В состоянии насыщенного раствора...
Замыслы романистов слагаются не сразу, не сразу приобретают конкретные формы и чёткие очертания. Вначале замыслы смутны и неопределённы, потом, постепенно оплодотворяясь новыми и новыми мыслями, укрепляясь, приобретают выдающиеся черты, дорабатываются, дополняются и, наконец, превращаются в сильный жизнеспособный организм. Сергей Сергеев-Ценский. // На замысел произведения работает, по существу, вся прожитая жизнь, в то время как сам момент возникновения – дело случайное, вторичное, более суетное и в высшей степени парадоксальное: он вспыхивает порою от малозначащей реплики соседа в троллейбусе, от литературной ассоциации, от уличного происшествия или музейного впечатления. Владимир Арро. // Экспромт – произведение искусства, вынашиваемое так долго, что появляется на свет уже готовым. Александр Круглов. // Химики знают, что такое «насыщенный раствор». В стакане налита как будто бесцветная, ежедневная, простая вода, но стоит туда бросить только одну крупинку соли и раствор оживает – ромбы, иглы, тетраэдры – и через несколько секунд вместо бесцветной воды уже хрустальные грани кристаллов. Должно быть, иногда бываешь в состоянии насыщенного раствора – и тогда случайного зрительного впечатления, обрывка вагонной фразы, двухстрочной заметки в газете довольно, чтобы кристаллизовать несколько печатных листов. Евгений Замятин. // Думал, думал о разном, и вдруг стала проясняться у меня повесть, о которой думал неоднократно и прежде, – мой «Чапаев». Намечалась глава за главой, сформировывались типы, вырисовывались картины и положения, группировался материал. Одна глава располагалась за другой легко, с необходимостью. Дмитрий Фурманов. // Замысел так же, как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается всё это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и ещё несколько хаотический мир рождает молнию – замысел. Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок. Кто знает, будет ли это случайная встреча, запавшее в душу слово, сон, отдалённый голос, свет солнца в капле воды или гудок парохода. Толчком может быть всё, что существует в мире вокруг нас и в нас самих. Если молния – замысел, то ливень это воплощение замысла. Это стройные потоки образов и слов. Это книга. Константин Паустовский.
Рецензии