Хусайн. Глава первая. Часть пятнадцатая

1.Махмуд пошёл в мактаб - учить коран.
  Отец - в диван на службу.А Хусайна
  оставили,чтоб дома преподан
  урок премудрости был,чтоб открылась тайна.

2.Три книги - драгоценность Натили:
  и каждая - для знания священна.
  Одна из них - вмещала сразу три,
  а потому была особенно бесценна.

3.То был Порфирий Тирский,сочинив
 "Введение" в логическое русло,
  которое,дотошно изучив,
  учивший смог бы проследить от сусла
  логичный путь к напитку - даже устно.

4.Наука - широка,скрывая грань,
  порою,неразгаданной во мраке,
  и только логики логическая длань
  способна возвести в ранг пользы злаки.

5."Введение" - осилено за час,
  тогда как Натили - за две недели.
  Так:гениальным покрывается тот час
  то,где обычный натыкается на мели.

6.В растерянности полной Натили:
  он думал,что понадобится время
  на изучение того,что вмиг прошли
  они с Хусайном.Скакуна - не стремя

7.выводит в чемпионы на бегах,
  а умудрённый опытом наездник.
  Выходит:Натили - не при делах
  Опять останется?Но...мудр сотрапезник,

8.коль после первой чаши крепкого вина
  вам без раздумий льёт вторую чашу.
  Тогда беседа будет лишь стройна,
  когда равняет собеседника и вашу.

9.Ко времени,когда пришёл отец
  обедать,Натили уж - не перечил
  ученику,а думал:"Всё,конец!
  Я пропитанием себя - не обеспечил..."

10."Учить не может шейх ученика,
    перед которым он благоговеет!
    И да отсохнет у учителя рука,
    коль он перечить гению посмеет!" -

11.так молвил с грустью мудрый Натили
   отцу Хусайна - на вопросы о успехах.
   Коль честь у благородного - в крови,
   то станет ль думать благородный о утехах...

12."Хусайн!Ты посчитаешь мне счета,
    что я принёс на время из дивана."
   "О нет,почтеннейший!Давайте лучше я:
    Не надо забивать ум...мальчугана!" -

13.вмешался Натили и тут же...смолк,
   едва услышал то,что то - забава
   тому,кто знал в науках больший толк.
  "Дороже - камень,хоть прекрасна и оправа.

14.Но без оправы он не будет столь блистать,
   как обрамлённый в соответственное платье.
   А потому:не стоит унывать
   и прерывать,едва успев начать,занятия. -

15.тревогу успокоил Абдаллах. -
   Хусайн подучится - возьмёшься за Махмуда
  (Увы,но одного лишь дал Аллах,
   чей боек ум,как Соломона ибн Дауда).

16.Он посчитает все счета - за пять минут,
   тогда как мы с тобою - просидели б вечер.
   Дела ж,сам понимаешь,нас - не ждут,
   А цифры ум Хусайна - только лечат."

17.Обед молчал подавленный старик,
   благоговейно глядя на Хусайна.
   Как тот иссохший и беспомощный арык,
   пока мольбе его не вняла влаги тайна.
...
18.Соседом стал их - маленький Умар
  (Родители внезапное наследство
   вдруг получили,и на этот Бога дар
   купили дом вновь с ними по соседству).

19.Вот как-то раз они,гуляя,вдруг
   нашли мешочек кожаный с деньгами.
  "На половину я свою, - промолвил друг, -
   куплю конфеты,ибо если я с таньгами

20.приду домой,то у меня их заберут.
   А ты что купишь?Покупай конфеты!
   Уж их-то точно,коль возьмёшь,не отберут!"
   Нужны ли маленькому гению советы,

21.когда он книги у торговца увидал.
   Что для Хусайна может быть ценнее!
   И книгу,о которой он мечтал, -
   купил!Ведь разум - не становится беднее,

22.когда его питает - не халва,
   а то,на что способна только книга.
   Так:странного за ним уже молва
   пошла по жизни,словно некая интрига.

23."Ну,ладно,хоть с картинками,а то
    купил себе какого-то Эвклида!"
    Только Хусайн,не замечая ничего,
    читал:полезной оказалась книга!

24.На следующий день они опять
   пошли гулять.Умар:"А если б снова
   нам повезло,то стал бы покупать
   ты,что купил?""Конечно,ибо слово -

25.ценнее всех конфет и всей халвы,
   что в Бухаре торговцы предлагают!
   Достаточно и постной маставы
   тому,кто больше знать предполагает."


11 мая 2016 г.


Рецензии