Основа, Путь и Плод

Основа, Путь и Плод

Основа – это недвойственное видение
Реальности, вне слов и концепций, достигаемое лишь в самадхи – чистом состоянии ума. В своем изначальном аспекте – это Всевышний Источник, Брахман Вед, Нерожденный Ум, Непостижимый, Бесконечный, Незапятнанный, Спонтанно Совершенный и Всепроникающий, он подобен бесконечному пространству сознания. Это Исконное «Я», Основа есть «Сахаджья» – естественное состояние каждого, но оно затмевается покровом двойственных мыслей и клеш (омраченных состояний). Когда йогин может пребывать в созерцании, естественное состояние раскрывается, обнажая пустотную Природу Ума.Природа Ума абсолютно чиста, пустотна, непостижима и ее сокровенная сущность – лишенный качеств и образов, «внемысленный» Ясный Свет, который есть светоносная лучезарная ясность. Обладая способностью к эманациям, лучезарная ясность проявляется в виде пяти чистых светов цвета радуги. Пять светов, бесконечно преломляясь и переплетаясь, уплотняются и образуют весь видимый мир (сансару, миры формы), которые сами по себе нереальны и подобны сну, иллюзии. Все есть проявление «Я» – Праджняны (Исконной Мудрости).Основу объясняет Учитель, используя три вида передачи: неконцептуальную, символическую и логическую.

Путь.
Путь – это методы созерцания, медитации, управления внутренней энергией. Путь состоит из трех главных принципов:~ прямое введение в естественное состояние с помощью Учителя (шравана);~ прояснение с помощью обдумывания и устранения сомнений (манана);~ неуклонное продолжение созерцательного присутствия с помощью особых методов Лайя-йоги (нидидхьясана).Главным же методом практики является непрерывная внимательность к естественному состоянию, созерцание, самоосвобождение двойственного восприятия благодаря присутствию осознанности.

Путь достижения Просветления описывается как видение, медитация, поведение.Видение – это способность непрерывного пребывания в Основе в состоянии недвойственного созерцания, передаваемое лишь Учителем особыми методами «прямого постижения».Созерцание в Лайя-йоге означает безусильное присутствие бдительного осознавания, которое не фокусируется на чем-либо конкретном. Йогин старается не цепляться за прошлое, не фантазировать о будущем, не схватываться концепциями настоящего, пребывать за пределами концепций в естественном состоянии. Естественное состояние ни внутри, ни снаружи, оно подобно небу без границ и центра. Это ум в его Истинной Таковости.


 Он подобен пространству без качеств, однако все качества возникают из него.Медитация включает в себя пять путей или пять янтр Лайя-йоги:~ Путь Мудрости (Праджня-янтра);~ Путь Энергии (Шакти-янтра);~ Путь Сновидений (Нидра-янтра);~ Путь Звука (Нада-янтра);~ Путь Света (Джьоти-янтра).Путь Мудрости (Праджня-янтра) предполагает овладение непрерывным созерцательным состоянием, погруженностью в Природу Ума (сахаджа-стхити). Для этого йогин тренируется в медитации сидя и в движении.К практикам сидячей медитации относятся:~ Упражнение-концентрация (дхьяна) для овладения однонаправленностью ума;~ Медитация на входящее и выходящее дыхание (Анапанасати);~ Медитация на чувство «я» (ахам-вритти);~ Медитация на пустотное состояние ума;~ Медитация на Великое изречение (Махавакью);~ Решение парадоксальных задач (аналог коанов дзен);~ Медитация на пространство неба;~ Медитация на просветляющие силы вселенной, пяти элементов и т.д.;~ Медитация на световое пространство и другие.

К практикам созерцательной ходьбы относятся:~ Наблюдение за телом;~ Наблюдение за дыханием;~ Ходьба с поддержанием санкальпы (аффирмации);~ Самовспоминание;~ Созерцание Света;~ Созерцание Бесконечного пространства;~ Настройка на нисходящие силы Вселенной;~ Интеграция с пятью элементами и другие.Путь энергии (Шакти-янтра) включает практики работы с каналами (нади), ветрами (праной) и центрами (чакрами) для:~ пробуждения Кундалини,~ получения опыта нектара бессмертия,~ выходов тонкого тела,~ обретения непрерывного сознания в самадхи,~ раскрытия четырех блаженств и пяти пространств в теле.Для этого используются практики: асаны, мудры, бандхи, пранаямы, визуализации чакр, каналов, слияние с пятью элементами стихий и другие.Путь сновидений (Йога-нидра) включает обучение специальным методам ночных практик для:~ осознавания себя во сне,~ развития тела сновидений (Майя-дэхам),~ управления и трансформации сновидений,~ вхождения в осознание сна без сновидений и Ясного Света.Путь йоги Звука (Нада-йога) включает десять стадий сосредоточения на внутренних звуках для достижения нирвикальпа-самадхи и практику, когда йогин работает с единством Звука и пустотного осознавания.


Путь йоги Света (Джьоти-йога) предполагает глубоко тайные методы созерцания Света, которые за короткое время генерируют световые видения: божеств, мандалы, сферы света и др. Упражняясь в созерцании, йогин работает с видениями, последовательно проходя четыре стадии: «начала», «сосуда», «нарастания», «исчерпания». Путь йоги Света считается очень глубокой садханой, позволяющей сделать быстрый скачок в практике – за одну жизнь реализовать Бессмертное тело Света.Основные способы практики, принятые в монастыре:~ Сидячая медитация (Махашанти);~ Созерцание при ходьбе (Чанкраманам);~ Практики Хатха-, Кундалини-йоги и др.;~ Соблюдение правил монашеской и йогической дисциплины (Виная и самайя).Поведение.


Принцип приложения осознанности ко всему – главный принцип в поведении. Если не прилагается осознанность, то любые действия, которые бы мы ни совершали, выпадают из общего рисунка нашей практики и становятся сансарными действиями, т.е. порождающими кармические отпечатки.Во внешнем поведении йогин придерживается принципов Винаи, во внутреннем – самайя (т.е. в любых ситуациях проявляет чистое, позитивное видение), в тайном – Единой самайи созерцания. Высшим же повседневным состоянием в поведении является «самадхи текущей реки», «безумная мудрость», лила-буддхи – спонтанная игровая активность в поведении на благо живых существ (аналогии: «лила» в вайшнавизме и сиддханте, «чит-шакти виласа» в кашмирском шиваизме).

Плод  Плод Учения – это достижение трех бессмертных тел:~ тела чистого сознания, подобного пространству (Джняна-дэхам);~ Радужного тела из световой энергии (Пранава-дэхам), достигаемого при жизни или в момент смерти, когда физическое тело йога растворяется и исчезает, преобразуясь в бессмертное тело Света. Йогин оставляет после смерти пучок волос, двадцать ногтей и одежду, полностью исчезая;~ Иллюзорного тела, подобного материальному, но обладающего чистыми элементами (Шуддха-дэхам).


Рецензии