Рим-Оксфорд. Театр Марцелла. Часть 5
Временные брезентовые навесы были известны давно и применялись в амфитеатрах для защиты от солнца или осадков ещё в глубокой древности.
Для этого в верхней части стен в процессе их возведения делали специальные гнёзда, в которые вставляли шесты, а командированные на время игр и прочих представлений матросы натягивали на них с помощью канатов навесы над сооружениями.
Хотя Оксфордский театр (который потом станет Шелдонским) имел более скромные размеры, но пролёт всё же составлял около 21 метра. Таких деревьев, чтобы при существовавшем тогда уровне производства из них можно было бы сделать балки требуемой длины, в распоряжении архитектора просто не было.
Зато уровень математики был уже весьма высоким. В то время учёные одновременно работали в различных научных сферах, время от времени "вторгаясь" в такие области, которые в те времена и науками-то не считались.
Наука и техника знают множество таких примеров.
В частности, оксфордский профессор Джон Уоллис (John Wallis), который преподавал студенту Кристоферу Рену алгебру и геометрию, за двадцать лет до этого совершил "набег" в строительную инженерию с целью разработки так называемого "геометрического пола".
Обычно на русском языке фамилии, начинающиеся на "W" перед гласными, начинают с "В", поэтому не удивляйтесь, если встретите "Валлис" вместо "Уоллис".
Кстати, фамилия главного героя этой части репортажа - Рена на его родном языке пишется "Wren".
Если заинтересованный читатель попробует найти на русскоязычных сайтах, что такое "геометрический пол", он, скорее всего, прочтёт в размещённых на них статьях только о полах с разными геометрическими узорами.
На самом деле, разработанный профессором Джоном Уоллисом "геометрический пол" – это сложнейшая в расчёте, но простая в изготовлении конструкция, позволяющая делать плоские перекрытия больших пролётов из сравнительно коротких балок без всяких промежуточных колонн.
Причём эти балки ничем не крепятся, ни между собой, ни к стенам – их удерживает в проектном положении, только собственный вес!
На снимке видна модель такой конструкции; снимок я позаимствовал из упомянутой в следующем абзаце статьи.
Большинству читателей подробности работы профессора будут непонятны и неинтересны. Специалисты могут прочесть: " John Wallis and the Roof of the Sheldonian Theatre - Structural Engineering in Oxford in the 17th Century. Paul H Taylor [Originally published in a Keble journal]".
Как же профессор не только без компьютера, но даже без арифмометра решал системы уравнений с 25(!) неизвестными, вычислял передаваемые элементами конструкции нагрузки отношениями типа 3088694/340167?!
С этим всё "проще" – сын священника, осваивавший математику самостоятельно, в молодости извлекал в уме корни из чисел с 53 (!) знаками.
А в профессорскую бытность он считался сильнейшим математиком своего времени после Исаака Ньютона.
Сейчас читателю придётся очередной раз удивиться.
Джон Уоллис в своей работе использовал результаты исследования влияния сечений и формы балок на их несущую способность, выполненного … Галилеем, которого мы знаем только как выдающегося астронома.
В 1638 году Галилей представил для обсуждения свои расчёты длины консольной балки, способной выдержать собственный вес. Хотя его работа и содержала некоторые погрешности, но её можно было использовать для практических расчетов размеров балок.
Так что у Кристофера Рена были математические средства для расчёта "геометрического пола", способного стать покрытием театра.
Имеются документы, свидетельствующие о проработке им вариантов применения "геометрического пола".
Поэтому почти во всех статьях не только на русском языке, но и на английском утверждают, что именно эту конструкцию Джона Уоллиса применил Рен в Шелдонском театре.
На самом деле молодой архитектор разработал и применил композитные балки или, как их сейчас называют, фермы.
К сожалению, мне не довелось не только подняться на крышу Шелдонского театра, но и найти её чертежи.
Тем не менее, хорошо представляю, как можно такое покрытие сделать теми средствами, которые были в распоряжении Кристофера Рена.
Думаю, что "попутно" у архитектора появилась возможность построить над театром ещё и не предусмотренную ранее оригинальную башню, очень украшающую его творение.
Почему "попутно"?
Потому что над овальной частью театра (кстати, почти во всех статьях написано, что театр круглый или восьмигранный – это не так!) для того, чтобы соединить фермы покрытия, надо соорудить цилиндрическую конструкцию – "барабан".
Вот этот барабан, думаю, и стал основанием прелестной башенки.
Эта башенка, как хорошо видно на моих снимках, действительно восьмигранная.
Падающий через её окна свет символизирует изгнание наукой глупости и невежества.
И ещё об одном широко распространённом мифе. К сожалению, забыл фамилию известного британского популяризатора истории науки, рассказавшего о нём.
По его словам, во время публичной лекции для журналистов о Кристофере Рене один из слушателей спросил у него, почему он не упомянул, что Рена заставили вначале поставить всё-таки колонны для дополнительной поддержки покрытия.
По словам слушателя, Рен согласился и поставил колонны.
Но когда через несколько лет здание ремонтировали, то обнаружили, что колонны до конструкций покрытия не доходят, т.е Рен поставил их просто так, чтобы успокоить руководство.
На это лектор ответил, что лично видел оригиналы документов о приёмке театра, и требований об установке колонн в них нет. Это чистая выдумка.
А вот что действительно имело место: через некоторое время после начала эксплуатации здания в зале обнаружили прогиб потолка.
Оказалось, что университетское начальство распорядилось перенести часть книг из расположенной рядом с театром огромной библиотеки на чердак театра.
Когда часть книг с перекрытия убрали, прогиб исчез.
Вот такая история об официальном потомке римского театра Марцелла в Оксфорде.
На этом сделаем перерыв, после которого поговорим уже не о "потомке", а о возможном предшественнике театра Марцелла.
Продолжение следует…
Фотографии интерьеров театра можно увидеть на его сайте.
Свидетельство о публикации №116050207748