Китеж-град в обороне от нехристя
В качестве сюжета использовано "Житие" благоверного Псковского князя
Георгия Всеволодовича, изложенное в предании о граде Китеже. Согласно этому преданию,
князь в конце 12 века строил в России христианские храмы и города, среди которых были Малый
и, легендарный, Большой Китеж. Стоя в обороне своего детища от монголо-татарского
набега, князь геройски погиб в начале февраля 1237 (или 1239) года с большей частью своей дружины.
Сведения за давностью лет очень противоречивы. Книга, в которой изложена эта
древняя, в чём-то сказочная, история, называется "Летописец", и писана она
в год 6646(1237) сентября в пятый день.
(Версия автора)
Пело утро лазурное раннее
Колокольными чистыми звонами,
Встретил солнце в весеннем сиянии
Князь Георгий у церкви с поклонами.
Он недавно из града Чернигова
Прибыл с Грамотой храмостроителя:
С детства, выучен Божьею Книгою,
Оценил Крестный подвиг Спасителя.
Принял князя священными ликами
Храм, построенный Ольгой – княгинею,
Он стоял над рекою Великою,
Бывшей Пскову рекой-берегинею.
Правил князь по-над Псковскими землями
Христианских устоев хранителем
С давней думою: с братскими семьями
Быть России Святой устроителем.
И сегодня под благословение
Встал он перед святыми иконами,
Чтобы силы его для служения
Были словом Небес укреплёнными.
Попрощался с родными пенатами
И пошёл с главной улицы Званицы*
На Руси строить церкви с палатами,
Где его Псковский почерк останется.
*Званица –название улицы в древнем Пскове.
И вставали хоромы церковные
В городах и по княжеским вотчинам,
Чтобы с верой устои духовные
Были в людях навечно упрочены.
Возводил князь их в честь Богоматери,
Камень клал на фундамент с молитвою,
За Святую Россию старателем
Слал князьям на «деньгу» челобитную.
Купола поднимались высокие
В Новограде, Ростове и Суздале,
И глаза у людей синеокие
Усмирялись, крепчая для удали.
Звук малиновый да серебряный
Лился светлою вестью со звонницы:
Поднималась Россия над дебрями
Белостенной широкою горницей.
* * *
В Ярославль – на Поволжье далёкое –
Прибыл зодчий с задумками смелыми:
Храм построить и Волгой широкою
Дальше плыть с мастерами умелыми.
Натянув паруса полотняные,
Села в струги сплочённая братия,
Волгу ранней зарёю, туманною,
Освятив Христианским распятием.
Взоры радуют земли прибрежные.
Место выбрано вниз по течению.
И под лютень*, порошею снежною,
Малый Китеж встал для поселения.
Но давно уж Георгию грезится
На земле город райскою кущею,
И душа, Божьей воли наследница,
Пробудила в нём силы растущие.
Двинул дальше князь с верной дружиною:
Без дорог плыл большими притоками,
Шёл лесами, полями целинными,
Наливаясь природными соками.
На холме стоя, озеро дальнее
Он увидел овальною линией,
Как яйцо среди леса пасхальное
И как око Земли тёмно-синее.
Переждав утро раннее мглистое,
Князь направил дружину в селение,
Что вдоль берега озера чистого
Золотилось листвою осеннею.
Светлояр! Под лесными покровами
Затаился и тихо колышется…
А за озером – роща дубовая,
И душа красотой не надышится.
Топоры застучали строителей.
Новый Китеж в крестах позолоченных
Поднялся к Небесам, став для жителей
Домом веры, молитвой упроченным.
* * *
Отбыл князь снова в Псковскую вотчину.
Долго ль, коротко ль шли новолетия:
Серебрят годы волосы зодчему,
Но... хлестнул рок по русичам плетями.
* * *
Ещё в Китеже пели соловушки,
Ещё с песней невестились девицы,
А над Русью уж плакали вдовушки,
Видя, как лихо под ноги стелется.
Ворвалась в Русь орда басурманская –
Тать земли – татарва некрещёная,
Осквернила землицу славянскую,
Божьей верою в мир обращённую.
Шёл Батый хищным зверем-волчищею,
Убивал жён, детей, не жалеючи,
Вороньё вёл за чёрною пищею,
Всюду смерть с разрушеньями сеючи.
* * *
Фёдор – князь из удела Рязанского –
Город с собранной ратью оставили
И на нехристя – зверя татарского –
В поле ратное силы направили.
Вышли жёны на стены высокие,
Без мужей, сиротой беззащитною,
Как голубки стоят волоокие,
Обратив взор на небо с молитвою.
Но орда саранчою несметною
Разгромила защитников-латников:
Разобщённая Русь, как бездетная,
Не свела вместе княжеских ратников.
Полегли русы в травах некошеных,
Вперемешку со злым неприятелем,
И Батый – враг, в Россию непрошенный,
Проявил себя злобным карателем.
Князю Фёдору, в битве пленённому,
Хан сказал: «Я тебя, воин, милую,
Но в обмен дай жену мне законную,
Понаслышке, княгиню красивую…»
Князь глазами сверкнул с возмущением:
– Нам ли слать жён для блуда неверному!? –
И убит, псам пошёл на съедение,
К чёрной радости скопищу скверному.
Как Евпраксия весть ту услышала,
Так и кинулась с дитятком с терема,
Улетела голубкой над крышами
Вслед за мужем, душой не потеряна.
И Рязань застонала под пытками:
Люди колоты, стреляны, рублены.
Монастырь поистоптан копытами,
Где бесчестьем монахини сгублены.
Тот, кто в храме укрылся от конницы,
Был сожжён хищной стаею заживо…
Всё под пеплом в золе похоронится,
Что Рязань в годы мирные нажила.
* * *
Мчал к Рязани под тяжкой осадою
Коловрат* (воевода) – с дружиною.
Там расстался он с милою Ладою,
Что простилась с ним грустной рябиною.
Не успел!!! Город скрылся в развалинах,
Под обломками чада любимые,
Не найти среди мёртвых и раненых
Те глаза, для него негасимые.
Поседевший Евпат, в исступлении,
Полетел вслед за стаей зловещею,
Войско малое вёл в наступление,
Отомстить за разгром и бесчестие.
Хан решил: встали на ноги мёртвые,
Что в Рязани легли, погребённые…
И захватчики, войнами тёртые,
Растерялись на миг, изумлённые.
И внезапным рывком и отвагою
(Русы, каждый по пятеро стоили!)
Под святыми христовыми стягами
Пир смертельный неверным устроили.
Но всё ж смяла дружину Евпатия
Татарва камнебитной машиною,
И летело вслед стае проклятие,
Что воздаст ей Россия единая.
Даже хан отдал должное мужеству
Храбреца – воеводы рязанского,
Дав "добро" боевому содружеству
Схоронить по обычью славянскому.
Гибель приняли русские воины,
Мстя за жён, матерей позагубленных,
За детей, что лежат упокоены,
На корню деревцами подрублены.
* * *
То, что Русь наполняется стонами,
Донеслась весть до Псковского города,
И Георгий набатными звонами
Соберёт рать и двинет на ворога.
Князь немолод уже – время мудрости.
Он болеет за Русь полонённую,
За напасть, непосильные трудности,
И за церкви, врагами спалённые.
Мчит он с войском глухими дорогами.
Вот и враг! Ощетинился копьями
И, качнувшись лесною чащобою,
Двинул конницу с дикими воплями.
Бьются русы, за дом свой болеючи,
Но нет сил на лавину несметную,
Князь, остаток дружины жалеючи,
К Волге двинулся в даль предрассветную.
В Малый Китеж спешат за подмогою,
Уплывая под парусом стругами,
А татары прибрежною Волгою
Лезут злыми бесовскими слугами.
* * *
Город вышел на встречу с дружиною.
В благодати здесь русичи строились:
Пашни, пажить, леса соловьиные.
И с годами семейства удвоились.
Но принёс князь им весть горемычную:
Хан Батый гонит к городу полчище
И с жестокостью дикой, привычною,
Губит люд и сжигает урочища.
Изготовились люди к сражению
И встречают захватчиков стрелами,
Бьются стойко, но вновь, в поражении,
Город пал вместе с семьями смелыми.
Псковский князь правит к Китежу дальнему,
Вывев ночью остатки от конницы,
А орда, по обычью кабальному,
Грабит люд, издевается, злобится.
Извела китежан злобной пыткою,
Чтоб узнать, где дружина Георгия,
Перед каждым окном и калиткою
Саблю точит разбойничья оргия.
Гришка пыток не снёс надругателей,
Зван людьми Кутерьмой нерадивою,
И татар в Новый Китеж, предателем,
Он отводит овцою паршивою.
* * *
Пел в Заволжье февраль по-весеннему,
Отдав солнцу владения снежные,
Светлояр разгулялся в движении
С наводненной косою прибрежною.
Льётся с крыши капель раньше времени.
А вокруг – купола золочёные,
И народ, крепко спаянным племенем,
Ставит в кухнях хлеба испечённые.
Князь расставил наряды дозорные
В колокольнях на верхние ярусы,
Упредить чтобы вылазки чёрные
Татарвы, переполненной ярости.
Загудели призывы набатные:
Враг пришёл к сокровенной обители!
Гром дал голос волной перекатною
Вестью Неба о злобе губителя.
Он уже за лесным обрамлением…
Вои первую вылазку выбили
И… вступили в большое сражение:
Честь важней неминуемой гибели!
Шлем слетел с головы Князя верного,
На ветру вьются белые волосы.
И вскричал он на нехристя скверного
В оскорбленье повышенным голосом:
– Ах ты, нечисть, вражина поганая,
Мы погибнем, но Божьею милостью
Русь восстанет, и поздно ли, рано ли,
Вас сразит, как шакала, – с гадливостью!
И… упал под татарскими стрелами
с болью в сердце по дому разбитому,
Голова в седине, белым-белая,
Запрокинулась к Небу открытому.
И Святой, но бессмертной дружиною
Полегла за Георгием братия,
В рай взята, с головой неповинною,
Освящённая кровью распятия.
В Китеж бросились с дикими криками
Злые нехристи, грубыми хамами,
И… предстали пред строгими ликами
Образов над высокими храмами.
Грянут звоны с Небес колокольные!..
Светлояр родниками придонными
Забурлил, как ветра своевольные,
И поднялся высокими волнами.
Затопил терема княженецкие,
Скрыл дома под резьбою богатою,
И отпрянули волки турецкие,
Поражённые грозной расплатою.
Лишь кресты на церквях, золочёные,
Долго плыли, как звезды лучистые,
И, прощаясь, к векам обращённые,
Проложили к ним нить серебристую.
* * *
Был спасён Китеж от поругания
И, как чудо, живёт невидимкою,
Иногда лишь возникнет в сиянии
С перезвоном под облачной дымкою.
Символ веры, с душой милосердною,
Говорит он: – Не зря гибли воины,
Их сердца распустившейся вербою
Были к жизни счастливой настроены.
* * *
По-над Китежем звон колокольный,
Как покров над Россией привольной:
Светлояр не отдаст для излома
Христианского русского Дома.
7 мая 2016 г.
Светло – ЯР: сложносочинённое слово, в котором вторая основа ЯР означает СОЛНЦЕ.
На фото озеро Светлояр в Нижегородской области
Не путать Псковского князя с князем Владимирским, которого тоже звали Георгием (Юрием)Всеволодовичем. Он был сыном князя Всеволода (Большоё Гнездо). Его дата рождения 1188 год. Это совсем другое историческое лицо.
А Псковский князь Георгий, о котором идёт речь в моём сказании, в 1163 году похоронил своего отца Всеволода (в крещении Гавриила) Псковского и некоторое время правил Псковской вотчиной. Год его рождения неизвестен. Думаю, что в год смерти отца он был молод, примерно, лет двадцати.
Свидетельство о публикации №116050708079
С уважением, Лариса
Лариса Ворожбицкая 04.06.2020 15:49 Заявить о нарушении