Ёжи Ки - Айкидо Программа

Образовательная программа дополнительного образования детей

«ЁжиКи - Айкидо»
Ки-айкидо для малышей

Направленность: спортивная

Вид деятельности: восточные единоборства


Срок реализации 3 года.

 Возраст детей 3-7 лет.


Педагог дополнительного образования:
Татьяна Анатольевна Литвинова






Город Москва 2016г

Пояснительная записка

      «Айкидо» - традиционное японское боевое искусство , в переводе с японского языка, означает - «путь гармонии жизненной силы». - Это умение гармонично взаимодействовать с духовной силой или энергией, пронизывающей весь Мир, которую в Японии называют «Ки», это - искусство сохранять спокойствие в любой жизненной ситуации. Его принцип: «Не противодействуй, но одолевай противника его же силой». Поэтому в  «Айкидо» в отличии от других единоборств нет ударов, резких бросков или жёстких остановок (блоков) движения,  приводящих к травмам. Основатель айкидо - Морихей Уэсиба значительное внимание уделял философским и этическим концепциям айкидо - «Любая сила обязательно будет повержена силой превосходящей её и потому ни одна победа, одержанная в битве, не является окончательной и потому - истинное боевое искусство должно базироваться не на силе и ненависти, а на уважении к сопернику и гармонии с миром». Эти принципы позже нашли отражение в стиле Ки-айкидо, для которого характерна мягкость исполнения техник. Это направление было учреждено Коичи Тохэем. Этим мировоззрением Ки-айкидо близко по духу с русской традиционной борьбой «На любки», где побороться – значит бороться любя, без увечий, сохраняя уважительное и бережное отношение к сопернику. Основной целью такой борьбы, является не победа над противником, а обоюдное раскрытие и совершенствование своих боевых способностей в процессе боя. Такие же цели преследует большинство русских народных игр, в которых главенствуют те же принципы: совершенствование своих умений, воспитание чувства товарищества и взаимоуважения. «Основная задача Ки-айкидо – это тренировка состояния единства души и тела (син син тойцу) для свободного движения энергии Ки.»1 Это означает что при оценивании качества выполнения приёма первостепенное внимание уделяется не тому, насколько быстро и эффективно повержен противник (уке), а тому, насколько сам, выполняющий приём (наге), находился в состоянии «син син тоицу» - сохранят эмоциональную стабильность, физическое равновесие  и душевное самообладание.

Направленность дополнительной образовательной программы:  Программа «ЁжиКи- Айкидо» направлена на воспитание миролюбия (доброжелательного отношения к окружающему Миру - будь то  дети, взрослы, знакомые или чужие люди, животные, предметы или явления и к самому себе, как части этого Мира). Приобщение детей к физической культуре, воспитание культуры движения, культуры взаимодействия с партнёром, основанном на уважении к его личности, осуществляется при выполнении Ки-тэстов, упражнений и при выполнении приёмов. Для закрепления  базовых состояний (син син тоицу), движений, или элементов приёмов на занятиях важная роль отводится народным играм, преследующим те же цели и задачи, которые гармонируют с духом Ки-айкидо.  Благодаря чему осуществляется развитие детей, их произвольности, осознанности и всестороннее совершенствование во всех сферах деятельности.
 
Актуальность:  Не может не настораживать тот факт, что в сложившийся современной обстановке, у детей с раннего возраста происходит увеличение количества стрессовых ситуаций в сочетании со снижением уровня их здоровья. Привычка, выработанная на тренировках по Ки-айкидо позволит ребёнку сохранять уравновешенное эмоциональное состояние в любой стрессовой ситуации, что будет дополнительным бонусом к укреплению физического состояния его тела, а умение доводить начатое до завершения будет подспорьем в любом деле; навыки успешного взаимодействия с партнёрами станут крепким фундаментом, на котором ребёнок начнёт строить свои отношения со сверстниками не только в настоящее время, но и на протяжении своей жизни.







1 П.В. Нигей - мастер 3-го дана Ки-айкидо, Президент Московской Федерации Ки-айкидо. http://ki-aikido.ru/stati/item/razminka-v-ki-ajkido



Педагогическая целесообразность: Программа способствует укреплению здоровья детей, росту показателей физических качеств, таких как: выносливость, ловкость, скорость, гибкость, сила и др. развитию психофизических функций, высоконравственных качеств и способности к успешному межличностному взаимодействию со сверстниками. То, что на занятиях, для передачи детям знаний и умений, предпочтение отдаётся игровой форме, позволяет поддерживать высокую мотивацию детей в освоении нового материала, благодаря чему происходит развитие произвольности их действий. Применение на занятиях принципов русской народной педагогики, фольклора позволяет каждому ребенку быть успешным в его деятельности, познакомиться с широким спектром культурного слоя, доступной для его возраста информации, оставленного нашими предками и сохраняя уважение к культуре собственной страны, постигать основы японского искусства Ки-Айкидо. Групповые игры, встроенные в занятия, призваны воспитывать лидерские качества у каждого ребёнка., что позволяет вырабатывать у детей умение проявлять инициативу в общении, коллективных действиях, уважать мнение окружающих, но при этом - иметь собственное мнение, нарабатывая умение его отстаивать, а так же действовать в соответствии с личным намерением и с учетом меняющихся обстоятельств. И всё это, неоценимое дополнение к тому выработанному физическому навыку или умению, которое было заложено в основе самой коллективной игры. Занятия в спортивном зале с мягкими покрытием позволяет, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, познакомить малыша с правилами безопасности, возможными трудностями и основами страховки. Это позволяет не ограждать детей от проблем, с которыми они могут столкнуться на улице, в незнакомом помещении, а помогают выработать навыки, благодаря которым они смогут самостоятельно находить оптимальные способы решения возникающих проблем. Кроме того, комплексная структура занятия благоприятна для того, чтобы помочь детям выработать полезные привычки, привить навыки самообслуживания и личной гигиены.

Цель программы:
активизировать раскрытие физической и психической активности детского коллектива и каждого ребенка в этом коллективе, в соответствии с его индивидуальными особенностями в процессе ознакомления, практики и совершенствования Ки-тэстов, упражнений и приёмов, выполняемых в рамках данной программы по Ки-айкидо для детей дошкольного возраста;
пробудить интерес детей к Русской Народной Культуре, Японской Культуре, привить детям моральные  ценности, присущие Ки-айкидо, такие как: уважительное отношение к старшим, товарищу и  сопернику, а так же воспитывать стремление находиться в гармонии с окружающим миром.

Вытекающие задачи:
В области личностного и социального развития:
- через игровую ситуацию, методами игровых и эмоцонально-подражательных упражнений активизировать  и развивать у детей способность к сочувствию и эмпатии, а так же доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, взрослыми;
- воспитывать сопереживание, соучастие при общении с младшими товарищами, поддерживать их желание передать свой успешный опыт, как при выполнении упражнений, во время занятий, так и в бытовых ситуациях.- обращать внимание детей на свои достижения, побуждать замечать достижения товарищей, выражать одобрение словами;
В области творческого развития:
- развивать навыки детей при выполнении Ки-тестов, базовых упражнений и приёмов Ки-айкидо:
- побуждать детей применять усвоенные принципы Ки-айкидо, полученные знания, навыки и умения, в повседневной жизни;
- развивать познавательный интерес детей, удовлетворять их любопытство, побуждать их к самостоятельным исследованиям и практическим действиям по ознакомлению с культурой России и Японии и их традициями;
В области психофизического развития:
- учить детей осознанно выполнять действия и движения;
- развивать кинестетическое, зрительное и слуховое внимание, память, воображение детей, наблюдательность, реакцию, находчивость;
- развивать умение произвольно реагировать на команду, сигнал или действие;
- развивать умение двигаться по спортивной площадке, не сталкиваясь друг с другом, выполнять задания по ориентировке, тренировать умение страховаться при падении и столкновении ;
- развивать двигательные способности детей особенно устойчивость, гибкость, пластичность, умение расслабиться;
- в процессе работы над упражнениями и приёмами развивать пластику,  ритмичность, добиваться правильной последовательности действий наге, осознанному контролю выполнения страховки уке.

Отличительной особенностью предлагаемой программы является то, что, вместо традиционных методов, используемых на тренировке - выполнение упражнений по предлагаемому инструктором образцу, большую часть будут занимать игровые методы и  приёмы, в том числе — народные игры, а так же, учитывая возрастные особенности малышей и их быструю утомляемость, в течении комплексного занятия используются различные практические приемы, направленные на лучшее понимание, усвоение и запоминание теоретического и практического материала, а именно:  рисование, театрализация сказок, сюжетно-ролевые игры, беседы, исследования и опыты, рукоделие и другие практическая деятельность.
Возраст детей, обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы – 3 - 7 лет, срок её реализации - 3 года.

Формы и режимы занятий:
Занятия по программе могут проводятся как в утреннее, так и в вечернее время, по два часа, два раза в неделю по подгруппам (12-15 чел.), со всеми детьми без какого-либо отбора. Один раз в пол-года проводятся семинар с участием мастеров Ки-айкидо, в которых участвует вся группа.

Ожидаемые результаты и способы определения их успешности:
В результате занятий с детьми по данной программе предполагаются такие умения и навыки детей, как:
     1 год обучения:
Умеют безопасно для себя и других детей передвигаться по спортивной площадке, соблюдая дистанцию;
могут выполнять задания по ориентированию (разместить предмет или разместиться самому за, перед, над, под, на предмете, перемещаться по площадке вперед, назад, направо, налево, к центру, к краю)
знают игры и игровые упражнений, закрепляющие движения базовых упражнений Ки-айкидо;
    2 год обучения:
используют японские слова для счёта и обозначения упражнений и приёмов Ки-айкидо;
знают и могут рассказать основные принципы Ки-айкидо в соответствии со своим пониманием, соответствующим возрастным особенностям.
выполняют страховочные перекаты и подкаты;
выполняют 1-ую стадию приёмов Ки-айкидо — уход с линии атаки.
      3 год обучения:
используют японские ритуальные фразы, названия приёмов Ки-айкидо;
выполняют  приёмы Ки-айкидо, акцентируя внимание на страховке.
Показательные выступления являются основной формой контроля и наглядным результатом работы с детьми по программе «ЁжиКи-айкидо». Диагностика, промежуточный контроль, итоговый контроль, аттестация детей обучающихся по данной программе  осуществляется по результатам экзаменов.



Учебно-тематический план

1 год обучения
Общее физическое развитие детей.

2 год обучения


Белый Цвет пояса
Тесты
Одиночная ваза 10 кю
1. Орэнай тэ
2. Тачи сугата но тойцу
3. Сэйдза но тойцу
4. Тачи сугата кара сэйдза оёби сэйдза кара тачи сугата ни нару точюу но тойцу
1.Усиро укеми ваза
2.Тэкуби фури ваза

3 год обучения


Белый Цвет пояса
Тесты
Одиночная ваза, Совместная ваза 10 кю
1. Орэнай тэ
2. Тачи сугата но тойцу
3. Сэйдза но тойцу
4. Тачи сугата кара сэйдза оёби сэйдза кара тачи сугата ни нару точюу но тойцу
1.Усиро укеми ваза
2.Тэкуби фури ваза
1. Кататэ коса дори кокю нагэ
2. Мунэ цки котэ гаэси
3. Кокю доса

Краткое содержание программы

Программа включает 3 этапа, в зависимости от возраста и уровня развития детей, что позволяет учитывать их индивидуальные, возрастные особенности и благоприятствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков в соответствии с зоной их ближайшего развития.
1 этап реализации программы предназначен для детей 3-4 лет: представляет собой игровые действия, которые поддерживают эмоциональное благополучие каждого ребенка, побуждающие малышей принять активное участие в игре, в которой используются предметы (игрушки, безопасный спортивный инвентарь). Вступая во взаимодействие с педагогом,  главным персонажем - Ёжиком, дети учатся безопасно, рядом двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом, выполнять простые произвольные действия по координации в пространстве, распознают простые команды и выполняют их, повторяют базовые упражнения из Ки-айкидо, страховочные упражнения, простейшие ритуальные действия, такие как поклон в положении сидя и стоя, знакомятся с Ки-дыханием «Кокю хо», знакомятся с японским языком — счётом от 1 до 5, названиями упражнений, движений, частей тела.
2 этап - для детей 4-5 лет – программа предполагает уделить основное внимание соревновательному мотиву при выборе упражнений, игр для развития психо-физических показателей детей. Для обеспечения ситуации успеха каждого ребенка, а так же в качестве образца правильного выполнения страховки, соперником для детей выступает педагог и главный персонаж - Ёжик. Используя неиссякаемый игровой мотив, желание лидировать, подражать взрослым, свойственное данному возрасту, опираясь на индивидуальные особенности каждого ребенка, педагог закрепляет навыки, наработанные в предыдущем году, обучает детей более сложным базовым упражнениям, закрепляя их в процессе игр. Соревнования происходят исключительно детей против педагога, в которых педагог даёт детям образец выполнения страховки и последовательность действий во время выполнения 1-ой стадии приёма — уход с линии атаки. Закрепление теоретического и практического материала происходит благодаря Ёжику. Он  учится у детей, выслушивая их объяснения и повторяя их действия. Так же Ёжику отводится важная роль для воспитания этических, эстетических, коммуникативных моментов, возникающих в детском коллективе в ходе тренировок, так как, проигрывая сценки проблемных ситуаций с Ёжиком в главной роли, педагог предоставляет детям возможность воспитывать Ежа в соответствии с духом Ки-айкидо, а именно: уважение к старшим, товарищам, партнёру, стремление к аккуратности, эстетике по отношению к себе и окружающему миру, и конечно же дети обучают Ёжика  Ки-дыханию «Кокю хо», японскому языку, обогащая и свой словарный запас и вместе с ним знакомятся с Русской и Японской Культурой посредством практических методов.
3 этап - для детей 5-7 лет – предполагает продолжение работы по дальнейшему развитию физических способностей детей, решению общих задач психофизического развития, по-прежнему опираясь на игровые методы. Кроме того, предваряя продолжение  работы над приёмами, педагог, с помощью Ёжика, обращает внимание детей на то, что рядом с ними такие же дети, как и они сами. Эмпатия, понимание, сочуствие — это то чему дети обучают Ёжика, обучаясь правильному выполнению захватов и удержаний во время выполнения приёмов, не доводя их до ощущения боли. Практикуют Ки-дыхание «Кокю хо» в конце занятия или по необходимости. Дети нарабатывают страховочные навыки, привыкают контролировать выполнение строховки уке в процессе выполнения 2-ой стадии приёма (перернаправление силы противника) и 3-ий стадии (выполнить удержание или направление уке на выполнение страховочного переката). Ошибки, которые совершает Ёжик, побуждают детей, осознать необходимость выполнения правил, для обеспечения безопасности каждого ребёнка. Обучая и воспитывая Ёжика, дети закрепляют эти правила и в своём поведении во время тренировок, совершенствуя практику межличностных взаимоотношений. Пополняется словарный запас детей названиями приёмов, счёт от 1 до 10 и др. Происходит дальнейшее ознакомление детей с Русскими и Японскими традициями и Культурой через практические методы. Педагог побуждает детей к самостоятельным исследованиям и поиску информации, относящейся к Ки-айкидо, и предоставляет возможность детям обмениваться полученными знаниями и умениями.


Методическое обеспечение программы и условия реализации

Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом зале, с мягким покрытием, возможно наличие большого ковра или индивидуальных ковриков на каждого ребенка. Одежда — кимано или не стесняющая движений, на ноги - носочки, сменную обувь, чтобы дойти от раздевалке до зала.

Программа содержит следующие пункты, по которым ведется основная работа:
ритуальное приветствие;
сюрпризный момент или проблемная ситуация, направленная на решение задач физического развития;
практические методы и приёмы, направленные на понимание детьми предстоящей задачи;
игровые приёмы, игры, нацеленные на обучение, закрепление движения, состояния или навыка, являющегося практический базой Ки-айкидо;
комплекс упражнений для разминки;
сюрпризный момент или проблемная ситуация, направленная на решение задач социального развития;
практические методы и приёмы, направленные на понимание детьми предстоящей задачи;
игровые приёмы, игры, нацеленные на обучение, закрепление правил этики, которые присущи лучшим традициям Русской Народной и Японской Культуры, которые являются теоретической базой Ки-айкидо;
выполнение приёма Ки-айкидо по стадиям в медленном темпе, после 3 месяцев обучения — в медленном и среднем темпе и  после 6 месяцев обучения в медленном и ускоренном темпе;
Ки дыхание;
практические методы и приёмы, направленные на решение текущих общеразвивающих задач;
Ритуальное прощание.

Для всех этих направлений существуют общие задачи: развитие произвольного внимания, эмоциональной памяти, активизация ассоциативного и образного мышления, развитие воображения. Первоочередными задачами являлись умение владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами. Игры – это и общеразвивающие и направленные на творческое развитие детей, индивидуальное и коллективное, а также игры, направленные на социализацию и развитие коммуникативных навыков. Параллельно уделяется внимание формированию культуры и техники речи, активизации познавательных процессов. В зависимости от успехов или отставания детей в работе по темам программы и индивидуальных особенностей группы в целом, педагог либо – переходит к изучению новых техник, либо – предлагает детям игры и упражнения для закрепления умений и навыков в разных видах деятельности до получения приемлемых результатов для совершенствования текущих упражнений и приёмов.


Игры
Главными принципами при выборе игр для обучения детей и закрепления базовых движений, упражнений и приёмов Ки-айкидо, являются те, что являются первоочередными и народной педагогике, свойственной Русской Народной Культуре «Одним из основных принципов народной педагогики является общинно-групповой и гуманистически направленный характер обучения и воспитания детей. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленного на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище и др., передавался и опыт общения людей друг с другом. В основу же народной педагогики положен идеал личности, как цель воспитания и обучения».
«Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность. Не менее важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом. Этим требованиям отвечают общеразвивающие игры. Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках». 2
Все игры должны быть направлены на активизацию совместной творческой деятельности детей, ориентировочно их можно разделить по направлениям:
общеразвивающие (направленные на развитие внимания, произвольности, памяти, мышления и др.) игры;
игры на внимание, координацию движений, развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук;
игры на развитие слуха, дыхания, речевого аппарата, речи, чувства ритма;
игры на внимание, согласованность действий;
игры на социализацию детей.
Многие игры можно отнести сразу к нескольким видам. Выбор педагогом игры зависит от конкретных задач, которые следует решить.
     В конце занятия педагог дает коллективную и индивидуальную, положительную оценку деятельности детей, поддерживая ситуацию успешности всех и каждого, вместо негативного замечания - освещает проблему над которой ребенку нужно потрудиться, поощряя детей к творчеству, принимая во внимание их предложения как руководство к действию на следующих занятиях, а так же побуждает детей к критической самооценке (что бы самому можно было бы улучшить) и ещё выявлению и озвучиванию интересных, творческих находок у своих товарищей.

Список использованной литературы при составлении программы

1. Батурин А.Г., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995
2. Нигей П.В. - мастер 3-го дана Ки-айкидо, Президент Московской Федерации Ки-айкидо.  HYPERLINK 3. Рудаков Н.Э. Женька-айкидока. М., ООО «Будо-спорт», 2005. - 64 с.
4.  Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. - 160 с.: ил.
5. Материалы и статьи сайта Российской Федерации Ки-айкидо http://ki-aikido.ru/stati

Контакты:  тел. д. 8-495-339-87-43, моб. 8-909-681-88-61,   :tatlyfa@ya.ru"tatlyfa@gmail.com


Рецензии