Большой профессионал!

Сценарий игры-посвящения в юные журналисты.
 (Дню журналиста посвящается)

Участвовать  в посвящении могут дети, подростки от 8-17 лет, которые  хотят стать в будущем журналистами (участники кружков,  студий юных журналистов в школе, при клубах, во дворцах творчества).  Предлагаемая игра-посвящение предполагает командные выступления и состязания, также предусмотрен индивидуальный конкурс для капитанов команд.
Игра-посвящение может быть приурочена к нескольким праздничным датам:
13 января – День российской печати,
8 сентября – День международной солидарности журналиста,
а также может быть проведена в соответствии с индивидуальным учебным планом конкретной школы, студии, клуба, дворца творчества.
Данный сценарий также может быть разыгран в юмористической форме во взрослых журналистских коллективах (например, с целью посвящения в профессию новичков) на тематических капустниках.
Все участники должны рассредоточиться по 2 командам. Каждая команда выбирает своего капитана, придумывает себе название, готовит заранее домашнее задание (визитку в форме небольшой сценки на историческую тему про профессию журналиста).
Также  для проведения игры-посвящения требуется пригласить 2-х членов жюри, готовых работать в конкурсах с командами в образах Фрау Опечатки и Мальчика Скандальчика. В роли ведущего выступает Независимый эксперт, регламентирующий действия команд и членов жюри по ходу мероприятия. Чем забавнее будут оформлены и разыграны роли Фрау Опечатки и Мальчика Скандальчика, тем веселее пройдет игра-посвящение.
Также нам нужны зрители, для которых участники команд должны подготовить 1-2 музыкальные (или театральные) паузы. Родители участников игры, приглашенные на мероприятия, также будут вовлечены в игру. Они должны дать торжественную клятву родителей юных журналистов по ходу мероприятия.
В нашем случае 2 команды придумали себе следующие названия:
Первая команда «УЖ» (Умные журналисты),
Вторая команда «Вестник».
Члены жюри Фрау Опечатка и Мальчик Скандальчик с надменным видом заняли свои места.
Ведущий Независимый эксперт объявляет следующее:
Дорогие друзья! Сегодня мы собрались на это грандиозное мероприятие, чтобы пройти трудные испытания для посвящения в журналисты и дать торжественно клятву. Все испытания нам придумали коварные члены жюри - Фрау Опечатка и Мальчик Скандальчик. Но я уверен (-а), что все преграды нам нипочем и мы достойно справимся с ними! Итак, приступаем к конкурсным заданиям.
Конкурс 1. Откуда пошла журналистика?
Конкурс визиток команд (домашнее задание).
В этом конкурсе две команды разыграют для жюри и зрителей две небольшие сценки (по 3-5 мин.) на историческую тему, которые они приготовили в качестве домашнего задания. Команды тянут жребий, кто выступит первым.
По окончании конкурса жюри высказывает свои замечания и выставляет баллы. Замечания жюри во всех конкурсах должны носить острый, ироничный характер, чтобы «подчеркивать» их нежелание допустить соревнующихся участников к обряду посвящения.
Высший балл за 1 конкурс – оценка 5 .
Ведет подсчет баллов Независимый эксперт (он же ведущий).
Конкурс 2. «Это наша с тобой биография»
Конкурс вопросов. Вопросы задают командам члены жюри Фрау Опечатка и Мальчик Скандальчик (по очереди). Задача жюри выявить знания по истории развития профессии и найти в ответах участников исторические неточности.
Время на каждый ответ -  1 мин. Цена каждого ответа в этом конкурсе – 2 балла. Побеждает команда, давшая быстрее и больше правильных ответов.
Фрау Опечатка. Кто из античных богов покровительствовал первым журналистам?
 (Ответ команды)
Мальчик Скандальчик. А я вот хочу спросить, что первоначально издавалось большим тиражом – журнал или газета?
   (Ответ команды)
Фрау Опечатка. А сколько сотрудников могло работать в первых журналах?
  (Ответ команды).
Мальчик Скандальчик. Ух ты, знают и это. Хорошо! Тогда я спрошу вот это: а что для журналиста означает термин «пуля»?
(Ответ команды).
Фрау Опечатка. Какую форму имели первые газеты? Чем отличались от привычных современных? Вот этого – то вы и не знаете!
(Ответ команды).
Фрау Опечатка. И это знают! Ну ладно, сейчас Мальчик Скандальчик задаст вам такой вопрос, такой вопрос, что точно никто из вас не ответит!
Мальчик Скандальчик. Знаю-знаю такой вопрос! А ну-ка, угадайте! В каком году в Англии появились первые сенсации в газетах, и с каким событием это было связано?
(Ответ команды).
Фрау Опечатка (довольно потирает руки). Такой классный закончик ввели, прямо залюбуешься сколько моих подружек тогда появилось!
Мальчик Скандальчик. В какой стране мира появился термин «желтая пресса» и что он означает?
(Ответ команды).
Фрау Опечатка (недовольно). Это легкий вопрос! Надо что-то позаковыристей! Кто в России издавал журнал «Кошелек» и в каком году это было! Спорим, что не ответят!
(Ответ команды).
Мальчик Скандальчик. Мы так просто не сдадимся! Как называлась первая рукописная  для кого газета в России и для кого она предназначалась?
(Ответ команды).
Фрау Опечатка. А какое отношение к журналистике имеет русский царь Петр I ? Какую роль он сыграл в истории российской журналистики?
Независимый эксперт. Уважаемые члены жюри, у вас осталось право последнего вопроса.
Фрау Опечатка и Мальчик Скандальчик недолго совещаются.
Фрау Опечатка (загадочно улыбаясь). А назовите-ка нам имя первого русского репортера?
(Ответ команды).
Члены жюри (недовольно). Ничего-ничего! Игра только началась. Мы еще отыграемся!
Независимый эксперт. Подведем итоги 2 конкурса (подсчитывает баллы). Называет имя лидирующей команды.
Конкурс 3. Главный редактор
Это конкурс капитанов команд. Каждый из участников должен быстро и правильно выполнить предлагаемое ему задание или ответить на вопрос. Время для ответа на вопрос  или на выполнение задания – 1 мин. (если отвечающий игрок дает неполный ответ на вопрос, то право на уточняющий ответ получает его соперник). За каждый правильный ответ капитан для своей команды зарабатывает 3 балла. Если ответ неполный – игрок штрафуется на 1 балл. Стоимость штрафа зачисляется на счет соперника.                Право ответа на это вопрос также переходит к его сопернику. Первым игру начинает капитан лидирующей команды.
Фрау Опечатка. Какие виды журналисткой публицистики вам известны?
(ответ участника).
Мальчик Скандальчик. Перечислите жанры журналистики.
(Ответ участника (участников).
Фрау Опечатка. Какими свойствами должна обладать журналистская информация?
(Ответ участника (участников).
Мальчик Скандальчик. Что такое  макет газеты? И для чего он нужен?
(ответ участника).
Фрау Опечатка. А кто первый из вас составит на бумаге макет следующего номера вашей газеты. Победит самый быстрый и сообразительный капитан!
(для этого конкурса капитанов команд нужно после оглашения задания быстро снабдить листами бумагами, карандашом, ручкой, линейкой).
Независимый эксперт. Спасибо нашим капитанам! Они проявили себя как настоящие профессионалы своего дела!
                (подводит итоги 3 конкурса).
Конкурс 4. Игра в заголовки «Переделкино»
Независимый эксперт. Здесь соревнуются команды. Каждая команда получает по 2 фразеологизма, которые нужно переформулировать так, чтобы они превратились в понятные и свежие заголовки. Например, крылатая фраза «Спасите наши души!»  может стать заголовком для критической статьи о современной российской поп-музыке «Спасите наши уши!». Думаю, принцип понятен.
Фрау Опечатка. Ну что же , детишечки! А какие типы заголовков вам известны? Кто первый ответит, тому дополнительный балл для команды!
(участники поднимают руки, соревнуются, кто первый назовет наибольшее количество типов газетных заголовков).
Независимый эксперт (после подведения итогов задания). А теперь пусть капитаны команд подойдут к столу и возьмут карточки с заданием для команды.
Капитаны команд тянут карточки с заданиями (заранее подготовить). На подготовку дается 1 мин.
Через минуту представитель от каждой команды зачитывает свои варианты новых заголовков.
Жюри выставляет оценки.
Независимый эксперт подводит итоги конкурса, озвучивает общий счет.
Конкурс 5. Афоризмы
Независимый эксперт (объясняет условия последнего конкурса). Каждая команда должна процитировать как можно больше афоризмов, высказываний известных людей о журналистах и журналистике. В конкурсе выигрывает команда, которая приведет больше примеров за ограниченное время конкурса (цитаты могут быть заранее подготовлены членами команды).
Время проведения конкурса- 5 мин.
УЖ. Журналистика – это то, что гораздо интереснее сегодня, чем завтра! (Андре Жид).
Вестник. Долг журналистики – успокаивать обеспокоенных и тревожить ублаготворенных. (Джером Лоуренс).
УЖ. Настоящая журналистика – это когда одни люди рассказывают о том, как живут третьи (Максимишин Сергей Яковлевич, фотограф).
Вестник. Душевная жизнь журналистов должна быть особенно взвешенной. Злой, жестокий журналист есть стихийное бедствие, от которого страдают как руководители, так и народ (Лууле Виилма).
УЖ. Колонка в газете – ежеутренний заменитель бессмертия (Э. Хемингуэй).
Вестник. У газеты есть свои недостатки, и их немало, но тем не менее она способна поднять из гроба мертвую нацию (Марк Твен).
УЖ. Журналист – это самый трудолюбивый лентяй на свете (Дэвид Рондалл).
Вестник. «Он любил свою газету, как сигару после обеда, за легкий туман, который она производила в его голове» (Лев Толстой. Анна Каренина).
И т.д.
Независимый эксперт. Спасибо всем нашим участникам. Время конкурса истекло. Подводим итоги. Не только конкурса, но и всей игры.
Независимый эксперт. Пока наши члены жюри подсчитывают баллы и определяют победителя, перед вами выступит зритель (или участник команды), который специально для нашей встречи подготовил концертный номер (пародия, песня, танец и т.п.).
Фрау Опечатка и Мальчик Скандальчик объявляют победителя (победителей).
Фрау Опечатка (печально). И все-таки, как мы ни старались, вы смогли сегодня нас победить в игре и заслужили право быть посвященными в профессию журналиста. А вот во взрослом конкурсе среди профессионалов «Золотое перо», который проводится ежегодно, ко мне относятся с большим почтением! Здесь моим именем назвали даже одну из номинаций – за самую оригинальную опечатку (оговорку) года! А одним из призеров этой номинации когда-то стала даже известная ведущая телевизионной программы «Доброе утро» Арина Шарапова! Так что мое вам почтение, юные журналисты! (снимает шляпу, кланяется). Я еще не прощаюсь!
Мальчик Скандальчик. Мы еще не прощаемся!
(Вместе уходят).
Независимый эксперт. А теперь, дорогие друзья, настало время принять в торжественной обстановке «Клятву юного журналиста»
Все участники игры-посвящения встают и произносят вслух вместе с Независимым Экспертом слова клятвы:  Мы, журналисты газеты (название школьной, клубной газеты) торжественно клянемся никогда не опаздывать на занятия кружка (студии) журналистики, всегда быть в центре событий школы (клуба, дворца, города), вовремя сдавать в редакцию свои материалы, быть активными и любознательными, писать – честно, жить – интересно!
Клянемся! Клянемся! Клянемся!    (Вместе 3 раза).    
После торжественного приема клятвы юными журналистами принимают Клятву и родители журналистов, присутствующие  в зрительном зале.
Независимый эксперт (зачитывает слова клятвы). Мы, родители юных журналистов, торжественно клянемся (родители повторяют):
Без стонов вставать, умываться и бриться,
И на кружок собирать журналиста.
И газировку ему покупать,
И в просьбах ребенку всегда уступать!
Клянемся! Клянемся! Клянемся!
После принятия клятв совместные аплодисменты, поздравления.
Независимый эксперт. Вот и подошло к концу наше Посвящение в журналисты! Хочу поблагодарить всех участников и зрителей! Всего вам доброго! До новых встреч в коллективе!
                (Игра-посвящение закончена).


Рецензии