Исследование творчества поэтессы М. И. Сычевой
Введение
Написать стихотворение — зажечь свечу,
около которой захочет согреться
громада уставшей человеческой души.
Г. Барбаров
Жизнь человеческого общества трудно представить себе вне художественной литературы. Литературные произведения принято разделять на три основных рода: эпос, лирику и драму. Впервые в VII—VI вв. до н. э. появился новый жанр — лирика. Аристотель определяет лирику по способу подражания, при котором «поэт остается самим собой».
Второй после античности виток осмысления лирики как рода литературы приходится на Новое время. Г.Гегель, одним из первых осмысливший родовую специфику лирики, выделил в этом роде литературы способность не зависеть от словесного наполнения. Он определяет лирику как «субъективную форму поэзии». Субъективность становится главной характеристикой художественного мира лирики: «В лирике удовлетворяется потребность высказать себя и воспринять душу в этом ее самовыражении Содержанием является отдельный субъект и тем самым обособленность ситуации и предметов, а также способа, каким вообще при таком содержании доводит себя до сознания душа с ее субъективным суждением, ее радостями, изумлением, болью и чувством».
Есть различные определения лирики. Мы не будем утомлять и дадим лишь некоторые.
С.П. Белокуров считает, что «лирика – это один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванные теми или иными обстоятельствами». В лирике, по его мнению, жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание.
Д.Н.Ушакова считает, что «лирика — вид поэзии, преимущественно выражающий личные настроения и переживания автора».
И.А.Кленина утверждает, что: « Лирика – это один из основных литературных родов, воплощающий самые глубокие, задушевные переживания личности, вызывающие у читателя/слушателя обязательное чувство сопереживания, тяготеющий к стихотворной форме выражения».
Таким образом, лирическим называют род литературы, в котором внимание автора уделяется изображению внутреннего мира, чувств, переживаний. Событие в лирике важно лишь постольку, поскольку оно вызывает эмоциональный отклик в душе художника. Именно переживание становится в лирике главным событием.
Целью нашей работы является исследование и пропаганда творчества поэтессы поэта М.И. Сычевой, руководителя Рыбницкого отделения Союза писателей Приднестровья.
Задачи исследования:
Изучить литературу, в которой рассматриваются вопросы о том, что такое лирика, основные черты пейзажной и философской лирики.
Проанализировать некоторые из стихотворений М.И. Сычевой.
Выделить то, что является главным в творчестве поэтессы.
Сделать вывод о том, почему творчество этого автора надо знать.
В данной работе мы будем использовать следующие методы: методы сопоставительного анализа, сравнения, обобщения.
Объектом наших исследований будет философская и пейзажная лирика М.И.Сычевой. Нам кажется, что она достойна внимания читателей.
Актуальность исследования определяется важностью для решения реальных проблем и характеризуется потенциальной ценностью практических результатов.
Новизна этой работы заключается в том, что мы первые рискнули написать о лирике рыбницкой поэтессы Сычевой М.И.
В нашей республике принята «Концепция преподавания литературы Приднестровья», мы обязаны знать творчество тех людей, что живут рядом с нами, поэтому мы считаем, что наша работа может быть использована как практическое пособие для изучения на уроках литературы Приднестровья.
II. Основная часть.
Приднестровье богато литературными традициями. Мы обязаны знать творчество людей, что живут рядом с нами. Чтобы школьники знали родную литературу, в нашей республике принята «Концепция преподавания литературы Приднестровья», есть произведения, рекомендованные для изучения на уроках литературы, и среди них стихи и проза наших земляков. В.И. Кожушнян, председатель правления Союза писателей Приднестровья, в статье «На подъеме» пишет: «Трудно не заметить, что по всем признакам литература Приднестровья на подъеме. Это радует… Колокол души не должен безмолвствовать, ибо, когда он умолкает, не откликнутся сердца тех, к кому обращены поэтические и прозаические строки».
Он же в своей статье говорит о том, что приднестровская литература движется в русле российской классической литературы, но в то же время у нас, приднестровцев, есть присущая только нам индивидуальность. «Мы ведь не живем в «золотых клетках», не поем самозабвенно о неземных красотах, а реалистично ощущаем и осознаем, насколько неоднозначны общественные процессы, происходящие вокруг нас»[3,3]
И в нашей статье мы хотим рассказать о рыбницких авторах. В нашем городе есть отделение Союза писателей Приднестровья, которое возглавляет Марина Ивановна Сычева.
Членами Рыбницкого отделения СПП являются Карабет Татьяна Витальевна, Ловицкий Валентин Иванович, Мунтян Татьяна Афанасьевна, Медынский Анатолий Васильевич, Тетерчива Ирина Витальевна, Трескова Клавдия Михайловна, Чернолев Сергей Юрьевич, Шевцова Идия Фёдоровна, Саинчин Виталий Дмитриевич, Блинов Андрей Анатольевич.
М.И. Сычева с любовью говорит о каждом поэте и прозаике Рыбницкого отделения СПП. «Немногие рыбничане знают о нашем существовании. Каждый автор по-своему интересен, достоин внимания и отдельного рассказа. А.А.Блинов – поэт, болезнь подвигла его на размышления о себе, о жизни. В. Д. Саинчин пишет удивительные украинские стихи, напевные и красивые. Много поэтических работ «на злобу дня». И. Ф. Шевцова — большой энтузиаст литературного процесса. Именно такие люди дают потомкам знания о прошлом». Идалия Федоровна живет в России, на Алтае, но каждый год она приезжает в Рыбницу, где у неё живет дочь. С нашим городом у неё давние творческие связи. Под её руководством работает созданная ею поэтическая студия «Ветка сирени», в которой объединены десятки рыбницких юных поэтов. Поэтесса активно занимается изданием книг, в которых печатаются произведения российских и приднестровских литераторов, начинающих и уже заявивших о себе в полный голос. Таким образом, она наводит мосты между поэтами России и Рыбницы, знакомит российских читателей с творчеством приднестровских поэтов и прозаиков. Было издано несколько авторских сборников рыбницких поэтов, а в последние годы — совместные сборники российских и приднестровских авторов.
Две последние книги — «Сверстнику. Статьи, письма, проза, поэзия» и «Сверстнику. Гершуновское лето. Манжерок» — Идалия Федоровна представила на встрече рыбницких поэтов с девятиклассниками теоретического лицея, которую организовала заведующая детским отделом центральной городской библиотеки Татьяна Леонтьевна Назаренко.
«С.Ю. Чернолев – сильнейший пародист, великолепный лирик. Много пишет. Сейчас готова книга стихов и пародий. К.М. Трескова – до недавнего времени была руководителем нашего отделения, но депутатство забирает у неё много времени. Но во время её руководства издались книги многих наших авторов, увидел свет альманах «Литературная Рыбница». И.В.Тетерчива пишет любовную лирику, очень тонкую и откровенную. Пишет с открытой душой. А.В.Медынский – поэт-философ. В его стихах быт соседствует с небесами, или небеса окунаются в обыденность. Зачастую трудно понять и разделить. А нужно ли делить? Т.А.Мунтян очень критично относится к своим стихам, и если их немного, то только по этой причине. Есть вещи замечательные, например «Русская душа». В 2011 году издала книгу детского литературного творчества. В.И. Ловицкий – автор, которому удаются разноплановые произведения. И лирика, и философские стихи, и гражданские. И проза и поэзия, и афоризмы, и короткие стихи, и рифмованные диалоги. Т.В.Карабет — интересный поэт, открывшийся совсем недавно и как переводчик. Скрупулезно и долго работает над каждой переводимой вещью. Передаёт как ритм и мелодику другого языка, так и его литературные особенности. Пишет критические заметки и статьи. Обладает чутьём, которое помогает ей отделять зёрна от плевел». Вот такие теплые слова о каждом из членов РО СПП сказала М.И.Сычева, когда мы с ней беседовали.
Но в нашей статье мы хотим подробнее рассказать о творчестве руководителя Рыбницкого отделения Союза писателей Приднестровья Марины Ивановны Сычевой.
Дорога лет укроется листами.
Поблекнет свет, и Вы поймете сами,
Как мимолетны строки, дни, судьба,
Как тленны и богатства, и слова,
И власти гарь, и желтый дым тоски.
Пишу – не потому, а вопреки…
Марина Сычева
Марина Ивановна Сычева родилась 26 июня 1966 года в поселке Чаны Новосибирской области. Закончила Новосибирский инженерно-строительный институт. В 1989г. переехала с семьей в Молдавию, работала на строительстве Резинского цементного завода. Теперь живет в Приднестровье в городе Рыбнице, работает на Молдавском металлургическом заводе. Регулярно публикуется в литературных альманахах «Литературное Приднестровье», «Литературная Рыбница». Представлена в сборнике поэтических произведений «Заветный мир»(2003г.) Здесь вышли в свет поэтические сборники «Рифмованные мысли» (2004г.), «Письма из города Осень» (2006г.). Готов к печати сборник «Простые слова», электронная версия этой книги существует с 2008года. Марина Ивановна – человек неравнодушный: её волнует состояние души сегодняшней молодежи, поэтому она постоянно организует встречи с молодыми людьми и сама участвует в них.
В. Кожушнян в той же статье говорит о том, что приднестровская литература движется в русле российской классической литературы, но у нас, приднестровцев, есть присущая только нам индивидуальность. «Мы ведь не живем в «золотых клетках», не поем самозабвенно о неземных красотах, а реалистично ощущаем и осознаем, насколько неоднозначны общественные процессы, происходящие вокруг нас». (повтор цитаты)
Марина Ивановна именно такой реалист, который пишет о процессах, которые видит, слышит, чувствует. В окружающем мире Марине Ивановне все интересно. Она слышит звуки и чувствует запахи, точно и поэтично передает их на страницах своих произведений. ЕЁ волнуют вечные вопросы: что есть бытие и смерть, источники жизни и творчества. Для неё открывшийся мир прекрасен и светел, сложен и интересен. От этого безумно хочется жить, радоваться, смеяться, любить и выливать увиденное в стихи, такие же безграничные, как родные просторы России.
Лирика рождается из непреодолимой потребности душевного самораскрытия, из жадного стремления поэта познать самого себя и мир в целом. Но это лишь половина дела. Вторая половина в том, чтобы заразить своим пониманием другого, взволновать и удивить его, потрясти его душу. Таково замечательное свойство лирической поэзии: она служит катализатором чувств и мыслей. Вся гамма чувств доступна женской лирике — любовь и гнев, радость и печаль, отчаяние и надежда.
В своей лирике М. Сычева выделяет стихи пейзажные, гражданские, любовные, городские и философские.
Хочется начать разговор о творчестве М.И.Сычевой с одного, как нам кажется, важного стихотворения, в нем автор обращается к Богу за благословлением своего творчества, чтобы он дал ей силы быть поэтом.
Тайны простых слов
Мне распахнет век,
Ляжет кривой шов
Белой строкой в снег.
Я обниму луч,
Чтоб удержать слог.
Станет ли он певуч?
…Благослови, Бог.
В другом своем стихотворении автор задает вечный вопрос, только перефразируя его: писать иль не писать? Марина Ивановна – ответственный человек, поэт тем более. Она прекрасно понимает, что много написано до нее, таланты-классики раскрыли все темы:
Давно воспеты искренность и страсть,
И ненависти грех, и даже зависть…
В объятья к Музе нынче не попасть-
К ней очередь (не просто, а под запись!)…
Но она не может не писать, ей надо высказывать то, что внутри, ей необходимо говорить с народом.
Скажи, зачем ломать карандаши,
И перья грызть, и комкать лист бумажный,
И душу рвать?
Да брось, ты…
НЕ пиши…
…Коль смог
НЕ НАПИСАТЬ
Хотя б однажды…
Мы думаем, что нравственное кредо поэта изложено в стихотворении «Могу любить и говорить…»
Могу
любить и говорить,
Соврать
И в эту ложь поверить,
Молчать.
Отчаянно творить –
Глаголы
«битые» лелеять…
Поверить в слово-
рифмой жить,
Отдать себя ей
без остатка…
Кажется, что мы слышим голос В.Высоцкого, который тоже точно и емко излагал, что он любит и чего терпеть не может. Многие критики пишут о том, что в творчестве М.Сычевой слышат голоса А.Блока, М.Цветаевой, да и сама поэтесса любит поговорить с классиками. Есть у нее подборка стихов «Разговор с классиками». Это стихи, посвященные Борису Пастернаку, Давиду Самойлову, Анне Ахматовой, Владимиру Высоцкому, Михаилу Булгакову.
Булгакову
…………………..
Узнаю времен тайны…
В букет соберу астры…
Поверишь ли, что случайно
Тебя назову — «Мастер»?
Что Воланда взгляд сытый
Сжигает дотла ночи?..
Зови меня Маргаритой.
Чтоб рядом дышать…Хочешь?
Автор как бы продолжает разговор с людьми, ставшими легендой. Мы спросили у Марины Ивановны: «Почему Вы решили поговорить с классиками? Что Вам дает этот разговор?» Она ответила: «Потому что человеку всегда интересны несколько тем: жизнь-смерть, любовь-ненависть, зло-добро, Бог, война, дети и весь мир (абстрактно и в конкретном проявлении). А, следовательно, все размышления классиков по любой из вышеназванных тем не безразличны и мне. Какая разница жив или умер написавший слова, вызвавшие отклик у меня? Я понимаю автора и хочу ему ответить, хочу с ним спорить или соглашаться. И, конечно же, делаю это».
Анне Ахматовой
«Как ты молила, как ты жить хотела,
Как ты боялась едкого огня…»
А. Ахматова «Сожжённая тетрадь»
Ты говоришь, что рукопись сожгла.
Остался пепел, едкий запах дыма.
Угомонились искры, и зола
потухшая стремительно остыла.
…………………………………..
Осколки звёзд согрели каждый стих,
и выгорело всё, и стало пусто.
………………………………….
Тетрадь сгорела, с нею часть тебя,
та часть, которую ты видеть не хотела.
Пусть примет пепел грешная земля,
и назовёшься ты сказителем умелым.
Всё сложится, поскольку, мир велик.
… Но не сгорают рукописи вовсе,
беспомощен огонь и горек миг,
что опалил судьбу Великой Гостьи.
Марина Ивановна, разговаривая с А. Ахматовой, высказывает свое мнение о том, что и в XXI веке творчество «Великой гостьи» вечно, потому что «рукописи не горят».
-А зачем этот разговор, кому он нужен?- спросили мы у Марины Ивановны.
— Действительно, зачем писать тому, кто ушёл в мир иной? Просто, если стихи побуждают к ответу, значит, они обращены ко мне. А мой ответ, хоть и «оживляет» классика, но обращён к читателю. Вдруг, и мне кто-нибудь ответит? … Я же написала Дмитрию Быкову на его стихи к Ахматовой. Задели меня его слова… По-моему, он один из сильных и откровенных поэтов в сегодняшней России. А с людьми, понимающими, думающими и честными, всегда приятно поговорить. И неужели Вы думаете, что такая неприятность, как смерть, может нам помешать?
Дмитрию Быкову
«И все же на поверхности Земли
Мы не были случайными гостями…»
Д.Быков «Ахматовой».
Ты говоришь, что «на поверхности Земли
случайным гостем» не был, но Она
гостила здесь. Случились времена,
когда не скажешь сердцу: «Отболи,
всё позабудь, власть объявила радость».
В дни праздников и душных выходных
беспамятство любому даст под дых.
А ей, запомнить каждый миг досталось.
И оттиском печатать по судьбе
гроздь виноградную, дыханье дикой мяты,
рожденье сына и арест его, и свято
хранить в стихах, во времени, в себе.
А что же ты – рождённый в час иной,
воспитанный кремлёвскою звездою
и властью, что довлела над тобою,
не верен памяти? Холодною землёй
идёшь ты, но петля, тюрьма и пуля
тебе извечным страхом не грозят.
Смотри вперёд, иль обернись назад:
у этих — кризис, те — давно уснули.
И за дорогой времени следя,
походкою вальяжного поэта,
шагаешь ты ценителем сюжета.
Но гостьей на Земле была – Она.
Философская поэзия — феномен духовной культуры, сложившийся на пересечении философии и литературы, часто получающий расширительное толкование: «философским» нередко называют любое «глубокое» поэтическое произведение, затрагивающее общие проблемы жизни и смерти.
Философская мысль становится мыслью поэта, и она не существует вне художественного выражения, вне образной ткани стиха. Философская поэзия не создает новых концепций — все ее открытия в области искусства.
(Философский словарь)
В своем творчестве она размышляет о вопросах бытия, жизни и смерти, человеческого предназначения и духовности, взаимоотношениях человека и мира, человека и природы. Основная философская проблема её творчества — проблема бытия.
Человек начинается с детства. И Марина Ивановна посвящает стихи своему родному поселку. С какой любовью она пишет о месте, где родилась, где прошли её детские и школьные годы.
Это место дает ей силы жить, надеяться, верить. На всю жизнь сердце приковано к малой родине.
По дороге – камень к камушку,
По тропинке – вся в пыли
Я иду, дождись, пожалуйста,
Там, на краешке земли.
Там, на милой сердцу улице,
Запорошенной пургой,
Там, где с тучами целуется
День, ушедший на покой.
……………………………
И пускай ещё не найдена
Мною жизненная суть,
Ты всё та же «чашка-впадина»,
Из которой бы хлебнуть
Неподкупной детской радости,
Материнского тепла
И свободы (самой малости),
Чтоб почувствовать крыла.
После прочтения этого стихотворения в голове звучат слова: «Дождись, пожалуйста…». Они рефреном повторяются в стихотворении. Она часто ездит на родину, это придает ей силы, родина питает её своими соками. Ведь нужна такая малость: всего-то глоток «неподкупной детской радости, материнского тепла и свободы самой малости». Сердце её там, на родине, в Сибири.
Как же я без сердца выживу,
Коль оно навеки здесь?
Родной край помогает найти ей верный путь, дорогу в будущее, «пропитанную
Свободой и ширь ».
Я пульс ищу наибелейших слов,
пропитанных свободою и ширью.
И нахожу крупицу тишины,
Что греется под снежным покрывалом.
И пью из кружки с молоком парным
всю теплоту домашнего причала
того, далёкого, сибирского села,
где дом — белее белого, а тополь —
спилили… Я когда-то там жила
и слушала зимы протяжный шепот.
У Марины Ивановны есть стихи, посвященные её родной школе:
Старушка – школа, как ты поживаешь?
Чьи поцелуи прячешь в тополях?
Кого находишь и кого теряешь?
И кто рисует в книжках на полях?
Трогательно, нежно, до слез… Она называет школу «фундаментом, камнем преткновения, печкой», от которой она пляшет…». И ещё надеждой, что все ещё будет, все повторится, и автор на это очень надеется:
Я знать хочу, что где-то в дальней дали
Среди болот, уйдя от суеты,
Хлебнув из чаши расставаний и печали,
Ты примешь вновь осенние цветы.
Но школа давно закончена. Время движется вперед, оно неумолимо. В стихотворении « Девочка с фотографии» она вспоминает свое детство и то, во что её поколение верило, на что надеялось:
Девочка верит, что «партия счастье дарит детям»,
И в то, что сильнее папы нет никого на свете…
……………………………………………………
Ей нравится праздник елки, вернее, его ожиданье,
Где разноцветных игрушек и серпантина сверканье…
Она рисует себя ребенком, ощущающим стабильность и радость жизни. Но вдруг все меняется, и лирический герой испытывает трудности, ему непонятно, как мир, в котором он жил, любил, верил, разрушился.
…Потом – прикоснется время к прядям её косичек,
а воспоминания детства заполнятся сыпью кавычек…
……………………………………………………………
Изменятся мода, флаги, газеты, телепрограммы.
Однажды по телефону страшная весть от мамы
Сердце сожмет до боли: « Папы не стало…утром».
…Девочка в сером платье, что же ты смотришь хмуро?
Людмила Щебнева, член Союза писателей СССР и Республики Молдова, пишет о лирике М.И. Сычевой: « Это с Мариной Сычевой происходит или со мной? …Это она на фотографии – девочка в сером платье, глаза с мечтой в завтрашний день- или я? …Какое чистое и высокое многоголосье поэтической жизни!..»
И как продолжение звучит стихотворение «Научи меня …искусству жить».
Научи меня … искусству жить.
Молча слушать я всегда умела.
Верила всему… Берись за дело!
Это сложно, и поэтесса это понимает, она с иронией пишет, что ей говорят: «Для женщины на первом месте должна быть мода, а «не ямб… и звукоряд строки…», но она иначе не может. Она ПОЭТ, это важно, это её жизнь.
Есть стихи, в которых поэтесса просит научить её жить, жить правильно, быть сильной, способной преодолевать все страхи, невзгоды и лишения.
В стихотворении «Нам бы научиться» Марина Ивановна хочет «научиться быть, не срываться в хляби, не просить, не ловить фортуны яркий плащ, не лелеять думы…не жить в полсилы…не бояться боли и огня…» Она борец по жизни, хочет ярко пройти по жизни и оставить свой след, неповторимый, незабываемый.
В стихотворении «Годы мои» слышится оптимистическое звучание. Поэтесса молода душой: «На висках седые прядки,/ В сердце — юности поля./ В сердце тополь раскрывает/ Липких почек благодать, / И такое навевает…\ Просто хочется лeтать».
Из интервью с ней мы узнали, что у неё есть и разговоры с Богом. «Рубрика писалась уже несколько лет тому назад, и я почти готова к ней вернуться, продолжить диалог». Нам кажется, что в этом стихотворении она и обращается к Богу и просит у него:
Вот взмываю в поднебесье
Я, расправив два крыла,
И лечу с годами вместе!
Всё своё с собой взяла…
Время уходит в камни,
Падают камни в пропасть.
Чувство полёта дай мне,
И не сломай мне лопасть,
Дай мне простор для крыльев,
Дай мне для мыслей пищу,
Дай не познать бессилья,
Духом не дай стать нищей…
Время- река и камни-
Пыль по дороге в Лету,
Очень прошу, дай мне
Слов, рассказать об этом.
Время — самый страшный и неумолимый судья, никто и ничто не может противостоять его разрушительному влиянию. «Любой человек в терминах бесконечности — ничто, любой мир – пылинка».(И.Бродский) И в стихотворении «Молчите, боги» Марина Ивановна утверждает:
Знаешь, я верю: жизнь всё-таки непобедима.
Только в глобальном смысле, не спрашивай – почему.
И мы вслед за автором верим и надеемся, что жизнь непобедима… Почему? Потому что «проходит все», но после него остается память, добрые дела, стихи наконец.
Проходит всё…И мы с тобой пройдем,
И, видимо, исчезнет сожаленье
От понимания, что суетно живем
Рабами денег,
места,
настроенья.
«Легко, умно, тонко, наблюдательно, иронично. И современно,- » так пишет о лирике М.И.Сычевой поэт-рыбничанин В. Ткачев. (К сожалению, ныне ушедший от нас. В память о нем 14-го мая 2011 года на здании типографии в городе Рыбнице установлена мемориальная доска. Марина Ивановна была одной из тех, кто открывал этот знак вечной памяти.)
В стихотворении «Завещание» М.И. Сычева пишет о человеке, жизнь которого завершается. Уходящий задумывается о том, что оставляет после себя.
……………………………………………
О чём мне ещё написать в завещании?
Коль я не умела богатства копить…
Улыбку тебе подарю на прощанье,
Чтоб мог, улыбаясь меня разлюбить.
Зелёные всполохи взглядов бездонных
Отдам сыновьям — мне, уже, ни к чему.
Огню — эмбрионы стихов не рождённых,
Я мучалась с ними. Зачем? Не пойму…
Не спетые песни, забытые книги,
Заброшенный старый, потёртый дневник,
И много того, что заполнило миги
Дороги, которой я шла напрямик…
Опять цитируем В. Ткачева: «Как хорошо! Речь о грустном и даже трагичном. Но ничуть не грустно на этой поэтической высоте: мороз восторга идет по спине».
Хочется познакомиться и с пейзажной лирикой. Природа в стихотворениях русских поэтов показана по-разному. Каждый из них находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. В своих шедеврах русские поэты изображают природу такой, какой они ее видят, чувствуют. Они переживают её расцвет и угасание вместе со своим лирическим героем. Природа в стихах русских поэтов одушевлена и согласуется с их настроением. Через описание природы он показывает свое настроение и состояние души. Они связывают явления внешнего мира и эмоциональное состояние человека. Под впечатлением удачных произведений поэтов, в которых так полно открылась их душа, начинаем понимать, «что есть красота и почему её обожествляют люди». Поэт, о котором мы говорим, тоже обращается к теме природы. Когда Никитин писал свои стихи о природе, он сказал: «Посмотрите, как упоительно роскошна окружающая нас природа!» Действительно красота природы бесконечна. Она красива во все времена года и в любое время суток.
Читая стихотворения Марины Ивановны , действительно ощущаешь весеннюю атмосферу, приближение осени, прелесть летнего утра и с нетерпением ждешь зимы. Чувствуется, как в воздухе пахнет талым снегом, вокруг раздается пение птиц, солнце растапливает зимнюю стужу, наполняя душу восторженным возбуждением и радостью.
Много стихотворений посвящено осени, поэтесса вслед за А. С. Пушкиным боготворит это время года, да и один из её сборников называется «Письма из города Осень».
Мои письма из города Осень,
Что пропитаны хмурым туманом,
И исколоты зонтиком-тростью,
И приглушены рыжим обманом
Прогорят, не найдя адресата…
Пьяный дворник, терзаемый ветром
Их казнит на костре без возврата.
Без суда… Без причин… Без ответа
Я останусь, как слёзы рябины,
Алой гроздью на кружевах веток,
Где дождей замерзают глубины
И ноябрь чудит напоследок…
Начнем знакомство со стихотворения «Уходит лето».
Увы, проходит лето,
Куда-то утекает…
Я слышала об этом,
А сын мой точно знает :
«За летом будет осень!»
Цыганской, дикой шалью
Укроется, набросит
На плечи и на талию.
И поплывет, танцуя,
Оранжево-Багряна
Природа, нас целуя
В любвеобилье пьяном.
Дурманить Спелые запах
Жемчужин винограда,
А на еловых лапах
Слезинка ноября.
На конкурсе красавиц
Ты, осень, «МИСС ПЛАНЕТА»!
Пусть листья кружат танец…
Как жаль — проходит лето.
Звуки осени – это собранный урожай, яркий костер из листьев, это родная школа, по которой соскучились за лето. М. Сычева создает очень интересный образ осени: это необыкновенная красавица, одетая в цыганскую шаль, это «мисс планета» на конкурсе красавиц. Листья у деревьев – павшие одежды. Природа плачет, прощаясь с летом. Ранняя осень – это замечательная пора, оранжево – багряная, золотистая, сиреневая. Мы как будто слышим увядание природы.
Какие интересные выразительные средства: метафоры – « укроется цыганской дикой шалью», « слезинки листопада», « жемчужины винограда»; олицетворения – « и поплывет, танцуя, природа», «листья кружат танец», эпитет – «оранжево-багряна природа». Мы представляем сразу же вихрь разноцветных листьев, который кружится в осеннем вальсе. В стихотворении указаны самые броские приметы осенней поры. Особенно привлекает автора оживающая и расцветающая осенняя природа.
В стихотворении «Ранняя осень» Марина Ивановна признается в своей любви к этому времени года: « Опять пришла любимая пора,/ И сеть небес дождём стекает наземь.\ Природа плачет с ночи до утра, /Укрывшись с головой в осеннем джазе». Конечно, слышится и тоска по уходящему лету, по тому, что опадают листья: «Уже пора листам в последний путь,/ Душевный крик, прыжок без парашюта,/ Они всю жизнь мечтали: « Как-нибудь / Парить, взмывать в небесной выси круто./ И возвращаться наземь не спеша, / Укрыть ее своим остывшим телом./ А после с ветром тихо пошуршать,/Случайно вспомнить о полете смелом».
Листья- живые существа, они мечтают, тоскуют, живут.
И я услышу в шелесте листвы
Мечту наивную, крылатую надежду,
И тихую мольбу – не подметать дворы,
Не жечь с деревьев павшие одежды.
А вот другое стихотворение об осени. Как ласково называет это время года автор. Мурлыка — осень. Читаешь и видишь удивительную, необыкновенно ласковую кошку: осень одушевлена.
И фыркнет дождиком, оближет паутиной,
Приклеит к небу облачную вязь,
И солнцу позднему свою подставит спину
Потом бродячей кошкой по дворам
Пойдёт, обнюхивая влагу тротуаров,
Ласкаясь рыжим шорохом к ногам,
Мир запалит рябиновым пожаром.
Яркие выразительные средства используются в этом стихотворении: у осени «желтая лапа», «ласкаясь рыжим шорохом», рябиновый пожар».
Конечно, есть у поэтов стихи, в которых тема природы сочетается с философскими рассуждениями о жизни. У М.И. Сычевой тоже есть такие. В стихотворении «Просто осень» она рассуждает о том, что нужно просто жить
……………………………..
Искать ответ. Размахивать руками,
Испытывать на прочность пустоту
И ритм стиха с обычными словами,
Смотреть в глаза персидскому коту,
Лежащему беспечно на коленях…
Так просто ощущать привычный мир
Осенних вечеров, настоянных на лени
И сырости нетопленых квартир.
Так просто принимать кончину лета,
Не сожалея, без лирических поэм…
Вязать носки оранжевого цвета,
Лишь спицами касаясь вечных тем.
Жить как всегда…– минуту за минутой,
Дыханье времени губами ощущать…
……………………………………..
И находить величье в простоте.
Понимаешь, что поэт тоже человек, ему бывает трудно, иногда непонятно, зачем и почему это происходит, но он «находит величье в простоте». Стихия природы оказывается слитой с мельчайшими подробностями душевного состояния: любовью, желаниями, стремлениями и ощущениями. Могущественное воздействие природы на душу человека исцеляет от душевной боли и сообщает голосу поэта оптимистическое звучание.
В стихотворении «Сентябрь» возникают очень знакомые образы: поэтесса ничего не придумывает, она пишет о том, что хорошо знает, видит каждый день, но получается, что мы, не лирики, а прозаики, этого почему-то не ощущаем. « … сладко пахнет синий дым \ горящих у подъезда листьев». Сентябрь « сеет на кору дорог … рыжие монеты», « пьет туманов мутный грог», « заигрывает с летом», «ласкает в пальцах паутин забывчивое «бабье счастье». Сразу читатель увидит ласковый первый осенний месяц, когда еще тепло, летает паутина, приходит «бабье лето»…Еще так хочется света, радости, и сентябрь все это нам дает. Замечательный месяц!
Но проходит сентябрь. Октябрь, и вот с небес падает «первая снежинка». Так называется стихотворение Марины Ивановны. Она сравнивает осенний день со снежинкой:
Кто-то прячется в луже серой.
Может, солнце пронзила лень?
На ладошку снежинкой белой
Приземлился осенний день…
Снежинки — вестники зимы, другого состояния природы и человека. В стихотворении «Вестники зимы» возникают образы-антитезы: день вначале – «ребенок, знавший чудеса» постепенно превращается в «старуху-ночь». И все меняется: теперь звезды-«бородавки «тоскливо саднят» её душу, «тишина сжимает грудь», «ветер заползает в сердце», «чернеет павший лист \ На неумытых тротуарах, \ И тени в переулках старых \ Танцуют обречённо твист». Все это «вестники зимы». Зима приходит, и «иней жемчугом скупым \ Спешит украсить её плечи». Наступает другое время года, другое состояние души.
Опять просыпаюсь рано,
Молча гляжу в окошко.
Жадно вдыхаю утро –
Холод щекочет губы…
(Утро зимой. Зарисовка)
Какие же образы возникают зимой? «Инея белая пудра», «Луна между труб мерцает, Кутаясь облаками», «Зима в клочья \ Рвёт бахрому мгновений, \ Сыплет на ставни искры». И если Осень-красавица, то Зима- «колдунья».
Зима календарь листает
И хороводит снегами.
Дремлет ещё дорога
В сонных сугробах прячась.
Белая недотрога
Гадает мне «на удачу»,
Считает снежинок грани,
Пьёт январские ночи.
Есть еще стихотворение, о котором мы не можем не упомянуть. «Ноябрь и Зима». В нем показана неизбежность ухода осени и прихода зимы.
……………………………………………
Зима потрогала мизинцем тонким речку,
На бусы фонарей, ложась беспечно,
Для ноября писала некролог.
Мол, был он славным, хоть и мягкотелым –
Не доставало парню холодов.
И очень много самых разных слов
Вдоль тротуара снегом белым-белым…
Как бы ни боролась осень с зимою, все равно победа будет за снегом и морозом. Но как показан ноябрь: совсем не борец – «Притих. Замёрз. Устал дышать и плакать. \ Всё, что хотел сказать, унёс с собой. \ И белоснежной тишины прибой \Укрыл его глаза… и слякоть, слякоть…Зато Зима – хозяйка: « Она пришла, укутываясь в шаль, \ (наверное – шальная), с ветром в косах. \ В руках озябших – синей стужи посох, Лицо – точеноё, в глазах – печаль, печаль…» Почему печаль? Нам кажется, что потому, что зима не вечна и она это точно знает.
Но время проходит, приходит Весна. Об этом времени года есть замечательное стихотворение «Икона неба мироточит».
(Мироточить — выделять мирровое масло, явление в христианстве, связанное с появлением маслянистой влаги (так называемое миро) на иконах и мощах святых. Явление представляет собой появление на иконе светлого маслянистого вида вещества, испускающего благоухание». Такой необычный глагол использовала М.И. для описания весенней погоды. Метафора «икона неба мироточит, / Слезами умывая март» дает представление о весенних дождях, о чуде возвращения тепла, возрождения природы и человека. «Весна рисует поп-арт», «вороны грабят на дороге \ Уже влюблённых голубей». Но кончился сон, пора в дорогу, снова хочется жить, надеяться, верить, потому что «о рёбра сердце бьётся птахой», все повторяется опять и опять.
Блаженна светлая печаль,
Которая ночами снится,
Волнует душу, кличет в даль.
Зовёт куда-то ветер буйный,
Меня, обманутую вновь…
Вновь возникает желание творить, любить и наслаждаться жизнью.
Опять весна. / И запахи, и свет, \ и торжество рождения природы.(« Весенние желания»)
А мне, зачем-то, хочется уйти.
Нет, – не из жизни, просто, в путь-дорогу,
которая без вешек на пути,
без знаков, без разметки. От порога
бежит сама, неведомо куда,
спешит за горизонт, щекочет небо,
теряется в лучах и проводах.
Идти туда,
по той дороге
мне бы.
Идти.
И находить.
И вновь терять.
Благодарить находку и потерю.
И придорожный камушек сжимать
в ладони тёплой, безрассудно веря,
в его нездешнюю, скупую красоту,
в таинственную суть потухших бликов.
Шагать беспечно
за верстой
версту,
и замирать под неба чистым ликом –
я так хочу.
Бродяжная душа,
живущая в моём нескладном теле,
с весенним ветром просится бежать.
И ей плевать на несерьёзность целей.
В. Ткачев пишет: «…подборка стихов Марины Сычевой – это подлинное поэтическое открытие! И я думаю, не только для русской поэзии республики, но и вообще для современной русской поэзии…Поздравим же …самих себя – с открытием нового поэтического таланта».
Автор работы Вычужина Г.Б.
Страница Марины Ивановны Сычёвой на СТИХИ.РУ:
http://www.stihi.ru/avtor/marina999
ИНТЕРВЬЮ С МАРИНОЙ СЫЧЁВОЙ:
ИСТОЧНИК:
http://stihotherapy.ru/stroki-rvushhiesya-iz-serdca/12/
Свидетельство о публикации №116051407441
Об авторе в журнале "Вторник",
http://www.vtornik.online/autors/%D0%A1%D1%8B%D1%87%D1%91%D0%B2%D0%B0
Людмила Кудрявцева Тирасполь 10.02.2023 13:54 Заявить о нарушении