Выставка одного рисунка
По аналогии хочу пригласить на "Выставку одного рисунка", особо не рассчитывая на успех, но лишь желая привлечь внимание к одной замечательной работе.
Я не являюсь профессиональным знатоком Пушкинианы в живописи и графике, не говоря уже о других видах искусств, но, как и все, видел десятки, сотни, а, может быть, и тысячи изображений Пушкина и его литературных героев. Это и хрестоматийные, широко известные портреты, многочисленные живописные, графические работы и, в том числе, книжные иллюстрации. Не знаю как других, но меня постоянно преследует ощущение неточности, неубедительности или "постановочности" большинства изображений. Иной раз в них раздражает излишняя нарочитость или игривое панибратство, напоминающее Цветаеву в стихах "Встреча с Пушкиным":
"Мы рассмеялись бы и побежали
За руку вниз по горе"
Это ещё вопрос, захотел бы он...
Есть у меня, конечно, и любимые картины, например, "Осенние дожди" Виктора Попкова, на которой Пушкин показан во весь рост со спины, стоящим на крыльце своего дома в Михайловском. Но она передаёт не столько облик поэта, сколько осенние мотивы его поэзии.
Так же невнятны для меня и многие изображения его литературных героев, например, Онегина.
Но вот на днях, гуляя по полям Интернета, наткнулся на незнакомую мне иллюстрацию к "Е.О.", датированную, аж 1953 годом, и замер от неожиданности. Передо мной предстало невероятно живое и, пожалуй, наиболее достоверное из виденных ранее, изображение Пушкина. Это проявлялось и в позе, демонстрирующей его подвижность, и в изяществе и лёгкости - чеканности его фигуры. И, главное, в рисунке достигнуто внешнее сходство, а в выражении лица передан неподдельный интереса к собеседнику, с которым они стоят, опираясь на гранитный парапет набережной Невы. Часто любительницы живописи, глядя на чей-то портрет, в наивном восхищении говорят: "Ой, ну прямо, как живой!" Наверно, подобное испытал и я. И это было тем более неожиданно, что работа, выполненная, очевидно, в технике акварели, имеет относительно небольшие размеры.
И ещё. Вы представляете себе образ Онегина (Пушкин изображён беседующим, конечно, с ним)? Я - не очень. Обычно он ассоциируется у меня с образом оперного героя с неизбежным налётом театральности.
А тут я снова был поражён! Мало того что Онегин на рисунке полностью соответствует описанию "Как денди лондонский одет", так ещё и в расслабленности позы, и выражении его лица замечательно точно передано душевное состояние, увековеченное Пушкиным с лёгкой иронией:
"Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу ".
В его изображении, безусловно, обращает на себя внимание один, по-моему, удивительно верно найденный штрих - Онегин в задумчивости, с чувством отрешённости, концом своей трости непроизвольно, "просто так", проводит по зазору между плитами тротуара, будто что-то рассматривая. Только настоящий мастер мог проникнуться состоянием потерянности своего героя и так необычно и достоверно передать его через "бесполезное" действие, придавая всей сцене ощущение реальности! При этом оба персонажа не статичны: по выражению лиц собеседников мы можем даже услышать и понять содержание их разговора! Образы переданы с такой убедительностью, что рассматривая рисунок, я с ясностью представил, как у Онегина пахнут "духи в гранёном хрустале", как выглядят его "перчатки, тросточка стальная". Мне показалось, что я зримо ощутил и проникся видением того прекрасного, но "страшно далёкого" от нас уклада жизни, который характеризуется такими понятиями, как барство, высшее общество, изысканность, аристократизм.
Я понимаю, что пересказывать произведение искусства дело неблагодарное, но мне захотелось поделиться впечатлением от увиденного с другими и, может быть, услышать от них подтверждение сказанному мною.
Наведя справки, узнал, что автор этого замечательного рисунка (одного из цикла, посвящённого "Евгению Онегину") Тимошенко Лидия Яковлевна (1903 - 1976) - "известная советская художница со своим узнаваемым стилем «не героического соцреализма». Иллюстрации к "Е.О.", называют вершиной позднего периода творчества художницы. Над ними она работала около двадцати лет" (Инт.)
Приведенная мной иллюстрация, в соответствии с правилами Стихиры, дана в уменьшенном формате. Для полноты восприятия можно найти её в Интернете и рассмотреть более подробно.
И последнее, о чём хочется сказать. Увы, но я ещё раз с грустью осознал, насколько мы (я) плохо представляем глубину и высочайшее качество "культурного слоя", доставшегося нам от искусства Советского периода!
24.03.16.
Свидетельство о публикации №116042403018
Вера Варшавская 07.12.2016 17:32 Заявить о нарушении
Поражён его мастерством, работоспособностью, вкусом - это нечто! Спасибо Вам! Я, стыду, ничего о нём не знал. как же у нас плохо пропагандируют подлинно русских мастеров (вот Малевича - пожалуйста!).
С уважением,
Вит Уйманов 07.12.2016 22:10 Заявить о нарушении
У меня к счастью есть альбом Белюкина. Я часто рассматриваю детали "Исхода". Там на дальнем плане Иван Бунин., Картина в подлиннике очень большая, а вот у нас есть культурный центр "Дом Озерова" ( в честь выдающихся коломенских купцов виноделов). Я с ними дружу много лет, часто бываю как приватное лицо и как официальное на презентациях так у директора хранится в кабинете толстенная книжища этого художника, ой . сколько там хорошего!!!!! В старинной усадьбе Озерова такие подвалы, немного картин Константина Васильева, того самого. Его печальная судьба связана с Коломной, Наш город после его гибели имел огромное количество работ... Всё ушло в прошлое , Простите за скоропись... И спасибо сердечное за переписку.... В.В.
Вера Варшавская 08.12.2016 09:15 Заявить о нарушении
А Белюкин,конечно, достоин персональной экспозиции в наших главных музеях.
Вит Уйманов 08.12.2016 16:57 Заявить о нарушении