Дверь за холстом

Ефим Ташлицкий

Дверь за холстом... и поворот ключа,
Дверь в счастье открывается со скрипом,
Арчи таинственной прозрачности парча...
Улыбка ангела, туманный лоск нефрита...

Благоговейное дыхание любви,
Она является мне в образе мадонны,
С небес стекает луч молитв нави*
В них веры и надежды смысл бездонный...

За шагом шаг... вот озаренья нить,
Нить беспримерного безумства и отваги,
К дилемме шаг - то ль быть, а то ль не быть...
Кого спросить? Нет по соседству Ванги...

Сомнений плеть... я миновал её,
С годами, с каждым шагом жизнь прозрачней,
Дверь за спиной захлопнулась... полёт
Окончен... день наступает мрачный...

Переживём, любовь спасёт меня,
Вон новый холст, за нею снова дверца...
Любовь добавит силы и огня,
И оживёт горячей крови сердце...

Дверь за холстом... и поворот ключа,
Дверь в счастье открывается со скрипом,
Арчи таинственной прозрачности парча...
Улыбка ангела, туманный лоск нефрита...

04.05.16.   

---

Нави - с иврита - пророк...


Рецензии
Как прав был Гёте, сказав: "Кто хочет понять поэта, должен вступить в его область". Открыв двери в область поэтических чувств Ефима Ташлицкого, я замираю тут же, на пороге. Здесь граница того непознанного, которым является мир поэзии.
Загадки начинаются с первой же строфы. Взять хотя бы созвучие "арча-парча". Какие тут параллели? Неужели только для созвучия поэт выбрал эти слова? Но те, кто хорошо знаком с поэзией Ефима Ташлицкого, знают, что он словами для забавы не жонглирует. В каждом слове заключён видимый и невидимый смысл.
Процитирую сама себя (даже кавычки не ставлю) : сила слова в образе, который за ним стоит. Этим высказыванием я ничего нового не открыла. Мысль эта издавна витает в пространстве, - кто хочет, тот и ловит её.
Какой же образ стоит за "парчой"? Сразу видится эта плотная шелковистая ткань, затканная серебряными или золотыми нитями (или их имитацией). Из неё шили старинные наряды, шьют одеяния для духовных лиц. Мне эта ткань очень хорошо знакома. Моё свадебное платье было из серебристой парчи. Так что и я, в некотором роде, духовное лицо для своих домочадцев.
Удивительные тактильные ощущения от прикосновения к парче. Если провести ладонью по продольной нитке, - парча гладкая, шелковистая. А если провести по поперечной - сразу ощущаешь её шершавость.
Не так ли и жизнь наша за внешне красивой узорчатостью событий скрывает и гладкое своё течение, и неожиданную шероховатость?

Исследую дальше поэтические обороты: что там скрывается за арчой, какой образ? С арчой знакомы жители Средней Азии. Вечнозелёное хвойное дерево арчу, из рода можжевеловых, называют прародительницей горных рек и родников. Можно было бы не вдаваться в биологические особенности арчи, но тогда не совсем понятна будет её символика. Это дерево выдерживает перепады температуры в 80°. Его стойкость, жизнелюбие и способность создавать условия для жизни других существ можно воспевать в стихах. Иголочки арчи покрыты тонким слоем воска - своеобразная защита от испарения влаги. Он придаёт этой зелёной хвое легчайший оттенок старинного серебра, если хорошо присмотреться вблизи. Вот и аналогия с парчой обнаружилась.
А причём здесь таинственная прозрачность? Но арча ведь не образует зарослей. Она растёт или одиночными экземплярами, или редколесьем. Вот там-то и погружается путник в эту таинственную прозрачность, где целебным воздухом не дышишь, а просто пьёшь его.
Была ли я в арчовых редколесьях? Нет, не была. Но я прогуливалась в можжевеловых. Поэтому имею представление об этой таинственной прозрачности.
Но всё же какое отношение имеет арча к стихам? Может, поэт решил воспеть природу гор? Но стихи отнесены к любовной лирике. Это становится понятным со второй строфы: "Благоговейное дыхание любви, она является мне в образе мадонны".
Да, открыв своим ключом дверь в новую жизнь с новыми чувствами, все предвкушают познать счастье от новой встречи с любовью. И вера с надеждой так велики! Ведь наградой и утверждением в этой бездонной вере служит "улыбка ангела, туманный лоск нефрита".
Свойства нефрита древние философы сравнивали с лучшими душевными качествами. А разве мы не наделяем такими качествами своих любимых? Мы наделяем обожаемое существо справедливостью и честностью, мудростью и милосердием, пониманием и сопереживанием и многими другими добродетелями - всем тем, чего нам так не хватает в жизни.
Новые чувства так свежи и привлекательны. И каждый новый день с любимыми приносит новые открытия, добавляет новые штрихи и откровения: "С небес стекает луч молитв нави..." И тогда в нас самих просыпается решимость: "за шагом шаг...вот озаренья нить, нить беспримерного безумства и отваги". Всё недостижимое кажется возможным, все препятствия преодолимы!
Но в том-то и проблема, что эта решимость - всего лишь нить! А нить так непрочна...
Вот тут-то и появляется в нас гамлетовские мучительные терзания: " К дилемме шаг - то ль быть, а то ль не быть..." Мы ввергаем сами себя в пучину психоанализа. Начиная заглядывать внутрь себя, мы извлекаем оттуда "сомнений плеть". Но плетью, как известно , обуха не перешибёшь. А вот наши чувства, пусть и озарённые, пусть и вымоленные, поникают и рвутся под этой плетью: "Дверь за спиной захлопнулась...полёт окончен...день наступает мрачный..."
"Полёт окончен", но с высоты этого полёта, с высоты прожитых лет мы имеем возможность обозреть всю нашу жизнь. И хоть прошлое всё больше отдаляется к горизонту, похожему на " туманный лоск нефрита", у нас "с годами, с каждым шагом жизнь прозрачней..." А нет ли противоречия в этом утверждении? Конечно, нет!
Мы можем отпускать в туманное забвение несущественные детали, но очертания наших главных поступков, наших ошибок и многочисленных сомнений, наших побед и поражений с каждым прожитым годом видятся нам всё яснее и отчётливей, как в чистом, прозрачном воздухе арчового редколесья.
Только сильные духом, подобные гордой, несокрушимой арче, способны после мрачных разочарований не отпрянуть перед новой таинственной дверцей. Она завешена новым холстом. Что же на нём? Чист ли он и кому-то предстоит рисовать новый сюжет ?
На холсте облик мадонны с ангельской улыбкой, озарённой скользящим солнечным лучом. "Любовь добавит силы и огня", она оживит не только уставшее сердце, но и этот облик на новом холсте. А ключ от дверцы "в счастье" в руках у лирического героя, и нефрит как индикатор поступков послужит влюблённым талисманом на пути к счастью.

Елена Зигаленко   12.05.2016 14:00     Заявить о нарушении