Серебряная баба
Любопытная книжка путевых заметок о жизни вогулов (манси), написанная автором в конце 19 века. Много неформальных сведений о их нравах и быте, о взаимоотношениях с русскими.
А вот о том, что бы мне было особенно интересно: о их духах и обо всем, что с ними связано, сведений немного. Но надо отметить, что они уникальны. Я нашла там очень редкий материал о т.н. «Серебряной бабе». И так себе представляю, что описанная Носиловом баба – прямая внучка палеолитических каменных «венер».
Сама история этой бабы – полное драматизма повествование о спасении ее от пришлых христиан, о потере и возвращении, об ее обреченности на неизбежное забвение – эта история интересна сама по себе. Но меня в описании Носилова взволновало совсем иное – похоже, он соприкоснулся с осколком глубочайшей древности – с культом т.н. «палеолитических венер».
Старик, который рассказывал автору историю о бабе, сам не раз ее видел. Описывает он ее так: голая, сидит, размером маленькая, серебряная, отлита из серебра, нос, глаза, губы есть.(стр.114) Казалось бы не все совпадает с палеолитическими фигурками – те обычно без лица и сделаны из камня или кости мамонта. Но та огромная ценность, которую вогулы придают этому маленькому идолу, говорит о чем-то для них значимом и древнем. Ведь с изображениями других своих духов они не очень-то почтительны – порой бьют их, если те не исполняют просьбы, выбрасывают. Хотя если божок помогает в делах и охоте, то вогулы почтительны с ним и устраивают ему жертвоприношения из крови и мяса.
Но вернемся к бабе. Феномен ее особого почитания тем более странен, что женщины у вогулов считаются недостойными, погаными (стр.87). Так что в преклонении перед «женским началом» вогулов трудно заподозрить. Чем же для них так хорош этот идол? Старик так об этом говорил Носилову: «Она сильно помогает промысловикам - посылает соболя, лося, бобра, белку. А ее хранитель каждую весну убивает по 20-30 лосей и соболей больше кого-либо» (стр.117). То есть маленький идол помогает так, как ни один другой дух. «И еще одна важнейшая помощь – она помогает бабам рожать ребят. И чтобы народ вогульский не вымирал, мужики ходят к ней и жертвуют». Я так поняла, что и хранитель и жертвователи были мужчины. Старик – повествователь так и говорит: «Нельзя всякому показывать эту бабу».
Таким образом, при чрезвычайно низким статусе вогульских женщин, Серебряная баба могла быть особо почитаемым божеством только при наличии очень древней и устойчивой традиции. Древность должна быть значительной и уходить в те времена, когда статус женщины еще не оформился. И, более того, так как он оформился все-таки тоже достаточно давно, устойчивость традиции можно объяснить только реальной помощью, получаемой вогулами от Серебряной бабы. В ином случае, т.е. в случае отсутствия этой помощи, они быстро расправляются со своими непутевыми идолами (стр.24,115).
Еще что можно отметить о взаимоотношении вогулов с духами:
Вот прямая цитата из книги: «… весь их интерес, вся их пытливая, чуткая душа ушла в тот неведомый мир духов, в ту сферу их верований, которыми они живут, который их занимает. И этот таинственный мир для них лучше всего, что они знают о земле, что составляет уже второстепенные, хотя и сильные удовольствия, как-то: охота, музыка, пение, былины и сказки». (стр.3)
А теперь еще одна, на следующей странице: «Он (один из друзей-вогулов автора) сознался мне, что он страшно боится своих богов, мне казалось даже, что он постоянно и живет под их страхом, куда бы он ни пошел, что бы он ни стал делать. Под таким же страхом жили и другие вогулы».
Вот такое противоречие! Постоянный изматывающий страх перед таинственным миром духов и …этот мир – лучшее, что они знают на земле!
И еще один вывод напрашивается: идолы и духи для них совсем не одно и то же. Духов они боятся, а идолов наказывают за недобросовестную помощь, а если не помогает, то и выбрасывают. Скорее всего, к фигуркам они относятся как к посредникам между людьми и миром духов.
Носилов рассказывает много любопытных историй о своих встречах с людьми этого странного народца. Мне показалось особенно забавным его описание встречи и недолгого проживания со стариком по прозвищу Налимий хвост. Целую страницу автор описывает этого внешне неинтересного, нелюдимого и таинственного человека. Но стоит прочитать этот эпизод ради концовки! - Когда по вечерам, старик начинал общаться со своими духами под дикие, глухие звуки барабана, автор, дрожа от страха и не смея показываться во двор, ложился в кровать и затыкал уши. И вот она, эта замечательная концовка рассказа – этот вопрос «в никуда», которым почти каждый из нас бы озаботился: «О чем он мог ворожить, к чему ему было сноситься с духами, живя одиноко, без будущего…?» Вот так вот. А я думаю, что для старика будущее – это что-то совсем иное, чем оно является для автора. И он для этого бесконечного будущего гораздо более подготовлен, чем Носилов и мы, его читатели.
Свидетельство о публикации №116042309374