Не теряйте голову в бою!
(поэтические философемы,
реплики и эссе)
Не теряйте голову в бою!
(бытие и мы)
Майскими короткими ночами
Отгремев, закончились бои,
Где же вы теперь, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои.
Слова Алексея Ивановича Фатьянова,
Музыка Василия Павловича Соловьева-Седого
Дорогие читатели, две гигантские фигуры советского мира – перед нами. В коротком рассказе позволим себе напомнить самые важные этапы становления личности советского гражданина. Те поколения победили фашизм и разруху, открыли дорогу в космос и наметили движение грядущим событиям планеты.
В человеке живет время его реальности. Кто же они, Алексей Иванович Фатьянов и Василий Павлович Соловьёв-Седой?! Они – герои! Биографическая справка о них насыщена важнейшими деталями бытия – становления советской цивилизации.
* * *
В современной Вольной Энциклопедии («Википедия») представлены развернутые биографические данные и анализ творчества А.И. Фатьянова и В.П. Соловьёва-Седого.
Кто они - наши герои?
Алексей Иванович Фатьянов (1919-1959) – русский советский поэт, автор многих популярных в 1940—1970 годах песен (на музыку В. П. Соловьёва-Седого, Б. А. Мокроусова, М. И. Блантера и других композиторов). Награжден орденом Красной Звезды (1944), медалью «За отвагу» (приказ по 912 самоходному артполку № 03/н от 17.03.1945 — старший писарь А. Фатьянов награждён за чтение стихов на огневой позиции и воодушевление бойцов), медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно, Указ Президента РФ Бориса Ельцина от 16 февраля 1995 № 148).
Отец — Иван Николаевич Фатьянов, сын Николая Ивановича Фатьянова, владельца иконописных мастерских и подсобного производства в Богоявленской слободе (ныне посёлок Мстёра Вязниковского района Владимирской области).
Мать — Евдокия Васильевна Меньшова, дочь Василия Васильевича Меньшова, известного специалист-эксперта по льну льнопрядильной фабрики Демидова в Вязниках.
А. Фатьянов – самый младший ребёнок Ивана и Евдокии Фатьяновых. У него были старшие брат и две сестры.
Семья Фатьяновых в 1929 году уехала из Вязников и перебралась в посёлок Лосиноостровский Московской области, ныне в черте города Москвы. Поселились на Тургеневской улице. Здесь Алексей окончил среднюю школу, по вечерам ходил заниматься в драматический класс музыкальной школы, посещал московские театры и выставки. В это время он впервые показал свои стихи взрослому другу. Учитель математики П. А. Новиков, человек музыкально одаренный и добросердечно умный, увидел в мальчике будущего поэта.
В мае 1940 года Алексея Фатьянова призывают в армию, он попадает в Елецкий полк железнодорожных войск Орловского военного округа и участвует в полковой художественной самодеятельности. Через три месяца он уже режиссёр-постановщик Окружного Ансамбля Орловского Военного Округа. Литературно-музыкальная композиция А.И. Фатьянова «Великой родины сыны» принесла ансамблю успех и славу. Тогда же с молодым композитором, рядовым Владимиром Дорофеевым, Алексеем была написана первая песня, вышедшая на сцену. С этого времени он начинает много писать, публикует свои первые очерки и стихи в орловской областной «Молодёжке».
Алексей Фатьянов в своей «Нечто вроде автобиографии» 19 декабря 1943 года пишет:
«Начало своей профессиональной деятельности отношу к дате вступления в ряды Красной Армии. Точнее — к началу войны. Только тогда я стал писать много и получал всяческую поддержку и поощрения в гуще красноармейских масс. Стал писать стихи, которые узнал фронт; статьи, очерки, которые узнала армия; песни, которые узнал и запел Советский Союз. Чувствую — голос крепнет. Может, не сорвётся…»
Начало войны застало ансамбль в авиагарнизоне Сеща под Брянском. В первые месяцы войны Алексей Фатьянов с концертами объезжает передовые позиции Брянского фронта и пишет рапорта с требованием отправить его в действующую армию, но руководство ансамбля отказывает. Только он мог в сумасшедших условиях военной дороги в считанные часы написать целую программу для фронтовых выступлений, быстро схватывал газетные материалы и перерабатывал их в стихи и песни, мог написать новый злободневный сценарий. Неудобства его только бодрили. У него был хорошо поставлен голос, он живо вёл концерты, импровизировал, веселил, мог работать и на сцене, и в тёмной землянке. В это время, по некоторым источникам, Алексей получает первое ранение, когда пришлось трое суток выходить из смыкавшегося кольца немецкого окружения.
В феврале 1942 года ансамбль отводится в тыловой город Чкалов (сейчас Оренбург) Южно-Уральского округа и переформируется в Ансамбль красноармейской песни и пляски Южно-Уральского военного округа. Давали концерты в госпиталях Башкирии, Оренбуржья, Казахстана, Куйбышевской и Актюбинской областей, выступали перед эшелонами, уходящими на фронт. В это время Фатьянов знакомится с композитором Василием Павловичем Соловьёвым-Седым, творческий союз с которым сыграл большую роль в жизни поэта.
Их совместная работа «Тальянка» («На солнечной поляночке…») стала настоящим военным шлягером.
В своих воспоминаниях Василий Павлович Соловьев-Седой пишет:
"В опалённом войной 1942-м, в маленьком заштатном городке Чкалове (ныне — Оренбург), в захудалом скверике с громким названием «Тополя» я познакомился с молодым и красивым парнем-богатырём. Могучие плечи распирали застиранную и выгоревшую гимнастёрку третьего срока носки, кирзовые сапоги держались на честном слове, а щегольская пилотка чудом сидела на прекрасной, чуть вьющейся шевелюре пшеничного цвета. Голубые, добрые, ясные, по-детски наивные, чуть озорные глаза светились, глядели на собеседника с любопытством и нескрываемым интересом. Если есть любовь с первого взгляда, то это был тот самый случай. Не думал я тогда, не гадал, что этому парню суждено так прочно войти в мою жизнь…»
В июне 1944 года, при содействии Василия Павловича Соловьёва-Седого, Алексей Фатьянов откомандирован в состав Краснознамённого ансамбля песни и пляски Союза ССР на должность заведующего литературно-драматургической частью. Во время гастролей в освобождённом Харькове произошёл конфликт с руководством, 30 августа 1944 года, приказом А. В. Александрова, Фатьянов направлен на прохождение службы в рядах действующей армии и попадает в Пятнадцатый самоходно-артиллерийский полк, находящийся на переформировании в Подмосковье.
В сентябре подразделение вошло в состав Шестой гвардейской танковой армии. Фатьянов — фронтовой корреспондент армейской газеты «На разгром врага». В декабре 1944 года, при штурме города Секешфехервар (Венгрия) ранен вторично, награждён медалью «За отвагу» и 10-дневным отпуском.
18 апреля 1945 года, по инициативе В.П. Соловьёва-Седого откомандирован в Таллин в распоряжение ансамбля моряков Балтики. В Восточной Пруссии выступает в передовых частях перед пехотинцами 2-го Прибалтийского фронта. Руководство отмечает сочетание отличных литературных данных поэта и высокой работоспособности. Он выступал в инсценировках, читал стихи, занимался режиссурой. Известность Алексея Фатьянова растёт, по воспоминаниям современников, не было дня в 1945 году, чтобы по Всесоюзному радио не звучали песни на его стихи. Они шли целыми блоками, по нескольку раз в сутки.
30 апреля 1945 года Алексей Фатьянов получил воинское звание сержанта. За работу в ансамбле награждён орденом Красной Звезды.
В феврале 1946 года демобилизован из армии.
Согласно наградным документам (приказ 03/н от 17 марта 1945 года), в РККА с 1941 года, в действующей армии с 1945 года и ранее в боях не участвовал. Писатель, лауреат Сталинской премии.
За короткий период с февраля по июнь 1946 года написал не меньше десятка песен, присутствовал на съёмочной площадке кинофильма «Большая жизнь-2», встречался со зрителями, выступал на радио, занимался литературным трудом. Новая песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», прозвучавшая впервые осенью 1946 года, произвела шок.
В 1947 году принят в Союз писателей СССР как поэт-песенник (сам Фатьянов считал себя поэтом и не любил, когда его характеризовали как песенника).
После 1946 года вышло 18 кинофильмов с песнями Фатьянова.
Большинство произведений Фатьянова написано в стиле гражданской и любовной лирики, его стихи органично ложились на музыку, были простыми, легко запоминались с первого раза.
Послевоенные песни, такие, как лучшая лирическая песня Великой Отечественной войны «Соловьи», «Где ж ты, мой сад?», «Первым делом, первым делом самолёты», «В городском саду играет духовой оркестр», «Тишина за Рогожской заставой», «Давно мы дома не были», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», бесхитростные и мелодичные, опираются на фольклорные традиции, звучат во всех популярных фильмах («Свадьба с приданым», «Солдат Иван Бровкин», «Иван Бровкин на целине», «Дом, в котором я живу») и завоёвывают большую популярность. Тем не менее, при жизни Фатьянова вышла только одна небольшая книга его стихов «Поёт гармонь» (1955), а широко они стали издаваться только в 1960—1980 годах.
Фатьянов был не только поэтом, но также и артистом, играл на аккордеоне и фортепиано, обладал певческим голосом. На творческих вечерах он, наряду с декламацией своих стихотворений, пел песни на свои собственные стихи, которые тогда были очень популярны.
Стихи Фатьянова простые, но пронзительно искренние, нежные и изящные. Фатьянов — один из тончайших советских лириков, его герои — простые парни и девушки, молодые, свежие, благородные и романтичные, как правило, крестьянского происхождения, пришедшие учиться и работать из деревни в город либо демобилизовавшиеся. Быт и чувства таких людей воспеты Фатьяновым, многие стихи стали песнями, популярными на протяжении более чем 60 лет, надолго пережившими автора. Среди них — песни из кинофильмов «Солдат Иван Бровкин» («Если б гармошка умела…», «Шла с ученья третья рота»), «Весна на Заречной улице» («Когда весна придёт, не знаю…»), «Свадьба с приданым» («Хвастать, милая, не стану…»), «Дом, в котором я живу».
В начале ноября 1959 года, во время прогулки на речном трамвайчике по Москве-реке неожиданно почувствовал себя плохо. Находился дома, кардиографическое обследование наличие инфаркта не подтвердило, к 10 ноября состояние улучшилось, и Фатьянов продолжил работу над поэмой «Хлеб», которую закончил и перепечатал набело на машинке 12 ноября (после смерти текст был утерян).
Скоропостижно скончался 13 ноября 1959 года около 3 часов вечера от разрыва аневризмы аорты. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Гроб с телом от самых ворот несли на руках простые люди, меняя друг друга. По воспоминаниям очевидцев, со времени похорон писателя Максима Горького такого стечения народа в Москве не было.
Василий Павлович Соловьёв-Седой (настоящая фамилия – Соловьёв) (1907-1979) - российский советский композитор. Один из самых значительных композиторов-песенников в России XX века.
Герой Социалистического Труда (1975). Народный артист СССР (1967). Лауреат Ленинской премии (1959) и двух Сталинских премий второй степени (1943, 1947).
Сталинская премия второй степени (1943) была присуждена композитору В.П. Соловьёву-Седому за песни «Вечер на рейде», «Песня мщения», «Играй, мой баян…»
Сталинская премия второй степени (1947) — за песни «Пора в путь-дорогу…», «Давно мы дома не были…», «Едет парень на телеге…», «Стали ночи светлыми…»
Ленинская премия (1959) — за песни «В путь», «Вёрсты», «Если бы парни всей земли», «Марш нахимовцев», «Подмосковные вечера»
заслуженный деятель искусств РСФСР (1956)
народный артист РСФСР (1957)
народный артист СССР (1967)
Герой Социалистического Труда (1975), награжден
тремя ордена Ленина (1957, 1971, 1975) и
орденом Красной Звезды (12.11.1945), а также
медалями.
Василий Павлович Соловьёв родился 12 (25) апреля 1907 года в Санкт-Петербурге в семье выходцев из крестьян. Отец, Павел Павлович Соловьёв, служил в должности Главного дворника Невского проспекта. Мать, Анна Фёдоровна, работала горничной у знаменитой певицы А. Д. Вяльцевой, которая подарила ей граммофон и грампластинки со своими песнями. Псевдоним «Седой» произошёл от детского прозвища (из-за очень светлых волос). В раннем детстве будущий композитор получил от отца в подарок балалайку, которую освоил самостоятельно и организовал трио с соседскими детьми (балалайка, гитара и мандолина). Первыми классическими музыкальными впечатлениями Соловьёва-Седого стали походы в Мариинский театр, куда его водил виолончелист, живший в их доме. Там мальчик слышал «Сказание о граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова, которым дирижировал А. Коутс, выступления Ф. И. Шаляпина в операх «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и «Севильский цирюльник» Джоакино Россини.
В 1923 году Василий Соловьёв-Седой окончил единую трудовую школу. Увидев в петербургском кинотеатре «Слон» пианино для тапёра, стал по слуху подбирать известные мелодии и научился играть: с 1925 года озвучивал киносеансы в клубах, работал аккомпаниатором в студии художественной гимнастики (вместе с Е. А. Мравинским), также работал пианистом-импровизатором на Ленинградском радио.
В 1929 по совету А. С. Животова, В.П. Соловьёв-Седой учился в Ленинградском центральном музыкальном техникуме, где его сокурсником был Н. В. Богословский. В 1931 году весь курс техникума перевели в Ленинградскую консерваторию, которую Василий Соловьёв-Седой окончил в 1936 году по классу композиции у П. Б. Рязанова. В годы учёбы работал композитором в Кукольном и Антирелигиозном театрах Ленинграда.
Хотя молодой композитор писал в разных (в том числе академических) жанрах, во второй половине 1930-х годов определилось основное — лирико-песенное — направление его творческой деятельности (всего он написал свыше 400 песен). В 1936 году на ленинградском конкурсе массовых песен первой премии были удостоены его песни «Парад» (слова А. И. Гитовича) и «Песня о Ленинграде» (слова Е. И. Рывиной). В 1938 году начал писать музыку для кино (в общей сложности озвучил более 40 фильмов). В 1940 году в Ленинграде и в 1941 году в Москве состоялись премьеры балета В.П. Соловьёва-Седого «Тарас Бульба» (2-я редакция — 1955 г.).
В годы Великой Отечественной войны композиторжил в Чкалове (ныне Оренбург), где в 1941 году организовал и возглавил театральную фронтовую бригаду «Ястребок», с которой был направлен на Калининский фронт, в район Ржева. В эвакуации познакомился с поэтом А. И. Фатьяновым, ставшим его постоянным творческим партнёром. Война дала мощный драматический импульс творчеству В.П. Соловьёва-Седого. В период 1941—1945 гг. он написал около 70 песен, стяжавших ему всенародную любовь; среди них «Вечер на рейде» (стихи А. Д. Чуркина), «На солнечной поляночке» («Тальяночка»), «Соловьи», «Давно мы дома не были» (все три — на стихи А. И. Фатьянова), «О чём ты тоскуешь, товарищ моряк?» (стихи В. И. Лебедева-Кумача), «Не тревожь ты себя, не тревожь», «Услышь меня, хорошая» (обе — на стихи М. В. Исаковского), «Матросские ночи» (стихи С. Б. Фогельсона). В 1945 появились песни к комедийному фильму «Небесный тихоход» — «Потому что мы пилоты» (стихи А. И. Фатьянова) и «Пора в путь-дорогу» (стихи С. Б. Фогельсона); в том же году в Куйбышеве состоялась премьера его оперетты «Верный друг».
В 1948—1974 гг. В.П. Соловьёв-Седой занимал крупные административные должности в Союзе композиторов: в 1948—1964 гг. председатель правления Ленинградского отделения СК РСФСР, в 1957—1974 секретарь СК СССР.
Послевоенное время (до начала 1960-х гг.) — годы творческого расцвета В.П. Соловьёва-Седого. Песня «На лодке» из музыки к кинофильму «Первая перчатка» (1946, на стихи В. И. Лебедева-Кумача) — одна из его самых проникновенных лирических песен. Песня «В путь» из фильма «Максим Перепелица» (1955, стихи М. А. Дудина) стала самой популярной строевой в Советской Армии. В 1947 году композитор написал песенный цикл на стихи А. И. Фатьянова «Сказ о солдате», песня из которого «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» стала любимой у советских ветеранов. Песня на стихи М. Л. Матусовского из документального фильма «В дни спартакиады» (1956, режиссёры И. В. Венжер и В. Н. Бойков) «Подмосковные вечера» стала музыкальным символом СССР во всём мире; её инципит с 1964 г. и поныне — позывные государственной радиостанции «Маяк». К VI Международному фестивалю молодёжи и студентов в Москве (1957) В.П. Соловьёв-Седой написал песню «Если бы парни всей земли» (стихи Е. А. Долматовского). Последний шедевр композитора — «Вечерняя песня» (1963, на стихи А. Д. Чуркина; известна по начальным словам как «Город над вольной Невой…»), которая стала неофициальным гимном Ленинграда.
Среди других сочинений В.П. Соловьёва-Седого - балет «В порт вошла „Россия“» (1964), оперетты: «Самое заветное» (Московский театр оперетты, 1951), «Олимпийские звёзды» (Ленинградский театр музыкальной комедии, 1962), «Восемнадцать лет» (1967, там же), «У родного причала» (1970, Одесский театр музыкальной комедии), «Жил-был Шельменко» (1978, Тернопольский театр музыкальной комедии).
Василий Павлович Соловьёв-Седой ушел из жизни 2 декабря 1979 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Подчеркенем, что истоки музыкального стиля В.П. Соловьёва-Седого, с одной сторонынаходятся в тесной связи с народными песнями Псковщины, с другой стороны, - в городской песне и в городском романсе начала XX века. Ясный и чёткий контур мелодии («напевание», свойственное некоторым песням В.П. Соловьёва-Седого, типологически родственно американскому «крунингу», но в отличие от него имеет выраженно русскую интонацию), безыскусный ритм (как в случае с «Подмосковными вечерами», где В.П. Соловьёв-Седой проигнорировал «народный» пятисложник Матусовского, «выровнял» его в распеве) и диатоническая гармония с редкими вкраплениями альтерированных аккордов («На лодке», тт.14 и 30; «Услышь меня, хорошая», т.7) и модализмов («Тропки-дорожки» на стихи Фатьянова, тт.11-12) обеспечили общедоступную рецепцию его музыки. Прижизненные тиражи грампластинок В.П. Соловьёва-Седого составили 2,5 млн экземпляров. Песни Соловьёва-Седого исполняли ведущие артисты советской эстрады: М. Н. Бернес, В. А. Бунчиков (первый исполнитель песни «Вечер на рейде»), Г. П. Виноградов, В. С. Володин (первый исполнитель песен «Закаляйся» и «Во всём нужна сноровка» из фильма «Первая перчатка»), В. А. Нечаев, Г. К. Отс (в том числе в переводе на эстонский язык), Э. С. Пьеха, В. К. Трошин (первый исполнитель песни «Подмосковные вечера»), Л. О. Утёсов, Э. А. Хиль, К. И. Шульженко и другие.
Дорогие читатели, кредо автора можно сформулировать так:
28.03.2016
Не теряйте голову в бою, -
Я стоял на этом и стою!
Побеждает тот, кто первым выстрелит,
Верх всегда за ловкими и быстрыми.
Если в победителях пройдоха,
Значит все на этом свете плохо!
Лицемеры и мерзавцы злому случаю -
Верны…
Летит мир в тартарары?!
04.05.2016
Резюме.
Советское время существует в образах и понятиях будней, в праздничном настроении безунывных спутников жизни:
Я хожу в хороший час заката
У сосновых новеньких ворот,
Может, к нам сюда знакомого солдата
Ветерок попутный занесёт.
Слова Алексея Ивановича Фатьянова,
Музыка Василия Павловича Соловьева-Седого
Постскриптум.
Дорогие читатели, найти свою пару в жизни – задача каждого, кому улыбается солнце и читают свои поэмы звезды. Он и Она – всегда таинственны! Не так ли? Песня об этом, и об однополчанах и бессмертной воинской дружбе:
Если ты случайно не женатый,
Приходи, мы встретим от души,
Здесь у нас в районе, песнями богатом,
Девушки уж больно хороши.
Мы тебе колхозом дом построим,
Чтобы было видно по всему -
Здесь живёт семья советского героя,
Грудью защитившего страну.
Слова Алексея Ивановича Фатьянова,
Музыка Василия Павловича Соловьева-Седого
В памяти звучат слова замечательной песни – тоже о победителях, о замечательных людях советской цвилизации:
Споемте, друзья, ведь завтра в поход!
Уйдем в предрассветный туман…
Споем веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан!
С уважением, Ваш Юрий Петров,
доктор философских наук
Свидетельство о публикации №116050407860