орган. Орган поэзии сейчас – это Кедров. Это удивительная личность, он еще доктор философских наук. По-моему, ни один поэт в России не был таким умным и образованным. Вот сейчас вы услышите «Компьютер любви». Это удивительная вещь. Это божественное такое, разложенное на математику, это прекрасно. Я хочу, чтобы вы послушали его и полюбили.

1-й Всемирный день поэзи ЮНЕСКО
в Театре на Таганке 21 марта 2000 г.

*
– Константин Александрович в шутку назвал себя шестидесятником – в честь 60-летнего юбилея. А вот к какому времени относит Кедрова поэт Андрей Вознесенский:
– Он шестидесятник, семидесятник, и восьмидесятник и двухтысячник – что угодно. Он из тех, которые продолжаются, как Пастернак. Он великий человек, и книга его великая.

Новости радиостанции «Маяк»
13 ноября 2002 г.

*
Я очень люблю стихи Кедрова. Это абсолютно лишенные пошлости вещи. Сейчас в нашей литературе самое страшное – пошлость, все эти сентиментальности, все эти кубики, квадратики стихов. Но Кедров с самого начала до конца своей книги цельный совершенно, это удивительно неизменяемый человек. Главное здесь – стихия языка, которая опережает поэта. Мы все уходим в язык. Это наше бессмертие или смерть, все равно. Я написал стихи «Демонстрация языка», как предисловие для этой книги.
Я прочитаю стихи, которые я написал. Интересно, что эта книга построена от последних годов к началу. Не всякий поэт может решиться на это. Обычно бывают хорошие стихи вначале, а потом начинается уже дребедень, такая уже девальвация. У Кедрова же видно, что сейчас он более матерый, более точный мастер. Моя любимая вещь у него всегда была – «Компьютер любви», написанный где-то в 70-х. А вот последняя, «Тело мысли», она такая же, как «Компьютер любви».

Демонстрация языка

Константирует Кедров
поэтический код декретов.
Константирует Кедров
недра пройденных километров.

Так, беся современников,
как кулич на лопате,
константировал Мельников
особняк на Арбате.
Для кого он горбатил,
сумасшедший арбайтер?

Бог поэту сказал: «Мужик,
покажите язык!»

Покажите язык свой, нежить!
Но не бомбу, не штык –
в волдырях, обожженный, нежный –
покажите язык!

Ржет похабнейшая эпоха.
У нее медицинский бзик.
Ей с наивностью скомороха
покажите язык.

Монстры ходят на демонстрации.
Демонстрирует ****ь шелка.
А поэт – это только страстная
демонстрация языка.

Алой маковкой небесовской
из глубин живота двоякого
оперируемый МаЯКОВский
демонстрирует ЯКОВА…

Связь тротила и рок-тусовки
константирует Рокоссовский,
что, тряся бороденкой вербальной,
константирует Бальмонт

Эфемерность евроремонтов
константирующий Леонтьев
повторяет несметным вдовам:
«Поэт небом аккредитован!»

Мыши хвостатое кредо
оживает в компьютерной мыши.
Мысль – это константа Кедрова.
Кедров – это константа мысли.

На презентации книги Константина Кедрова «Или»
(М., Мысль, 2002) в Русском Пен-клубе 29 ноября 2002 г.

"Вот почему поэты, первые начавшие в нашей стране свободный стих, сегодня склоняются к музыкальной оркестровке, рифмовке, конечно, не по Надсону, а по Дали, — поэтическая форма противостоит всеобщему распаду.

Возник экспериментальный поэтический журнал «По». По виду он демонстративно походит на компьютерные журналы американских университетов. Его издатель, редактор и главный автор — Константин Кедров, похожий на лесного Пана, поэт, философ и подвижник новой волны."

Андрей Вознесенский "На виртуальном ветру"


Рецензии