Из пропасти по-щучьему велению
Следует подчеркнуть, что именно исторический прогресс, т. е. восхождение к более высокому этапу, требующий прыжка для перехода на новый общественный уровень развития, в последнее столетие вызвало невиданное ускорение процессов развития во всех областях жизни, коренным образом изменило темпы и ритмы развития нашей эпохи. Интенсификация труда, вызванная экономической необходимостью и характеризовавшая классический капитализм, буквально в последний период сменилась стремительным бегом времени в рыночном обществе. Погоня за деньгами действительно стала «бешеным бегом» времени. Невиданное ускорение развития, обнаружившееся в начале нового столетия, а именно с распадом капитала и противостояния и соревнования двух систем – капиталистической и социалистической, ныне становится сущностью нашего века. Но при этом, этот стремительный бег времени имеет тенденцию превратиться в беспорядок и хаос во всем мире. Неспособность человеческого мышления отвлечься от конкретных многообразий явлений и предметов и проникнуть в их сущность, уловить историческую логику развития этого процесса, внутреннее движение – все это нас делает бессильными и естественно порождает пессимизм и приводит к отрицанию прогресса, порождает скептическое отношение даже к технике, который будто бы несет зло, тогда как на самом деле техника является величайшим достижением нашего века, ускоренным и достигшим небылалого успеха именно под угрозой распада. С другой стороны, заходя в беспросветный тупик, отмечают, что человек будто еще не адаптировался к новой обстановке.
Но если вся суть состоит только в адаптации, то человека мы рассматриваем уже пассивным существом, совершенно уже лишенным активности, выработанной исторически. Остановимся на этой теме специально, прежде чем перейти к рассмотрению основного вопроса — нового объединения людей. Мы же, сосредоточенные главным образом или на индивидуальном развитии людей и слыша отсюда только крики, или на социально-экономическом (политическом, технологическом) развитии системы, в действительности не знаем исторического развития. И это нас заводит в тупик во всех отношениях. Смысл проясняется только в историческом взгляде.
Рыночная система, установившаяся в постсоветском пространстве, не является таким устройством, к которому люди могли бы приспособиться. Наоборот, эта как раз такая система, которую надо убрать, чтобы идти дальше. И чем сильнее она давит, тем сильнее выдавливает сознания распада.
Современное бешеное развитие, все превращающее в пух и прах, в том числе надежды и планы миллионов людей, для истории есть своего рода трамплин, в философии осмысленный как общественный скачек. Так понимал Гегель появления нового, качественного состояния, ранее неизвестного. Пятиться назад и разбежаться, чтобы прыгнуть с трамплина, — это для людей, например для спортсменов, занимает несколько секунд. В течение этих секунд спортсмен спонтанно собирает все свои силы и на этом сосредоточивает все свои внутренние энергии. На мгновение в это время у человека резко меняются привычные ритмы жизни и возникает сильное напряжение. И он ничего вокруг себя не видит, кроме совершаемого прыжка и его результата. А результат может коренным образом изменить его жизнь. Мы не можем этот несколько секунд его жизни распространить не только на всю его жизнь, но и на день, на час его жизни. Но дело в том, что тот акт, который в жизни индивидов занимает несколько секунд, в историческом развитии не определен. Налицо факт, что все люди сломя голову куда-то спешат и бегут. При этом все ослеплены и ничего не видят вокруг себя, кроме своего собственного блага. Воцарилось великое молчание в каком-то напряженном ожидании. Нарушены все законы жизни. И хотя все заговорили о справедливости, все как раз парализованы. Как будто всех заблокировала некая неведомая сила. Но бег времени, тем не менее, настолько ускорилось, что люди даже не знают, куда они так бегут. Бешеная погоня за деньгами ослепила всех. Хотя каждый понимает, что это бессмысленно. Отсюда и размышляйте.
Развитие истории и человека, таким образом, в этом историческом процессе не тождественно.
Тем не менее, то, что человек является, в сущности, деятельным, саморазвивающимся существом, в этом уже можно не сомневаться. Человеку дают образование, чтобы он овладел самообразованием, его воспитывают с детства и учат, чтобы он был способным дальше жить и развиваться самостоятельно, сознательно воспитывая себя сам. Все знают, что наш мир в корне основан на том, что каждый собой управляет сам и сообразуется с интересами системы или с происками дьявола. Да и сама организация воспитания не является просто навязыванием, как в диких обществах, а основывается на определенном понимании человека. А представленность человека самому себе сегодня, по нашему мнению, означает, что он вышел из вековой общественной опеки и теперь становится самостоятельно. Общество сегодня уже никого не воспитывает, как в советский период, в обществе нет даже нормальной идеологии, кроме вывернутой наизнанку. Стало быть, исторически способности человека к самостоятельному развитию уже сложились. Поэтому сегодня он предоставлен себе и живет, «как ему заблагорассудится». Во всяком случае, в этом сложном процессе его способности к самостоятельному развитию становятся.
Необходимо учитывать, что могущество отдельных людей в постсоветском пространстве складывалось на распаде, а не на процветании экономики и культуры. Количество могущественных людей увеличивалось в росте банкротств. На этом основании они растут именно в кризисных условиях как грибы после дождя, когда основная масса нищает и с трудом выживает, а то и гибнет в подвалах и теплотрассах без крыши над головой и общественного основания. И это поэтому вовсе не предполагает, что «в течение какого-то времени» Казахстан, например, восстановит свое производство и создаст собственную экономику, до которой у него не доходили руки за последние двадцать пять лет? Да и дело уже не в экономике, так как экономические законы, двигавшие миром до сих пор, как раз разложились. Как же здесь хотят остановить этого разложения? По щучьему велению?
Свидетельство о публикации №116042506888