Сталинскому соколу

***(Он сшиб тридцатку фрицев...)

Сталинскому соколу

Он сшиб тридцатку фрицев
С прифронтовых небес.
С ним Ас не смел сцепиться (1)
И, как трусливый бес,
Косился из за тучки(2),
Козюлил и юлил...
Знал - не спасут от взбучки
Семьсот нечистых сил.(3)

На зависть всем икарам,
В пространство высших сфер,
Стальной вознёсся парень
В упрямом Рус-фанер(4).
Знать нагнетатель сердца
МощИ в мотор поддул.
Ну как тут отвертеться,
И винт тянул, тянул...

В собачьих свалках, в парных
Боях и в тет-а-тет
Схождениях(5) коварный
Вертлявый силуэт,
Как паутинка мушку
Отлавливал прицел...
А рык авиапушки
Им панихиду пел.

Брюхатым бомбовозам,
Поджарым мессерам, (6)
Чудным связным стрекозам,
Разведчикам ворам,
Не скрыться от укуса
Снарядов "роковых".
Что смелым в лоб...
А трусам
В затылок и под дых.

Коль небеса звездили
И нет крестов, хоть вой(7),
В клубах рокадной(8) пыли
Он находил конвой...
И в ворога колонны
Вшивая трассы нить,
Он жал гашетку, словно
Пытался отломить.

За всё!
За всех за наших!
За горе без мерил.
Он беспощадно...
Страшно...
Садил...
Садил...
Садил...
Всего один из многих...
Из многих не один:
"Салаги" вышли в "Боги"
Пылающих годин.

В которых обжигали
Победные горшки
Не боги(9) за регалий
Вершки и корешки:
То бронзового бюста(10)
Тускнеющая честь,
То без вести - не пусто(11),
То резанная жесть(12).


(1)Традиционно в мемуарной литературе Ас – это нарицательное имя для опытных немецких летчиков, как правило - истребителей, имеющих большое число сбитых самолетов противника. Однако в мемуарной литературе повсеместно отмечается нежелание немецких летчиков ввязываться в затяжные воздушные бои без подавляющего собственного превосходства.
(2)Стандартный прием внезапной атаки, используемый опытными летчиками - подойти к противнику маскируясь за облаками.
(3)Мощность большинства модификаций немецких истребителе более 700 л/с.
(4)Презрительное нарицательное имя, данное советским самолетам немцами, основано на особенности конструкции – применение фанеры для обшивки планера.
(5)Схождение – начальная фаза индивидуального боя истребителей, когда никому не удалось добиться внезапности. Далее может быть перевод боя в вертикальный/горизонтальный маневр или лобовую атаку.
(6)Прозвище немецкого истребителя Мессершмит у советских летчиков – худой или мессер.
(7)В заключительной части войны союзная авиация, при выполнении боевых задач, очень часто вообще не встречала воздушного противника, и большую часть потерь понесла от наземных ПВО.
(8)Рокада (также рокадный путь, от фр. rocade «объездная дорога») — железная, шоссейная или грунтовая дорога в прифронтовой полосе, проходящая параллельно линии фронта. Рокады используются для маневрирования войск и перевозки материальных средств.
(9)Завоевание в заключительной фазе войны полного и безоговорочного господства в воздухе союзной (не только советской) авиации, обеспечили не исключительные способности нескольких сотен выдающихся летчиков (тот самый дьявол в деталях), а достаточно высокий уровень подготовки десятков тысяч, так называемых, «середнячков», который, будучи подкреплен общим численным превосходством, свел на нет первоначальные успехи противника.
(10)Бронзовый бюст по месту рождения сооружался для дважды Героев Советского Союза. Большинство дважды Героев  - летчики.
(11)Пропавшие без вести, могли быть не только жертвой внезапной атаки вражеских охотников, но и погибнуть в решительном воздушном бою, живых свидетелей которого не оставалось ни с одной из сторон.
(12)В отличие от пехотной фанерной звездочки, на могилы летчиков, как и вообще технарей, звездочки вырезали из металла.


Рецензии
Если верить тому что мне в догугл попадало,ас(туз по французски)это у союзников.

В немецко-фашистских Люфтваффе(Соколов Геринга)бытовало словцо Эксперт.
Ас это лётчик сбивший пять и более машин противника в годы ПМВ(и ВМВ у союзников).
Фрицы ,,Железку,,второй степени давали за семь машин,хотя у них требования к подсчёту сбитых были ниже(но это тема чужой диссертации,и не здесь).

Судя по ряду оговорок автор осветил путь Героя Советского Союза Амет-Хан Султана.

Тот начинал на,,рус-фанер,,(И-153 бис)в 1941-м.
У него в разные годы публикаций приписывали от 30-ти до 36 машин,хотя их было больше(см .выше).

Стихи отличные,человек увлекается военной историей.

С уважением,

Антон.

Лейба Тигров   14.12.2020 10:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.