Пока вещь в работе...
Не стоит обсуждать ненаписанную книгу. Такие разговоры ослабляют желание писать. Эрнест Хемингуэй суеверно отказывался говорить о рассказе, пока не будет закончен. Не то из него обязательно что-то уйдёт в разговор, вместо того чтобы осесть на бумаге. // Никогда не делись с другими своими замыслами прежде, чем не осуществишь их. Иначе не хватит мужества дойти до цели, ибо тогда вместо своего замысла будешь вынашивать жалкие мысли, подсказанные со стороны. Ромен Роллан. // Они не советовали мне разрабатывать этот сюжет. Поскольку не могли знать, что заложено в новелле. Только самому поэту ведомо, какие чары он сообщит своему детищу. Вот почему не следует спрашивать совета, когда ты задумал что-то написать. Я бы наверняка отговорил Шиллера писать «Валленштейна», ибо не мог даже вообразить, что на этот сюжет он напишет такую прекрасную драму. Иоганн Гёте. // Огласить замысел – погубить его: тогда в нём загодя находят недостатки, а потерпит неудачу – окажется злосчастным вдвойне. Бальтасар Грасиан. // Я заметил, что когда расскажу о своей работе, то непременно её брошу; так и случилось недавно. Разболтал до того, что даже в Совет Академии дошло, что я делаю. А я между тем, сделав множество эскизов, бросил. Который раз зарекаюсь не рассказывать про свои дела. Илья Репин. // Как это нередко бывает с нашим братом, показав ещё не созревшую мысль, я охладел к ней. Михаил Нестеров. // Об одной создаваемой книге я уже говорил публично, хотя подобные выступления «абортируют» любую идею или замысел. Джон Фаулз. // Я даже прочёл вслух отрывок из романа, над которым работал, а ниже этого никакой писатель пасть не может, это чревато. Веди я себя как профессионал, никогда бы не стал этого делать. Писателю вредно говорить про то, как он пишет. Тут не требуется никаких объяснений или диссертаций, он пишет, чтобы его читали. Писатель не должен что-то объяснять или составлять путеводитель по трудным местам своей работы. Писателю опасно рассказывать над чем он работает. Можно попусту выговориться. Эрнест Хемингуэй. // Среди литераторов есть суеверие: нельзя, не написав, рассказывать о том, над чем работаешь, – можно спугнуть сюжет. Борис Полевой. // Никому ни слова, прошу вас! Я суеверен, не люблю болтовни о вещах, которые ещё не сделаны. Жюль Верн. // Если желаешь удержать человека от какого-нибудь поступка, заставь его разговориться на эту тему: чем больше люди говорят, тем меньше у них склонности делать. Томас Карлейль. // Так как я знаю, что никогда не довожу до конца свою работу, стоит мне доверить подробности моего плана или изложить его полностью кому-нибудь, то я предпочитаю воздерживаться от подобных сообщений. Я даже с Шиллером не делился поэтическими замыслами, вынашивал молча. Как правило, никто ничего не знал, покуда я не завершал очередное произведение. Шиллер был очень удивлён, когда я показал ему «Германа и Доротею». Ведь я словом не обмолвился, что собираюсь писать эту поэму. Иоганн Гёте. // Не следует знакомить литературных друзей с тем, что пишешь, пока вещь в работе. Я читал Золя описание прогулки моей проститутки Элизы, вышедшей на своё ночное дежурство. И вот в его рукописи нахожу эпизод, не то чтобы целиком взятый у меня, но, безусловно, внушённый моим чтением. Иное место действия, но та же деталь, не опущена даже моя фраза. Эдмон Гонкур. // Никому не нужно показывать, до напечатания, своих сочинений. Лев Толстой. // А важного дела не поверяй никому, не то изведаешь душу жалких людей. Феогнид. // Не раскрывай свои планы и цели людям, которые будут весьма рады одержать над тобой победу, потому что они тебе завидуют. Наполеон Хилл. // Я спросил зашедшего литератора: «Одобряет ли он мою мысль писать о Крымской войне 1855 года и героической обороне Севастополя?» Он подумал и говорит: «Нет, такой роман никому не нужен!» Сам же, уйдя от меня, тотчас отправился в Севастополь рыскать по архивам, добывать материалы о его обороне в период Крымской войны. Сергей Сергеев-Ценский. // Жалеть о сказанном мне приходилось, о несказанном – никогда. Ксенократ. // Есть очень простое правило: не показывать никому своих материалов, черновиков, разработок будущей книги; её могут легко украсть в зародыше. Александр Грин никого и близко не подпускал к замыслам своим. Берёг умение неповреждённым уйти в работу. Всегда сердился, когда его спрашивали: «Что вы сейчас пишете?» Настораживался, морщины на лице приходили в движение, глаза закрывались. Грин отвечал: «Вам нужно побриться». // Люди, призванные выразить многое в прекрасных, глубоко обдуманных творениях, питают пренебрежение к болтовне. Оноре Бальзак. // Моё нормальное положение – закрытое, как у шлагбаума. Венедикт Ерофеев.
Рецензии