О структуре любви 5
Когда, зажав в руке печать,
Командует рождённый ползать
Людьми, рождёнными летать?
Советский фольклор
Подчеркну, что, в отличие от плебея, настоящий аристократ никогда не позволит себе глумиться над человеческим достоинством.
Подлец всегда свиреп; герой великодушен.
И.И. Дмитриев
Святой не имеет непреклонного сердца.
Исламская пословица
Вспомним Генриха Наваррского, простившего отравителя собственной матери; чужой слуга не мог не выполнить приказ, но по мере сил, и очень рьяно, добровольно взялся служить прозябавшему в безвестности и опале принцу, когда никто не мог поверить в его будущее. От таких много знающих свидетелей принято избавляться в большой политике. Уже упоминавшийся Николай Павлович Романов, по случаю праздников в своей семье сокращавший сроки террористам с Сенатской, всячески опекавший Пушкина, Руслан, оставивший жизнь собственному убийце и похитителю Людмилы, да и Золушка почему-то нашла в себе силы простить своих обидчиц. Я говорю о настоящих аристократах, а не о братках, нацепивших на себя пурпурные пиджаки в память о патрициях, потомках Энея, к которым, правда, они имеют такое же отношение, как дворовые мальчишки, играющие в индейцев – к настоящим ирокезам и апачам, и не о совковой элите вроде Никиты Михалкова, позволившего себе бить скрученного хлюпика из НБП. У лопающегося от собственной важности «потомка» не возникло мысли, почему именно его обкидали помидорами, словно халтурщика в балагане. Не догадается такой выскочка пожалеть убогого или хотя бы посмеяться над ним, он сам падает ниже оскорбителя, вот уровень его интеллекта.
Ты взял себе новый кар и классную мебель
От пьянки до бабы, от даты до даты…
Ты высунул нос и думаешь, что ты в небе.
Эх, бедолага – хрен угадал ты!
О. В. Медведев
Кстати, даже в американских боевиках эта тема присутствует – плохие герои никогда не откажут себе в удовольствии как можно более изощрённо помучить как невинных жертв, так и хороших героев. Не будем забывать, что искусство, а кич – в особенности, есть документалистика, не перегруженная лишними деталями, все использованные сценарии сперва набили оскомину в жизни, а потом их запечатлели авторы. Давайте откроем классику, скажем, Харпер Ли «Убить пересмешника», Роберта Хайнлайна «Гражданин галактики»…Нужны комментарии?
Собственная нравственная нечистоплотность – знак презрения к самому себе.
Апулей
Слишком лютая ненависть ставит нас ниже тех, кого мы ненавидим.
Франсуа Ларошфуко
Напомню известную фразу “возлюби ближнего, как самого себя”. Кого же может любить моральный урод, если он себя презирает? Увы, но
Утверждать, что социальный прогресс производит нравственность – это всё равно, что утверждать, что постройка печей производит тепло.
А. Н. Толстой
Кроме того,
Обособление чувственной стороны любви от нравственной, которое в сложных условиях культурной жизни кладёт грань между любовью и вожделением, ведёт и здесь к преувеличениям, не обещающим ничего хорошего.
И. В. Гёте
По А. Н. Чанышеву, для полноценной личности характерны два неотъемлемых свойства: свобода, то есть способность думать самостоятельно, без слепого подражания чему-либо («все так делают», «ну, так говорят», «это модно», «у соседа/подруги/кумира так же», «мне сказали» и т.п.) и нравственная ответственность. Без свободы не может быть нравственной ответственности («приказы не обсуждают, а выполняют»), а свобода без такой ответственности означает произвол. Ещё Платон доказывал, что тираническая душа несчастна: пользуясь насильственно присвоенной себе сверхсвободой, то есть свободой без нравственной ответственности, тиран добром не кончает. Недаром античная драма столько внимания уделяет мифу об Антигоне. Таким образом,
Любовь – союз двух полноценных личностей, а каждая личность так же неповторима, как и отпечатки её пальцев. Более того, часто именно любовь делает человека личностью. Любовь означает незаменимость…Изъясняясь языком Гегеля, можно было бы сказать, что любовь – снятие дурной бесконечности (бессмысленного повторения) в сексуальных отношениях.
Чанышев
Ну, и что же нам ещё необходимо знать, чтобы не повторялся сюжет трагедии Дидоны и Энея? Ну, хотя бы
Любовь – это активность, а не пассивный аффект, это помощь, а не увлечение. В наиболее общем виде активный характер любви можно описать посредством утверждения, что любовь значит прежде всего давать, а не брать.
Эрих Фромм
«ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО…»
В ЛЮБВИ САМ ПРОЦЕСС ДАВАНИЯ ВЫЗЫВАЕТ В ЧЕЛОВЕКЕ ОСТРОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ. НО, ДАВАЯ, ОН НЕ МОЖЕТ НЕ ВЫЗЫВАТЬ ЧЕГО-ТО ТАКОГО, ЧТО ВОЗВРАЩАЕТСЯ К НЕМУ ОБРАТНО: ИСТИННО ДАВАЯ, ОН НЕ МОЖЕТ НЕ БРАТЬ ТО, ЧТО ДАЁТСЯ ЕМУ В ОТВЕТ. ДАВАНИЕ ПОБУЖДАЕТ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА СТАТЬ ДАЮЩИМ, ОНИ ОБА РАЗДЕЛЯЮТ РАДОСТЬ, КОТОРУЮ ВНЕСЛИ В ЖИЗНЬ.
БЕССИЛИЕ – ЭТО НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПОРОЖДАТЬ ЛЮБОВЬ.
Эрих Фромм
Античная культура оставила нам ещё одну подсказку.
Афродита как бы живёт в особом мире – мире нормальных, не извращённых чувств. Она живёт для простого человеческого взгляда, который увидит в ней и её этос – выражение её духовного величия, и её эрос – выражение её телесной, любовной привлекательности, увидит их гармонию, их красоту. Её любовь – в полной гармонии с миром, между ней и миром нет никакого противоречия, и в этом – особый тип её отношения к жизни.
Чанышев
Вот и Марк Аврелий о том же в своих «Наставлениях» рассуждает. Не спеши переделывать мир, его создали без тебя, и те, с кем твой скромный разум лучше не сравнивать. Не спеши переделывать другого, это насилие, да ты и сам неидеален, не истина в последней инстанции. Истина же многомерна, ибо даже простейшие предметы видны по-разному. Не делай другому того, чего себе не желаешь. Радуйся жизни и цени её. Не паникуй, если твои ожидания обмануты – не ты первый, не ты последний.
Сумей понять другого (прошу не путать термины «понять» и «принять», это разные вещи). Не впадай в уныние, ибо мир прекрасен. Люби себя, не унижай себя недостойным поведением.
Остерегайся сам того, чего не одобряешь в других.
Катон старший
Как видите, никакого противоречия с ортодоксальным христианским поведением. А сейчас я позволю себе вернуться к собственному заголовку. Время разъяснить его, и я, не мудрствуя лукаво, приведу целиком небольшой отрывок.
…ДЕЙСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР ЛЮБВИ СТАНОВИТСЯ ОЧЕВИДНЫМ И В ТОМ, ЧТО ОНА ВСЕГДА ПРЕДПОЛАГАЕТ ОПРЕДЕЛЁННЫЙ НАБОР ЭЛЕМЕНТОВ, ОБЩИХ ВСЕМ ФОРМАМ ЛЮБВИ – ЗАБОТА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, УВАЖЕНИЕ И ЗНАНИЕ.
…ЛЮБОВЬ – АКТИВНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ В ЖИЗНИ И РАЗВИТИИ ТОГО, ЧТО МЫ ЛЮБИМ…
ЗАБОТА И ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ВЕДУТ К ДРУГОМУ АСПЕКТУ ЛЮБВИ: К ОТВЕТСТВЕННОСТИ. СЕГОДНЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧАСТО ПОНИМАЕТСЯ КАК НАЛАГАЕМАЯ ОБЯЗАННОСТЬ, КАК ЧТО-ТО НАВЯЗАННОЕ ИЗВНЕ. НО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ЕЁ ИСТИННОМ СМЫСЛЕ ЭТО ОТ НАЧАЛА ДО КОНЦА ДОБРОВОЛЬНЫЙ АКТ. ЭТО МОЙ ОТВЕТ НА ВЫРАЖЕННЫЕ ИЛИ НЕВЫРАЖЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА. БЫТЬ «ОТВЕТСТВЕННЫМ» ЗНАЧИТ БЫТЬ В СОСТОЯНИИ И ГОТОВНОСТИ «ОТВЕЧАТЬ»…
КАЖДЫЙ ЛЮБИТ ТО, ДЛЯ ЧЕГО ОН ТРУДИТСЯ, И КАЖДЫЙ ТРУДИТСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТО ОН ЛЮБИТ…
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МОГЛА БЫ ЛЕГКО ВЫРОЖДАТЬСЯ В ЖЕЛАНИЕ ПРЕВОСХОДСТВА И ГОСПОДСТВА, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО КОМПОНЕНТА ЛЮБВИ: УВАЖЕНИЯ. УВАЖЕНИЕ – ЭТО НЕ СТРАХ И НЕ БЛАГОГОВЕНИЕ; ОНО ОЗНАЧАЕТ СПОСОБНОСТЬ ВИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ. УВАЖЕНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ТАКЖЕ ОТСУТСТВИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ. Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ЛЮБИМЫЙ МНОЙ ЧЕЛОВЕК РОС И РАЗВИВАЛСЯ РАДИ НЕГО САМОГО, СВОИМ СОБСТВЕННЫМ ПУТЁМ, А НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СЛУЖИТЬ МНЕ. ЕСЛИ Я ЛЮБЛЮ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, Я ЧУВСТВУЮ ЕДИНСТВО С НИМ, НО С ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ, А НЕ С ТАКИМ, КАК МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ЧТОБ ОН БЫЛ, В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ДЛЯ МОИХ ЦЕЛЕЙ. ЯСНО, ЧТО УВАЖЕНИЕ ВОЗМОЖНО, ТОЛЬКО ЕСЛИ Я САМ ДОСТИГ НЕЗАВИСИМОСТИ – БЕЗ ПОТРЕБНОСТИ ВЛАСТВОВАТЬ НАД КЕМ-ТО И ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОГО-ТО. УВАЖЕНИЕ СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО НА ОСНОВЕ СВОБОДЫ (ЛЮБОВЬ – ДИТЯ СВОБОДЫ И НИКОГДА – ГОСПОДСТВА). УВАЖАТЬ ЧЕЛОВЕКА НЕВОЗМОЖНО, НЕ ЗНАЯ ЕГО; ЗАБОТА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БЫЛИ БЫ СЛЕПЫ, ЕСЛИ БЫ ИХ НЕ НАПРАВЛЯЛО ЗНАНИЕ. ЗНАНИЕ БЫЛО БЫ ПУСТЫМ, ЕСЛИ БЫ ЕГО МОТИВОМ НЕ БЫЛА ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ…ЗНАНИЕ, КОТОРОЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЭЛЕМЕНТОМ ЛЮБВИ, НЕ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ ПОВЕРХНОСТНЫМ УРОВНЕМ, А ПРОНИНКАЕТ В САМУЮ СУЩНОСТЬ. ЭТО ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА Я МОГУ ПЕРЕСТУПИТЬ ПРЕДЕЛЫ СОБСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА И УВИДЕТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА В ЕГО СОБСТВЕННОМ ПРОЯВЛЕНИИ. Я МОГУ ЗНАТЬ, НАПРИМЕР, ЧТО ЧЕЛОВЕК РАЗДРАЖЁН, ДАЖЕ ЕСЛИ ОН НЕ ПРОЯВЛЯЕТ ЭТО ОТКРЫТО; НО Я МОГУ ЗНАТЬ ЕГО ЕЩЁ БОЛЕЕ ГЛУБОКО: Я МОГУ ЗНАТЬ, ЧТО ОН ВСТРЕВОЖЕН И ОБЕСПОКОЕН, ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ОДИНОКИМ, ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ВИНОВАТЫМ. ТОГДА Я ЗНАЮ, ЧТО ЕГО РАЗДРАЖЕНИЕ ЭТО ПРОЯВЛЕНИЕ ЧЕГО-ТО БОЛЕЕ ГЛУБИННОГО, И Я СМОТРЮ НА НЕГО КАК НА ВСТРЕВОЖЕННОГО И ОБЕСПОКОЕННОГО, А ЭТО ЗНАЧИТ – КАК НА СТРАДАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА, А НЕ ТОЛЬКО КАК НА РАЗДРАЖЁННОГО.
Эрих Фромм
Как можно заметить, я, собственно, говорю едва ли не то же самое. Добавлю ещё кое-что, о чём этот философ также считал нужным говорить. Познанию мира посредством любви есть альтернатива: познание мыслью. Можно обозвать этот процесс научным методом. Это по сути есть детская любознательность. А как иначе, ведь
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – ОДНО ИЗ ПОСТОЯННЫХ И НЕПРЕМЕННЫХ КАЧЕСТВ СИЛЬНОГО УМА.
САМУЭЛ ДЖОНСОН «РАМБЛЕ»
ОБРАЗОВАННОМУ ЧЕЛОВЕКУ СВОЙСТВЕННО ПРОВОДИТЬ В КАЖДОЙ ОБЛАСТИ ТОЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДО ТАКИХ ПРЕДЕЛОВ, КАКИЕ ДОПУСКАЕТ ПРИРОДА ДЕЛА.
Аристотель
Но вот уже и умница Аристотель оговаривается, ставит граничные условия в задаче познания. И неспроста. Ведь любознательный ребёнок, желая узнать, как устроена игрушка, ломает её. Чем оборачивается научно-технический прогресс для этически незрелого человечества, пояснять не требуется. Детская и подростковая жестокость имеют те же корни – желание познать тайну жизни. Что будет, если сделать вот так? А если вот так? Ну, вот, доигрались, значит. Аминь.
У всей тусовки мухоморное похмелие,
Шприцы немытые уходят в вены синие,
И генерируют пророки очумелые
Пустые выхлопы безумья и бессилия.
Их рок-н-ролл давно издох к такой-то матери,
Лежит в канаве и на части разлагается.
Вопил: «Мы вместе!», всё по кайфу, мол, и на тебе –
Он даже сдохнуть не сумел как полагается.
О.В. Медведев
Жизнь, не имеющая смысла - это существование растительное. Жизнь по закону джунглей - проживание животное.
Жить, самоутверждаясь за счёт других – удел плебея.
Это бессмысленное существование.
Любовь есть зрелый ответ на проблему человеческого существования. Удачи флибустьеру и его подруге!
С искренним уважением к читателю,
Буркова Мария Олеговна.
Свидетельство о публикации №116050601413