Искупление

Это моё объяснение .
Искупление - на иврите капара -означает прощение грехов , закрытие небесных счетов , замена больших обвинений малыми неприятностями .В современном иврите капарой называют неприятность. В случае капары  записи наших грехов  на небесах не стираются полностью , но закрываются , а если еврей возвращается на  свои дурные пути  то к его новым обвинениям приплюсовываются старые .
 Возможно ли чтобы кто-то брал на себя вину другого  и полагающиеся за это страдания ? В принципе да . И сама я однажды попросила чтобы мне терпеть страдания моих детей , так они   быстро поправились , а я заболела .То же самое сделала моя подруга .Таких случаев много. О наших мудрецах и главах поколений тоже можно сказать что они страдают за нас . О жене рава Овадии Йосефа рабанит Маргалит известно ,что когда рав был тяжело болен , она молилась  у Котеля и просила Творца взять её жизнь , а его оставить. В итоге он встал и прожил много лет , а она умерла через короткое время .
 Капара например способна заменить большую беду на меньшие неприятности . Например человеку полагается  удар камнем . Вместо одного камня он может получить удар множеством  мелких камешков -это капара . Мудрецы учат, что на всякую неприятность надо смотреть как на капару и благодарить за неё , ведь мы не знаем небесных счетов , может нам полагается худшее .. Бедность искупляет смерть - бедный все равно что мертвый , говорили наши праотцы .
 Означает ли ,что если кто-то взял на себя полагающиеся другому беды , то второй освобождается от всякой ответственности за свои поступки ? Конечно нет , просто второму продлевается жизнь , дается новый шанс на исправление. Только недееспособный свободен от  ответственности .
 Может ли быть чтобы вера в спасителя была бы достаточна для спасения  и больше ничего не нужно ? Конечно нет . Б-г дал заповеди , на них стоит мир . Разве для спасения евреев достаточно было верить в Моше , без послушания Б-гу , без заповедей ? Моше - Моисей искупал евреев многократно , то есть спасал своей самоотверженностью , готов был отдать жизнь за народ , но разве народ был при этом свободен он личной ответственности , от заповедей ? Капара обеспечила жизнь народу , а личные усилия продлевали жизнь каждому отдельно и всем вместе .
Что сегодня играет роль капары ? Наша традиция . Шаббат искупает еврея , даже если он идет в стороны противоположную от истины - молится другим божкам , делает зло и т.д. Молитва , цдака - благотворительность , добрые дела , Йом кипур , Песах и т.д. Тшува - возврат на пути нашей традиции -способна превратить грехи в заслуги , аннулировать грозный приговор небес , открыть врата милосердия небес.
Радость в праздники очищает душу , чтение псалмов , исполнение заповедей Торы искупает , страдания искупают душу - наше спасение  вырастает из наших страданий , говорят мудрецы .
Что касается неевреев , то их традиция такой силой не обладает . Даже если все мусульмане пойдут в Мекку делать хажд или все христиане достигнут величайшей святости - станут монахами , ничего это не даст . Только идя за нами , делая то что доступно нееврею из нашей традиции - молитва , вера в Б-га ,добрые  дела во имя небес - нееврей может очистить свою душу и возвыситься духовно . Когда встанет Храм , каждый народ должен будет принести дары Г-споду в суккот - осенью , и тот кто не сделает - не получит дождей , хоть сто раз совершит хажд или будет поститься всю жизнь - все равно грех на нем и исправить его одним единственным способом можно .


Рецензии