Закон Необходимой Несерьёзности

Моя заметка «Об искусстве говорить вроде бы несерьёзно о серьёзном», опубликованная 7-го VIII 2014 лишь констатирует факт, но не даёт дальнейшего развития мыслей в  этом направлении.
Обратил внимание на странную вещь:
Чем серьёзнее и глубокомысленней автор относится к своему творению, тем оно менее талантливо и привлекательно для читателей.
Чем легкомысленней автор в процессе создания некого произведения, тем больше в нём блеска таланта и привлекательности для читателей.
(Об этом же вскользь упоминает и Пушкин в своей прекрасной, наверно лучшей, драме «Моцарт и Сальери»)
Пример: Станислав Лем.( В упомянутой заметке тоже пример Лема!!!)
Начал снова читать его книгу «Философия случая» – попытка создать некую «теорию» литературного произведения. Несколько лет тому назад я совершил свой первый заход по прочтению под влиянием переписки с одной молодой интеллигентной и весьма эрудированной писательницей. Тогда прочёл страниц 15 - 20 и бросил. Какая-то скучная тягомотина. Вывод мой тогдашний: Лем «исписался». Хотел создать нечто, подобное «Сумме Технологии» (о чём открыто сам и провозглашает), а ничего даже близкого не получилось. Размазня.
«Сумма Технологии» – нелёгкая, но очень талантливая книга!
И вот, взялся опять, стараясь преодолеть тоскливое чувство, навеянное воспоминаниями о первой попытке. Но Лем – есть ЛЕМ!
Легендарный Единоразовый Мыслеизлучатель!
Прочёл снова четыре страницы его «Предисловия». И...     задумался, причём ВОВСЕ НЕ О ТОМ, о чём Лем пишет! Проснулось то же давнишнее чувство тоски от какой-то «пустой болтовни» Лема.
Сразу две мысли пришли в голову.
Первая: Почему Лем так талантлив в своих игривых резвлениях  и почему занудно бездарен там, где он, по его же словам, он не просто серьёзен, а очень задумчив и сосредоточен на объекте предстоящего труда?
Мысль вторая: Старая моя, не помню даже, когда впервые появилась. Талантливые произведения несут по-крайней мере два вида мыслей. Одни – те, о которых идёт речь в творении и они открыты для читателей. Другие – неявные, даже к смыслу текста не относящиеся. (Не подтекст! Слишком грубо и явно!) Некий заряд необычных идей, которые возникают в сознании читателя НЕПРОИЗВОЛЬНО, вне явной связи с тем, что написано!
Отсюда незаметно, сами собой, вылупились два Закона.

Закон Необходимой Несерьёзности.
Закон Запаздывающей (скрытой) Индукции.

Первый: Для того, чтобы создать талантливое произведение (неважно, в искусстве, в науке , везде) автор должен как можно менее серьёзно и возможно непочтительней относиться к собственному труду в этом процессе творчества.

Второй: В любом талантливом произведении (вновь, неважно в какой области деятельности)  заложены как минимум два, а обычно и больше, «заряда мысли», из которых лишь один себя проявляет открыто, как, собственно, то, чему посвящено это творение. Но оно несёт в себе и скрытый заряд ИНДУКЦИИ других неординарных мыслей, которые вроде бы даже не видны из текста или целевого содержания, созданного автором.

Ну, что мне сказать?
Лем есть ЛЕМ!!!
7 V 2016


Рецензии