Владимир Смык Басня о ночном мотыльке
В лучах заката рыба над стремниной
блеснула чешуею золотой;
Хор малых птах в ракитах над рекой
светило провадил руладой длинной
и замолчал до утренней зори -
что им прикажешь делать ночью южной,
цикадам и сверчкам одним не чуждой?
Зажглись вдоль тихих улиц фонари.
Включаю свет и я.Под потолок
к плафону, словно к солнечному диску
летит себе, не думая о риске,
летит, как пепел белый, мотылек.
Он не порхал над розой жарким днем,
не нежился, не радовался солнцу,
спал где-нибудь под розовым кустом -
и вдруг ко мне, увидев свет в оконце.
Сужает все опаснее круги
мой гость ночной.Как все же странно это:
проспав источник истинного света
к лучам тянуться, но совсем другим.
На дно плофона, крылья опалив.
Еще минута - он уже не жив.
Душа моя, а час ведь не далек,
учись у рыб, у птиц.Свет видевше вчерашний,
воздай хвалу Творцу, сосуд скудельный.
Не то сгоришь, как этот мотылек.
Свидетельство о публикации №116050605408
БАСНЯ....в ней всегда глубокий философский смысл...
Хотя в каждом тексте Владимира Смыка "царит" философский смысл с поукой...
Какая ли ПОУКА тут?!
Не кажется ли странным, что только два четверостишия описывают постепенное угасание дня, засыпание животного мира , а далее, начиная со слов:
" Включаю свет и я....."-
все внимание Лирического Я вдруг концентрируется на МОТЬІЛЬКЕ, "ночном госте", чей странный полет приводит в недоумение Поэта....а может быть вызывает более сильные чувства, чем "недоумение" .... Иначе поучительное Заключение (всегда присущее БАСНЕ) так нежно бы не звучало:
" Душа моя, а час ведь недалек,
учись у рыб, у птиц. Свет видевше вечерний,
воздай хвалу Творцу, сосуд скудельный.
Не то сгоришь, как этот мотылек."
Итак первые два четверостишия представляют момент отхода ко сну: "рыба блеснула чешуею золотой;// Хор малых птах в ракитах над рекой //светило проводил руладой длинной// и замолчал до утренней зори...
Зажглись вдоль тихих улиц фонари" - все эти пейзажные краски редуцируются к архифразе типа :"Это есть так", т.е. "Это КАЖЕТСЯ так". Однако есть и другая часть нашего экспицитного мира , доступного нашему восприятию и он так же существует сам по себе , сообщая о своем" Аз есмь" трансмодальной связанностью, т..е. и та часть мира, которая засыпает с заходом солнца, и другая, что бодрствует после захода солнца, например:"Что им прикажешь делать ночью южной,
цикадам и сверчкам одним не чуждой?
Зажглись вдоль тихих улиц фонари" - все это есть ОБОБЩЕННОЕ "Аз есмь", - это, ТО ,что поэт ЗНАЕТ, но не наблюдает.
И появляется Лиричиское Я с его собственным "Аз есмь":
Включаю свет и я. -
с этого момента начинается одновременное НАБЛЮДЕНИЕ Лирического Я и смена инцидентного ряда - появляется новый Объект-Субъект - МОТЬІЛЕК:
" Он не порхал над розой жарким днем,
не нежился, не радоварся солнцу,
спал где-нибудь под розовым кустом -
и вдруг ко мне, увидев свет в оконце -
интересное построение на базе полного отрицания идеи РАДОСТИ , - Мотылек не радовался Свету...Вопрос!? Владимир Смык отличный философ....и педложить подобное заключение кажется странным..., хотя Лирическое Я наблюдает за Мотыльком. и вот интересная констатация:
"Сужает все опаснее круги
мой гость ночной." - этот момент более , чем интерестый, здесь слово =глагол "сужает" все опаснее круги...
Давно уже доказано, что Наш мысловный,т.е. оперативный мир представляет круговорот....оперативный( "но кто за прялкою сидит", как Вы выразились , Владимир, в"Преключение в Библиотеке")....Так и в данном случае встает вопрос: Что заставляет Мотылек "сужать круги" около плафона и погибать?
"Как все же странно это:
проспав источник истинного света
к лучам тянуться, но совсем другим. - возможно это четверостишие дает ответ с намеком="проспав источник истинного света// к лучам тянуться но совсем другим" - идет речь о процессе неизбежной "потенциализации" т.е. возвращаешься к своему НАЧАЛЬНОМУ "быть" , но НОВОМУ....Владимир Смык концентрируется на конце Мотылька:
" На дно плафона, крылья опалив
Еще минута - он уже не жив."
........................................................................................................................
следует длинная синтаксическая пауза....О чем размышляет Лиричаское Я
"Душа моя, а час ведь не далек,
учись у рыб, у птиц." - Что это? - обращение к сгоревшему Мотыльку...
или
..."Свет видеше вчерашний,
воздай хвалу Творцу, сосуд скудельный
Не то сгоришь, как этот мотылек."
нет, это гораздо глубже - "сосуд скудельный" хрупкое челавеческое тело
. т.е БЛАГОДАРИ ТВОРЦА ЗА ТО, ЧТО ТЬІ ЖИВ!
Браво, Владимир! пока Вас читаю, многое УЗНАЮ!
д -р (кфн) Лорина Тодорова
Лорина Тодорова 06.05.2016 14:44 Заявить о нарушении