Запрет неуважения к Творцу для сыновей Ноя
Запрещено проклинать Творца и любое из Его Имен. То есть, ни при каких обстоятельствах, даже во время несчастья, нельзя ругать или проклинать Бога. Тот, кто верит, что все происходит из руки милостивого Творца, неизбежно приходит к заключению, что все, что делает Бог — к добру. Поэтому по-настоящему верующий человек не будет вести себя подобно идолопоклоннику, о котором Исайя говорил, что, страдая от нужды и голода, он злится и хулит своего бога (Исайя 8:21). Наоборот, истинно верующий все даже очень тяжелые испытания принимает с любовью.
Запрещено задавать философские вопросы о том, что было до сотворения мира. Мы должны заниматься только тем, что произошло после творения.
Запрещено делать гибриды различных видов растений и животных. Но можно проводить внутривидовую селекцию и гибридизацию, чтобы вывести лучшие сорта того же вида.
Запрещено придумывать новую религию. Но нееврей может принимать на себя исполнение каких-то из заповедей, данных еврейскому народу, с целью получить награду. Нельзя, однако, заявлять, что эти заповеди он обязан исполнять, ведь тогда это будет изобретением новой религии. Человеку запрещено также говорить, что он получил указание от Всевышнего исполнять определенные заповеди, и тем более новые заповеди, не указанные в Торе.
Есть мнение, что нееврей не может исполнять заповеди тфилин и мезузы. Относительно соблюдения Субботы речь пойдет ниже.
Почитание Творца
1. Человек должен почитать Творца и Его Закон. Это включает в себя уважение к мудрецам Торы, к святым еврейским книгам, святым для еврейского народа местам, могилам праведников. В эту заповедь включается также и уважение к старикам, поскольку те за свою долгую жизнь могли больше чем другие видеть провидение Творца и Его управление миром.
Если человек поклялся Именем Творца, он обязан исполнить свою клятву. По-видимому, также и тот, кто поклялся, не упоминая Имя Творца, должен исполнить свою клятву — поклялся ли кому-то другому или же поклялся самому себе что-то сделать или не делать.
2. Когда человек говорит о своих планах, желательно упоминать, что он сделает то-то и то-то «с Божьей помощью», чтобы помнить что все зависит от Творца, и следует также благодарить Всевышнего за свои успехи.
3. Следует изучать обязанности и законы заповедей, чтобы знать, как выполнять заповеди сыновей Ноя. В случае вопросов или сомнений необходимо обратиться к человеку, хорошо знающему эти законы.
Молитва
Много аспектов в молитве. Среди них: постижение величия Творца и Его великой милости, обращенная к Творцу просьба об удовлетворении своих нужд, укрепление веры в Бога. В конкретном случае и ситуации произносится соответствующую этой ситуации молитва. В конце книги предлагается краткий список молитв. Можно молиться и своими словами, выражающими указанные выше аспекты молитвы.
Ежедневные молитвы. Желательно читать каждый день молитвы, выражающие признательность Творцу и признание Его величия. Желательно также прочесть благодарственную молитву после основной трапезы, а еще лучше — читать послетрапезную молитву каждый раз после еды. Примерная формула такой молитвы приведена в конце книги.
Праздничные молитвы. В праздничные дни, такие как Суббота, желательно собираться вместе и читать отрывки из Псалмов о величии Творца. При коллективной молитве желательно >разделить зал на две части — отдельно для мужчин и женщин. Молиться следует, стоя по направлению к Святой Земле.
Следует молиться всем, а не только ответственному за общину, и желательно, чтобы каждый принял участи в общественной молитве — каждый, например, может прочитать отрывок. Молитва — это прямое обращение к Всевышнему, без всяких посредников.
Молитвы во время беды. Если случилось какое-то несчастье, опасность и т.п., можно прочитать подходящие главы из книги Псалмов, например псалом 20, а если молятся о больном, 103 псалом. Можно молиться и своими словами.
Особое место для молитвы. Желательно иметь особое место для молитвы и назвать его «домом молитвы». Желательно иногда посещать, если есть возможность, Стену Плача в Иерусалиме, например, в преддверии важного события в жизни, такого как свадьба и т.п., ведь сказано: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов».
Раскаяние
Человек, сознательно или несознательно совершивший грех, будь то грех по отношению к Творцу или грех по отношению к другому человеку, должен раскаяться, то есть сожалеть о содеянном, принять на себя обязательство никогда больше так не поступать и отдалиться от причин, приведших его к греху. Следует также исповедаться перед Богом о своем деянии и попросить у Него прощения.
Если человек обидел другого, нужно попросить у потерпевшего прощения и заплатить ему компенсацию в случае нанесения ущерба. Следует также раскаяться перед Творцом как за грех по отношению к Нему.
В дни, выделенные для раскаяния, желательно читать книгу пророка Йоны о раскаянии жителей Ниневии, а также Псалом 51, говорящий о раскаянии.
Запрет введения в грех другого
Запрещено вводить в грех другого человека. Например, женщинам, особенно замужним, следует одеваться и вести себя скромно, чтобы не вводить в грех мужчин.
Суббота и праздники
Нееврею, даже если он находится в процессе прохождения гиюра (принятия еврейства), нельзя соблюдать Субботу. Поэтому следует соблюдать не еврейскую Субботу с различными запретами, а смысл Субботы — отмечать ее как день, в который человек предается размышлениям о величии Творца, проявляющемся в творении.
Можно предложить следующий порядок: в вечер с пятницы на Субботу провести праздничную семейную трапезу, зажечь свечи в честь Субботы. Во время трапезы беседовать о вере, о сотворении мира. Хорошо прочитать отрывок «И закончилось (сотворение) неба и земли…» (Бытие 2). Желательно петь песни, говорящие о вере.
Днем в Субботу. Во многих странах Суббота является свободным от работы днем. Поэтому желательно в Субботу устроить коллективную молитву людей, соблюдающих заповеди сыновей Ноя. Читать псалмы, говорящие о Субботе и о сотворении мира, например Псалом 104, изучать заповеди сыновей Ноя. Можно прочитать из недельной главы, читаемой в эту Субботу в синагогах, отрывки, относящиеся ко всем людям, а отрывки, касающиеся только евреев, пропускать.
Можно также проводить в этот день выезды на природу, чтобы получить впечатления от величия Творения. По окончании Субботы желательно произвести обряд отделения Субботы от будней: зажечь свечу и благословить на нее: «Благословен Ты, Господь, Владыка мира, сотворивший свет огня», чтобы воздать благодарность Творцу, давшему людям мудрость пользоваться огнем и энергией.
Все эти упомянутые выше субботние действия следует совершать с намерением принять участие в еврейской Субботе настолько, насколько это возможно для нееврея, но не с целью придумать новую религию.
Новый год — Рош Ашана.
Новый год, наступающий первого числа месяца тишрей — это день суда для всех людей. Этот день должен быть днем раскаяния и самоанализа за прошедший год, принятия на себя новых добродетельных обязательств на будущее. В этот день был сотворен Первый человек, поэтому он также является днем признания Творца Властелином над всеми созданиями. Желательно провести праздничные молитвы, и особенно молиться за то, чтобы все человечество признало власть Творца. Текст молитвы можно построить на праздничных молитвах из еврейского сборника молитв на Новый год, а также на День Искупления — относительно прощения грехов.
Праздник кущей (шалашей) — Суккот.
Во время существования Иерусалимского Храма евреи в течение праздника Суккот приносили в жертву семьдесят быков, чтобы искупить грехи семидесяти народов, на которые делится все человечество. В книге пророка Захарии написано, что в будущем все народы придут в Иерусалим поклониться Богу в праздник Суккот.
Этот праздник подобает посвятить молитвам о мире во всем мире и о приходе Машиаха (Мессии), когда все человечество познает истину.
Желательно также приурочивать к празднику Суккот визиты в Святую землю — в память о том, что в будущем все народы придут в это время в Иерусалим.
Есть также место для мысли, что человеку, соблюдающему заповеди потомков Ноя, можно соорудить шалаш, который будет символизировать объединение человечества под идеей Единого Бога. Шалаш также символизирует грядущее распространение Божественной мудрости, когда все народы познают истину.
Ханука — праздник победы веры и духа над агрессивным идолопоклонством.
Желательно праздновать первый день Хануки зажиганием свечей, праздничными песнопениями, рассказом о произошедших в Хануку чудесах. Необходимо помнить, что свеча является символом света Торы, а военная победа над эллинизмом и всем, что он олицетворяет, — над безбожием и материализмом — имела духовные истоки.
Шавуот — день дарования Торы. В этот день мир удостоился Божественного откровения на горе Синай и человечество получило от Бога Закон.
Желательно провести в этот день общественную молитву, благодаря Творца за дарование Закона, прочесть главы Торы, рассказывающие об Откровении на горе Синай.
Глава 2. Детали обязательных и необязательных заповедей
В этой части будут объяснены детали различных законов. Исполнение заповедей воспитывает в человеке положительные качества характера. Улучшая свой характер, человек приближается к Богу. Человек обязан подражать Творцу: Творец добр, милостив и милосерден, и так же должен вести себя человек.
Если определенное поведение не указано явным образом в заповедях, но оно следует из норм порядочности и морали, следует так поступать.
Заповеди делятся на две группы: заповеди по отношению к Творцу и заповеди по отношению к другим людям. Разделение это условно, поскольку любая заповедь по отношению к человеку является также и заповедью по отношению к Богу, ведь именно Он приказал исполнять эти заповеди. Тем не менее заповеди по отношению к другим людям отличаются тем, что если человек нарушил одну из них, он, раскаиваясь, должен попросить прощения у потерпевшего, возместить нанесенный ущерб и помириться с ним.
Законы о пище
Народы земли не были ограничены Законом в потреблении пищи (за исключением запрета употребления органа, отрезанного от живого животного, см. п.2). Поэтому они могут употреблять любые пригодные в пищу и не опасные для здоровья продукты.
Животных (в основном это относится к теплокровным животным, ощущающим боль) следует умерщвлять наиболее безболезненным и наименее жестоким способом.
Запрет употребления органа, отрезанного от живого животного. Мясо, отрезанное от живой скотины или птицы, запрещено к употреблению, даже если к этому моменту животное уже мертво.
Если животному перерезали горло, но оно еще дергается, то мясо, отрезанное от него, считается отрезанным от живого животного.
Запрет «плоти живого животного» не относится к рыбе, насекомым и земноводным (возможно, основная причина заключается в том, что они не теплокровные, т.е. их нервная система отличается от нервной системы теплокровных животных. Тем не менее следует стараться и этим животным причинить как можно меньше боли).
Если животное умертвили отрезанием шеи, то запрещено есть внутренние органы, связанные с гортанью и пищеводом (легкие, желудок и т.п.). Если животное зарезал еврей по правилам шхиты, то эти органы можно есть. Однако обычно животных забивают другим способом.
Вегетарианство. Первые десять поколений человечество питалось исключительно плодами земли. После потопа Творец разрешил людям употреблять мясо. И хотя мясо разрешено, желательно не злоупотреблять им и не есть слишком много мяса, если только потребность в нем не диктуется соображениями здоровья. Тем не менее нельзя полностью отказываться от мяса (за исключением медицинских противопоказаний), потому что в этом случае возникает опасность стирания принципиального различия между человеком и животными, и люди станут направлять присущее им качество милосердия на животных, а к людям будут относиться жестоко. Известно, например, что нацистский преступник, ответственный за смерть миллионов людей, проявлял сострадание к мышам, которые водились в его камере. А офицер СС, много лет управлявший лагерем смерти в Треблинке, не ел мяса, потому что однажды его потрясли глаза ведомого на бойню теленка.
Натуральная пища. Один из путей служения Творцу — забота о собственном здоровье; ведь больному человеку труднее реализовывать свое жизненное предназначение.
Поскольку человек должен сделать своей целью, прежде всего, сохранение здоровья, а не только получение удовольствий, следует, в первую очередь, обращать внимание на полезность продуктов, а не на их вкусовые качества. Но и получаемое от еды удовольствие тоже играет важную роль, так как вкусная пища лучше переваривается. Кроме того, когда человек получает от еды удовольствие, он ощущает милость Творца, создавшего Свой мир так, что само бытие доставляет удовольствие каждому творению.
Поскольку основная цель еды заключается в поддержании существования тела, а удовольствие от еды обладает лишь второстепенным значением, следует отдавать предпочтение здоровой пище. Если врачи рекомендуют натуральную пищу и здоровый образ жизни, необходимо стараться следовать их советам.
Воздержание от пьянства. Человек не должен злоупотреблять алкогольными напитками. Опьяневший Ной, подвергается в Торе критике. Пьянство вредит душевному и телесному здоровью.
Благословения на еду. Человек должен благодарить Творца за Его милости. Поэтому желательно благословлять на пищу. Имеет смысл произносить благодарение перед едой, подобно благословениям, которые говорят евреи. По крайней мере, следует читать благословение хотя бы после основной трапезы дня, а если в день есть несколько важных трапез, желательно благословлять после каждой из них. Молитва после еды приведена в конце книги.
Осторожность, предупреждение опасности
В Торе сказано: «Только вашу кровь с ваших душ спрошу» (Бытие 9:5), и отсюда учат, что необходимо бережно относиться к человеческой жизни. Человек не является хозяином собственной жизни, она лишь как бы дана ему Богом на хранение, и поэтому запрещено совершать самоубийство. Самоубийство — чрезвычайно большой грех и наказание за него очень велико. Человек должен бережно относиться к своему здоровью, не употреблять наркотиков, никотина и алкоголя в количествах, которые могут повредить здоровью. То же самое относится к другим вредным субстанциям. Следует воздерживаться от излишних приключений, связанных с опасностью.
В целях пропитания и обустройства мира можно подвергать себя определенной опасности. Например, профессии строителя или охотника связаны с опасностью, и тем не менее Тора разрешила ими заниматься.
Этические обязанности
Каждый человек должен стремиться к обретению положительных качеств характера и быть нравственной личностью. Далее мы перечислим несколько черт характера, на которые стоит обратить особое внимание. Человек должен придерживаться золотой середины в каждом качестве характера и не впадать в крайности. Например, быть не жадным и не быть слишком расточительным, а быть щедрым, и так — в каждой черте. И только если он по своей природе обладает плохой чертой, ему следует поступать наоборот, наперекор своей плохой черте, пока не придет в равновесие.
Милосердие. Человек должен проявлять милосердие ко всем тварям, как сказано (Псалмы 145): «И милосердие Его (Творца) — на все Его деяния». Поэтому не следует причинять бесполезную боль животным. Причинять им боль разрешено только для обеспечения нужд человека: например, использовать их для работы, для еды, для медицинских исследований и т.п.
Охотиться следует только с полезными целями, например, для получения мяса и шкур или для уничтожения вредных животных. Охота для чистого удовольствия — вещь отрицательная и ее следует избегать.
Милосердие по отношению к людям. Человек должен проявлять милосердие к людям (за исключением злодеев и преступников), помогать им в меру своих возможностей, милосердно относится к тем, кто находится под его властью.
Скромность. Человек должен скромно вести себя по отношению к Творцу и по отношению к другим людям. Вместе с тем, необходимо сохранять чувство собственного достоинства и не относиться к самому себе пренебрежительно, потому что если человек не уважает сам себя, он не будет стараться использовать свои таланты и способности во славу Творца и во благо человечеству.
Стремление не выделяться. Это связано с качеством скромности. И тем не менее, скромность не означает нежелания брать на себя ответственность за других людей, отказа от занятия общественного поста, когда это необходимо.
Скромность в одежде и внешнем виде. Человеку следует быть скромным в своей одежде, дабы не вызывать зависть и другие нехорошие чувства. Не нужно надевать слишком дорогие или, наоборот, слишком худые вещи. Одежда должна быть чистой, опрятной и приличной, соответствующей общественному положению человека.
Надлежит особенно следить за тем, чтобы одежда была скромной и покрывала тело, была приличной в соответствии с местными обычаями.
Правдивость. Человек должен прилагать все усилия, чтобы говорить истину и не лгать. Однако, если правда не приведет к добру, можно сказать неправду ради сохранения мира между людьми. Но и в этом случае необходимо стараться не лгать явно, а сказать двусмысленную вещь, которую слушающий поймет определенным образом.
Благодарность. Человек должен проявлять благодарность по отношению к тем, кто оказал ему добро. Поэтому особая обязанность каждого человека — почитать родителей, ведь они оказали ему добро больше, чем кто бы то ни было. Хам, сын Ноя, был очень жестоко наказан за проявленное им неуважение к отцу. Человек должен также почитать того, кто привел его к вере в Бога, обучал его Законам Бога, а также тех, кто учили его мудрости и профессии. Благодарность следует проявлять не только к тому, кто оказал человеку большую услугу, но и к каждому, кто в чем-то ему помог.
Доброжелательность. «Добрый глаз», в противоположность «дурному глазу», — у человека, радующегося успеху других и не завидующего им. Каин убил своего брата из-за зависти. Человек должен умножать мир с другими людьми, а также содействовать мирным отношениям между людьми и народами.
Труд. Мудрецы учили нас, что труд крайне важен как для всего мира, так и для самого человека.
Труд важен для мира, поскольку человек должен его совершенствовать. Такова воля Творца.
Труд важен также и для самого человека: он способствует его физическому и душевному здоровью. Поэтому каждому человеку следует иметь какое-либо занятие, даже если он богат и может жить не работая. Мудрецы говорили, что безделье приводит к греху.
Земледелие — наилучшая из всех профессий, поскольку занимающийся земледелием человек ближе к Богу, так как чувствует постоянную зависимость от Творца. Он молится Богу о своевременном дожде, о хороших всходах посеянного и т.д. Это ремесло также больше других >развивает честность и неповинность рук. Человеку следует постараться найти такую специальность, которая будет ближе к вере и честности и далека от обмана, нечестности и греха.
Наемный работник. Человек, работающий по найму, должен работать честно и ответственно, соблюдать высокую трудовую мораль. Эта обязанность вытекает из Заповеди запрета воровства — ведь работник, недобросовестно выполняющий свои обязанности, как бы ворует зарплату, которую он получает.
Частный предприниматель. Тому, кто не является наемным работником, тоже следует работать в полную силу, имея в виду принести пользу миру и обществу. Естественно, необходимо честно вести дела, не обманывая клиентов и партнеров по бизнесу и не вводя их в заблуждение.
Запрещенные действия в сельском хозяйстве. Запрещено оскоплять животных и, тем более, людей. В случае, когда это необходимо, следует посоветоваться со знатоком Закона.
Запрещено скрещивать разные виды животных (например, лошадь и осла) и деревьев. Разрешается, однако, использовать новый вид, полученные методом скрещивания, и разрешается есть плоды скрещенных деревьев.
Охрана окружающей среды. Человеку заповедано заселять мир, и поэтому разрешено вырубать леса и вносить другие изменения в окружающую среду для нужд человека. Это, однако, не отрицает необходимости охранять природу — человек обязан, насколько это возможно, сохранить природу в первозданном виде. Это включает в себя охрану исчезающих видов животных и растений, заботу о чистоте природной среды и т.п. Любая деятельность по охране окружающей среды не должна подвергать опасности людей. Например, не следует предпринимать очень рискованные путешествия и т.п.
Свидетельство о публикации №116042707706