Река Каяла, которую искали 215 лет

  «Быти грому великому,
итти дождю стрелами съ Дону великаго!
Ту ся копиемъ приламати,
ту ся саблямъ потручяти 
о шеломы половецкыя,  на реце на Каяле, 
у Дону великаго!»

Что за река такая? Нашли? Да, сколько угодно. У самых именитых ученых она, где-то в районе Азовского моря. Там рядом Тьмутаракань, куда Игорь и рванул,  по их мнению.
Дико, что такое простое русское слово-Тьмутаракань, приписывают кому угодно, только не нам. И поэтому до сих пор ищут разгадку этого слова, которая совершенно очевидна.
Тьма - это много. Тороки - кожаные ремешки позади лошадиного седла, для привязывания разной поклажи, которую приторачивают. Теперь посмотрите на карту, где Дон впадает в Азовское море. Седло - море. Устье Дона с многими (тьмой) протоками - тороки. Всё ясно и только по-русски. Чего тут мудрить?
Вернемся к Каяле. Здесь что интересно? Мы не знаем,  где она, а какие-то иностранцы ЗНАЮТ.
 
«Ту немци и венедици, 
ту греци и морава 
поютъ славу Святъславлю, 
кають князя Игоря,
иже погрузи жиръ во дне Каялы - рекы половецкыя, -
рускаго злата насыпаша.»

В 19 веке ученый  Барсов Елпидифор Васильевич решительно заявил, что Каяла - это не географическое понятие. Потом, также решительно сказал, что это Дон со всеми притоками и озерами.
Пора и мне. 
Решительно выбейте на клаве  «половцы карта».
 Посмотрите на  пространство, занятое половцами? Широка река? Вот вы и увидели Каялу. КАЯЛА-это Часть Русской Земли Занятой ПОЛОВЦАМИ, которые растеклись рекой от Зауралья до Причерноморья. И это Окаянная река, потому что на ней льется кровь русская.

«"Хощу бо, - рече, - копие приломити 
конець поля Половецкаго,   съ вами, русици, хощу главу свою
 приложити,  а любо испити шеломомь Дону".

Конец поля  это ближняя к Киеву часть занятой половцами земли. Автор Слова выразил свое отношение к половцам окаянным  одним простым русским словом. Искали больше 200 лет. Спасибо Автору, надоумил.
Ипатьевкая летопись:
«И тако во день святаго воскресения наведе на ня господь гнев свой: в радости место наведе на ны плачь, и во веселье место желю, на реце Каялы» -  как видите, летопись не прошла детектор лжи и раскололась на Каяле - реке, которая есть метафора Автора. Автор так может говорить, а летопись нет, это не поэма. У некоторых Каяла  это Калка. Нашли больше 20 вариантов  рек. Ее  даже будут форсировать.
Но у Автора действительно есть еще одна Каяла. Уже не половецкая, но с тем же названием. Автор здесь называет Каялой русскую кровь - реку крови, когда русские бьются с русскими.
«Съ тоя же Каялы Святоплъкь полеле яти отца своего 
междю угорьскими иноходьцы 
ко святей Софии къ Киеву. 
Тогда, при Олзе Гориславличи,  сеяшется и растяшеть усобицами
погибашеть жизнь Даждьбожа внука,
въ княжихъ крамолахъ веци человекомь скратишась»

Зашеломянем!


Рецензии