Чжуан-цзы о хайку-ториавасэ
"Принципиальной задачей дальневосточной эстетики было выявление живой праосновы Бытия в той форме, которая бы не скрывала, а, наоборот, обнажала непрерывную текучесть, зыбкость жизни, её вечный круговорот. Последователь автора книги "Даодэцзин" - Чжуан-цзы указывает на присутствие этой бесформенной "пустотной" силы Дао в одинаковой степени и во внешнем мире, и в человеке.
Однако не каждому удаётся уловить её молчание: "Веселье и гнев, печаль и радость, надежды и раскаяние, перемены и неизменность, благородные замыслы и низкие поступки - как музыка, исторгаемая из пустоты… И неведомо, откуда всё это? Но да будет так! Не от него ли то, что и днём, и ночью с нами? Как будто бы есть подлинный господин, но нельзя различить его примет, его форма невидима. Деяниям его нельзя довериться, но невозможно узреть его образ, ощутить его бесформенность.
Чжуан-цзы предлагает следующую градацию форм. Это: 1) воплощённая в материальных предметах, "вещественная" форма,2) форма речи и 3) форма мысли.
О них можно поведать, им можно научить: "С другой стороны, "телесная форма" - то, что может быть выражено словами - грубая [сторона] вещей; то, что может быть постигнуто мыслью - тонкая [сторона] вещей; за пределами тонкого и грубого - то, что словами выразить нельзя; то, что не обладает телесной формой, не может быть разделено для подсчёта"
(Скворцова Елена Львовна, Художественная традиция и первые шаги теоретической эстетики в Японии)
```
Хайку-ториавасэ более всего склонны к этой, якобы кажущейся, бесформенности. Отсутствию телесной оболочки.
Мысль в них запрятана очень глубоко. Но все это очень хрупко сложено внутри (все же) формы - краткой, где-то штриховой, а может быть даже - шероховатой.
Недосказанность. Которую надо домыслить. Увидеть. Потому что все внутри - между строк - наполнено.
Тело у хайку-ториавасэ присутствует. Иногда это мерцающее что-то. Как зеленое лекарство, которое выпьешь и станешь прозрачным.
Уловить. Ощутить аромат. Читать не один и не два и не три раза. Войти в чувство стиха. Повторить опыт.
Непостоянство чувств человека и постоянное непостоянство природы сопоставляются и на этом стыке очень остро, если уметь читать, выявляется форма пустоты. Она наполнена всеми красками. В ней много звуков. Читать хайку-ториавасэ иногда очень сложно (мне). Их и объяснить-то толком не можешь. О чём? Пока не переживешь, не узнаешь...
перетерпи, душа моя...
беззвёздное зимнее небо
(мое)
Свидетельство о публикации №116051000680