Стих двадцать шестой

                26.
               

                Я брал в синагоге уроки любви*,
                усвоить стараясь точь в точь.
                Пел вместе со всеми "Невеста, приди.
                Явись мне  в субботнюю ночь!"
                Как свадьбу жених, я машиаха ждал,
                Упрям  и неистов, как ртуть.
                И  пестовал я ностальгию по  дням, 
                Которых уже не вернуть.
                О тех, кто с любовью остался навек,
                Читает кадиш** полный зал,
                Любовь поднимает  из глубины  вверх
                Небесною песней хазан***.
                Украшен павлин разноцветьем  цветов.
                Подложкой из шелка обвит,
                И в платье из бархата, свиток святой
                На мягких подушках лежит.
                И свиток несут, словно дар Самого,
                по кругу, по кругу. Кругом
                целуют, ласкают все части его
                в их прошлом и в нашем былом.


• Амихай имеет ввиду церемонию внесения  свитков торы в синагогу.  Это происходит при стечении большого количества народа и под хупой (свадебным балдахином), с горящими свечами, песнопениями и музыкой. Люди, одетые в праздничные одежды, с открытой радостью сопровождают Тору с песнями и танцами. Принято, чтобы все евреи – мужчины, женщины и в особенности дети – целовали мантию свитка Торы, когда его несут в синагогу, и это является хорошей приметой (сегулой) для здоровья и долголетия. Существует также обычай приносить маленьких детей в то место, где должна проходить церемония внесения свитка Торы, чтобы они удостоились покрытия лица мантией свитка.
Во время церемонии устраивают семь акафот (семь раз обходят биму – возвышение, на котором читают Тору). При каждом обходе танцуют со свитком Торы, как в Симхат-Тора, а когда завершают седьмой обход, произносят "Веселитесь и радуйтесь радостью Торы" и обходят биму восьмой раз, чтобы отличить акафот, совершаемые в праздник Симхат-Тора, от акафот, совершаемых во время внесения свитка Торы. Далее произносится молитва "Наш долг…" и Кадиш ятом ( поминальная молитва по умершим родителям).
• Кадиш – поминальная молитва для прочтения которой требуется миньян – 10 взрослых мужчин старше 13 лет. Однако, читается не только во время похорон, но и является частью утренней молитвы шахарит.
• Хазан. Хазан ведет общественную молитву и представляет всю общину в ее обращении ко Всевышнему. Поэтому другое название человека, выполняющего эту функцию, - "шлиах цибур", что дословно означает "посланник общины". Большие богатые общины содержат постоянного хазана. Как правило, хазан ведет молитву только в субботу и праздники. По праздникам пение хазана может сопровождаться мужским хором.

     с иврита

     из книги Иегуды Амихая Открыт, закрыт, открыт


Рецензии