Джекил и Хайд

         Желанный объём у блица конкретен, но мне, скорее,
         как ласковому – блуднице, хотелось не лаять – петь!
         Читать о своём несчастье, поэты жалуют смерть,
         да спьяну пропали в чаще, простуженных – кто согреет?

                ---------------------------------

         Я сам улыбаюсь чаще, чем нужно – такое время.
         Считаете, что я счастлив? – Но это, как посмотреть.
         Как маски меняю лица, то Джекил – то Хайд на треть.
         В чулане моём пылится: "Портрет Дориана Грея".




         * В зеркальной рифмовке: ABCD/DCBA зарифмованы строки целиком


Рецензии
Олег, спасибо, прослушал Стивенсона. То, что написал Стивенсон, даже если учесть искажения перевода, художественным произведением не является. Это некий философский анекдот.
Мою понимание содержания этого анекдота отличается от того, что выражено в стихе.

В стихе акцентируется разорванность сознания, соотнесённая с разорванностью образов.
Но у Джекила никакой разорванности сознания нет. Есть разделение, к которому он стремился совершенно осознанно. И чего было делать нельзя.
- Нельзя разделять добро и зло - и то, и то, и другое в отдельности становится монстром. И один монстр поддерживает другого. Коммунизм поддерживает гулаг, и обратно.
- Для естественного развития необходимо тесное соседство обоих начал.
В общем, спокойной и неразорванной философии здесь полно. А разорванный стих, что тут сделаешь )), не понравился. Образ зеркала, правда, понравился. В шорте поставлю 6.
С уважением, Дмитрий.

Маштаков   03.05.2016 15:51     Заявить о нарушении
\\обычная устоявшееся символика:
"У каждого человека внутри есть свой "Хайд"\\
В том-то и дело - моё свежее впечатление, что Джекил и Хайд - глубже, чем "устоявшаяся символика". А стих - на уровне символики.
Дм.

Маштаков   03.05.2016 15:59   Заявить о нарушении
А ведь Джекил и Хайд, понимают это, заботятся друг о друге, почти что лелеют. Им бы совместиться опять, но не могут.
Дм.

Маштаков   03.05.2016 16:04   Заявить о нарушении
Ну что же. "Разорванный стих", говорите? А я вам докажу, что это, наоборот,
СПАЯННЫЙ стих, причём так, как едва ли кто-то раньше ПАЯЛ!
Никакого "образа" зеркала здесь нет, за то есть "структурная графика" зеркала,
абсолютная зеркальная рифмическая м ритмическая симметрия. Жаль, конечно, что моя сноска:
" * В зеркальной рифмовке: ABCD/DCBA зарифмованы строки целиком"
для вас - иностранный язык. Попробую "перевести".
.
Даже не знаю с чего начать и как подобрать "русский" язык для "чайников".
Что мне удивительно, судя по вашим статьям. Ну да ладно.
Если совсем просто, что мы имеем? ДВЕ СТРОФЫ, где в схеме рифмовки: ABCD/DCBA
зарифмованы почти ВСЕ СТОПЫ текста.
Попробуйте найдите, например, рифмы: "в чулане/желанный или но это/поэта"
и так далее по симметричной структуре всей строфы, но какова она эта структура?
Вот схема:
.
- ! - - ! - ! - // - ! - - ! - ! -
- ! - - ! - ! - // - ! - - ! - !
- ! - - ! - ! - // - ! - - ! - !
- ! - - ! - ! - // - ! - - ! - ! -
.
где // - цезура медиана ровно посреди строки.
Отдельно взятая строфа зарифмована опоясанно (зеркально) АВВА
и смежно ААВВ внутренними рифмами строго по цезурам, например:
"лица/пылится" и далее по симметрии.
Последняя попытка наглядности рифмы строк целиком:
.
Желанный объём у блица конкретен, но мне, скорее,
В чулане моём пылится: "Портрет Дориана Грея".
.
Только в двух-трёх местах (стопах) я не дотянул до полной рифмы, в стольких же местах
немного смещены икты (схемные ударения), но по "узловым местам" внутренняя
и концевая рифмы, всё выдержано чётко, вся рифма точна и, главное, разнородна.
Представляете себе, СКОЛЬКО рифм нужно держать в голове при написании, но мало того,
в строгих тематических рамках ЗАДАНИЯ?
Разумеется, это можно оценить только КОЛОМ, как Альтовская или же ДВОЙКОЙ,
как это собираетесь сделать ВЫ.
Так что же такого "ужасного" и нелепого "наваял" автор, чтобы получить такое неприятие?
За ЧТО же такое он не заслуживает никакого "снисхождения?"
Ну-с... будем посмотреть.
.
Собственно, понятно, что в данном случае первая строфа только "обслуживает"
вторую, финальную. Потому с неё и начнём.
________________________-

Я сам улыбаюсь чаще, чем нужно – такое время.
.
"Америкосы" победили нас без "ядерного оружия", просто и технично - идеологичеки.
Это ОНИ "улыбаются" когда нужно и не нужно, это ОНИ спрашивают "как твои дела",
когда им на это совершенно наплевать. Всё чаще и чаще, заразившись этой "двуличностью"
поступаем и МЫ. Что отнюдь не означает нашего реального "счастья".
Поза и лицемерие во главе угла. Далее:
.
Как маски меняю лица, то Джекил – то Хайд на треть.
В чулане моём пылится: "Портрет Дориана Грея".
.
Как я уже говорил "Джекил и Хайд" давно стали нарицанием. Есть "разорванность сознания"
по Стивенсону или нет, совершенно не важно. Это устоявшееся символька того самого
"Двойного дна", которое и задано темой. То же самое и "Портрет Дориана грея"
(кстати, мой любимейший юношеский роман) или "Шагреневая кожа" Бальзака -
конфликт внутреннего и внешнего миров человека.
.
Единственное, вы можете меня резонно спросить: "Ну и на хрена попу такая гармонь"
с этой "зеркальной рифмической структурой?"
И у меня нет ответа на этот вопрос.
Зато он был у покойного замечательного актёра Николая Ерёменко-младшего":
"А ИНТЕРЕСНО!"
.
Так что можете ставить, что угодно. Что это за "конкурс" из шести участников?
О

Гольгертс   03.05.2016 17:00   Заявить о нарушении
Олег, интересно. И поучительно. Симметрия в ритмике есть
- ! - - ! - ! - // - ! - - ! - ! -
- ! - - ! - ! - // - ! - - ! - !
- ! - - ! - ! - // - ! - - ! - !
- ! - - ! - ! - // - ! - - ! - ! -
но даже без слов я музыкально эту ритмику простучать не могу - нужно поменять 3-ю и 4-ю строки местами, иначе слух сбивается. Во всяком случае, у МЕНЯ не получается.
Уже потом можно и о рифмах говорить. На фоне сбивающегося на прозу текста они не слышны. Стих может быть сколь угодно симметричен, но если он не звучит, значит с симметрией что-то не то.
В моделировании звука есть замечательное построение - квазиобертон. В первом полупериоде синусоидальное колебание, а во втором - точно такое в противофазе. Так вот, квазиобертон не слышен.
Что-то похожее и с ритмикой этого стиха.
Дм.

Маштаков   04.05.2016 00:05   Заявить о нарушении
и потом, что это за "жалУют"? Я привык к другому ударению, это также сбивает.
Дм.

Маштаков   04.05.2016 00:12   Заявить о нарушении
В принципе, было бы достаточно и концевых рифм вместе с внутренними.
Считываться должны только они. Все остальные - просто как некий "бонус", так сказать
для интересующихся.
А в "жалуют" как раз это схемное смещение икта.
Ибо симметричные строки таковы:
.
поЭты жАлуют смЕрть
но Это, кАк посмотреть
.
Далее. Несмотря на музыкальное образование, вот на это:
" квазиобертон. В первом полупериоде синусоидальное колебание"(с)
я могу ответить только как Шариков: "Неприличными словами не выражаться!"
Я же песенник прежде всего и декламирую, когда не пою.
И уж поверьте мне, "авторски" возможно спеть всё что угодно, даже самую, казалось бы,
"спотыкачную" тонику. Именно поэтому иные, даже очень хорошие песни, так "ужасно выглядят на бумаге".

Гольгертс   04.05.2016 00:27   Заявить о нарушении
Да и ещё, что касается "комбинаторного стихосложения", вообще.
Я давно не жду "восторгов" по её поводу. Действительно, в чистом концентрированном виде,
это чаще всего - яд! Однако необходимо различать стихосложение нарочито небрежное,
из серии: "Каждый пишет, как он дышит и слышит"
И стихосложение строго структурное, не то, что в "цепочках" - в КАНДАЛАХ.
И даже если автор на чей-то субъективный вкус "не справился с формой",
а чаще всего так и бывает, из уважения к этому автору (я даже не о себе сейчас),
ему не комильфо ставить КОЛ, хотя бы потому, что ты САМ не сможешь воспроизвести
и половины нечто подобного.

Гольгертс   04.05.2016 00:45   Заявить о нарушении
Олег, а какое будет Ваше мнение о стихе Семёна Каца "Холм" и о творчестве автора Сибирский волк? Источник моего интереса вот -
http://www.stihi.ru/2016/05/07/7925
Дмитрий

Маштаков   08.05.2016 08:58   Заявить о нарушении