Искусство и вера. Законы сыновей НОя

Автор — рав Йоэль Шварц. Опубликовано с разрешением автора.
Искусство — важный вид человеческой деятельности, поскольку оно помогает развивать способности к самовыражению и созиданию. Когда оно используется во славу Творца и для развития духовных ценностей, оно играет положительную роль. Человек должен использовать данные ему Богом таланты для этих целей. Например, если у него красивый голос, он может использовать его для ведения общественной молитвы. Необходимо, однако, очень остерегаться, чтобы искусство не сделалось самоцелью, но инструментом для улучшения деяний людей. Мы являемся свидетелями того, как почитание искусства >как самоцели привело к духовному падению; искусством пользуются для разжигания низких страстей, пропаганды насилия и для злоязычия и насмешек над людьми.
Люди, занятые литературным трудом или пишущие научные статьи, должны остерегаться, чтобы их слова не противоречили вере в Бога и не были направлены против ценностей Торы и заповедей. Все таланты и силы человека должны быть использованы во славу Всевышнего и на благо людям.
Наука
Занятие наукой — вещь положительная, поскольку тем самым человек лучше познает чудесное устройство мира, величие Творца и Его милость к творениям. Наука также является инструментом усовершенствования мира. Она помогает улучшить условия жизни людей, и этим ученые приносят благо обществу.
Но наука является благом только в том случае, когда она используется в согласии с волей Творца, а не для завоевания природы с целью «обрести независимость» от Творца. Поэтому всякое продвижение в науке должно включать в себя понимание, что все вокруг сотворено Богом и должно подчиняться Его воле. В противном случае существует серьезная опасность того, что прогресс послужит средством разрушения мира. Символично, что в наше время научный прогресс используется прежде всего для изобретения все новых и новых средств массового уничтожения. Но когда человечество станет использовать науку для помощи людям в служении Творцу — чтобы они не были вынуждены тяжело трудиться, добывая себе пропитание, у человека появится больше времени для духовных занятий. Маймонид писал, что в будущем Творец даст людям знания для усовершенствования мира, так что хлеб, добываемый сегодня в поте лица, будет столь же легкодоступен, как будто он в готовом виде произрастает из земли. Так будет во времена Машиаха: человечество освободится от мирских дел, чтобы посвятить все свои силы служению Творцу.
Медицина
Лечение. Нельзя говорить: «Бог наказал человека и сделал его больным. Как же можно врачу идти против воли Творца и лечить этого человека?» Тора дала врачу разрешение лечить. И это не только разрешение, но и обязанность. Больной должен идти к врачу и выполнять врачебные предписания, но при этом надеяться следует только на Творца, Который посылает исцеление и Который приказал прилагать нам естественные усилия для выздоровления, чтобы исцеление не выглядело явным чудом. Поэтому человек должен и молиться Богу о выздоровлении, и делать все необходимое с медицинской точки зрения.
Изучение медицины. Тот, кто в состоянии изучить основы врачевания, чтобы иметь возможность оказывать помощь нуждающимся во медицинской помощи, должен это делать. Поэтому каждому, у кого есть такая возможность, желательно пройти курсы по оказанию первой помощи, освоить технику искусственного дыхания и других действий, способных спасти человеческую жизнь.
Цель медицины. Изучать медицину следует с целью продлевать жизнь человека, а не укорачивать ее, а также с целью уменьшить человеческие страдания. Не следует использовать медицину для действий, противоречащих воле Творца, например для производства абортов (за исключением случаев, когда жизни матери угрожает опасность) или для предохранения от беременности в тех случаях, когда это не оправдано с точки зрения Закона. Врачи, в служебные обязанности которых входит помощь в прекращении или предотвращении беременности, должны посоветоваться со знатоком Закона и получить от него указания, в каких случаях это можно делать, а в каких нельзя.
Аборт. Когда жизни матери угрожает опасность, разрешается делать аборт. Но есть и запрещающее мнение. В случае, когда ребенок в любом случае не выживет, по всем мнениям можно делать аборт, чтобы спасти жизнь матери.
Нельзя делать аборт, если его целью является предотвращение рождения больного ребенка или инвалида, и тем более по другим соображениям.
В практических случаях следует посоветоваться со знатоком Закона.
Пересадка органов. Разрешается пересаживать органы умершего человека, чтобы спасти человеческую жизнь, но нельзя брать органы у агонизирующего, поскольку тем самым сокращают его жизнь.
Эвтаназия. Человек не является хозяином собственной жизни, и запрещено укорачивать ее, даже если он сам просит об этом и даже если он очень страдает. Но нет обязанности подключать приборы жизнеобеспечения к больному, который уже агонизирует и тяжко страдает, и у которого нет никаких шансов выжить, поскольку тем самым только продлевают его мучения. Врач должен посоветоваться со знатоком Закона, чтобы получить детальные разъяснения по этому поводу.
Медицинские процедуры, чреватые опасностью. Разрешается проводить операции, связанные с опасностью для жизни, если известно, что без операции больной умрет. Но нельзя делать косметические операции, если в этом есть опасность для жизни.
Медицинские эксперименты. Когда хотят провести испытание нового лечебного средства, и это испытание связано с опасностью для больного, недостаточно одного лишь разрешения больного и его семьи, но необходимо посоветоваться со знатоком Закона, понимающим в медицине. Такой эксперимент может быть разрешен, если вероятность, что новое средство спасет жизнь больного, достаточно велика. В случае, когда эксперименты могут нанести ущерб, но не опасны для жизни, необходимо получить разрешение самого больного и недостаточно одного лишь разрешения его семьи.
Эксперименты, которые не принесут пользы самому больному, но могут помочь другим людям, нельзя делать без его разрешения. Если же эти эксперименты связаны с опасностью, нужно обязательно посоветоваться со знатоками Закона, которые дадут указания для каждого конкретного случая.


Рецензии