О выразительности художественной речи. М. Сычёва
Думаю, что никто не сомневается в свойствах художественной речи вызывать интерес, будить мысли и чувства читателя (слушателя). Обладая той или иной степенью выразительности, текст может «приковать» к себе с первого абзаца, а может отвернуть даже заинтересованного читателя. Почему так происходит? Чем обуславливается эффект выразительности? Какими умениями должен обладать автор? Вот вопросы, мучающие многих пишущих людей.
Хочу поделиться выводами, к которым пришла путём чтения специальной литературы, размышлений и опыта собственного сочинительства.
На мой взгляд, главными условиями выразительности художественной речи (произведения) следует считать:
— самостоятельность мышления,
— неравнодушие автора,
— знание языка, его свойств и особенностей.
Вот «три кита» плавающие в море эпитетов, метафор, метонимий, гипербол, синтаксических построений, риторических восклицаний, вопросов и прочих приёмов, влияющих на эмоциональность и динамику текста. Выразительные возможности любого произведения всегда зиждутся на названном триединстве.
Именно об этом должен помнить автор, пишущий много или от случая к случаю, для широкой общественности или «только для близких»… Помнить ещё и потому, что «…Цель творчества — самоотдача…», как говорил классик в далёком 1956-м году. Кстати, перечитайте «Быть знаменитым некрасиво» Бориса Пастернака — стихотворение по-прежнему актуально.
Однако продолжим разговор о выразительности.
С детских лет мы помним призывы к выразительному чтению. Родители и учителя немало сил потратили на обучение правилам декламирования, которые в конечном итоге сводились к простому требованию: соблюдать знаки препинания. Почему? Просто эти маленькие значки (точки, тире, запятые и т.д.) – рядовые литературного строя – несут далеко нерядовую нагрузку, отражая интонационный фон текста и выделяя значимые места. А поэтому, уважаемые, талантливые, искренние и самостоятельно-мыслящие авторы, обращаюсь к Вам с призывом подумать семь раз, прежде чем в угоду моде и новым поэтическим течениям отказаться от пунктуации в тексте. Взвесьте, стоит ли того, появляющаяся после «купирования», вариативность текста? Оправдан ли риск остаться непонятым перед возможностью сказать несоизмеримо больше возможного? Решать вам.
И в завершении несколько слов о выразительных средствах лексики. Вот в чём необходимо знать, понимать и чувствовать меру! Не перегружать текст, но и не лишать его образности. Не злоупотреблять художественной метафоричностью, но и не выхолащивать произведение. Разумно использовать стилистические приёмы, о которых стоит поговорить отдельно, что мы сделаем в следующей теме.
Марина Сычёва,
http://stihotherapy.ru/vyrazitelnost-rechi/
Страница Марины Ивановны Сычёвой на СТИХИ.РУ:
http://www.stihi.ru/avtor/marina999
Свидетельство о публикации №116051408418
публикация в журнале "Вторник"
N 03 (22) март 2021 г.,
Отдел поэзии
У месяца Нисан густая кровь
http://www.vtornik.online/News/22-07
Людмила Кудрявцева Тирасполь 10.02.2023 13:53 Заявить о нарушении