Легенды о Смерти, рассказанные крестьянкой Мархари
Давно у меня лежала эта книга и вот, наконец, сегодня, я ее прочитала.
Первое ощущение – грусть и безнадежность – от смерти нигде не укрыться. А потом, ближе к концу книги, настроение меняется. Как-то помалу проникаешься настойчивым посланием, которое различимо почти в каждом рассказе: смерть, как грибница, пронизывающая наше бытие, не существует без жизни. Миры эти хоть и разнятся, но взаимопронцаемы.
Люди в рассказах Мархарит из мгновения своей жизни переходят в вечность иномирья и это случается со всеми.
И еще одно удивляет в рассказах – почтительное смирение перед Смертью. Или,
я бы рискнула назвать это смирение нежным. Белый саван, цветы, молитвы, пение – разве не говорит все это о том, что покойный - жених или невеста Смерти?
Такое же нежное смирение перед Смертью поразило меня несколько лет тому назад в маленькой птичке. Дело было так: наша Пуська поймала в деревне коноплянку и играла с ней, подбрасывая и снова ловя. Я птичку отняла и положила на ладонь. Она лежала неподвижно, закрыв глазки. Тельце и лапки - без травм: перышки все в порядке, повреждений нет. Видно было, что птичка жива. Но она лежала абсолютно приготовленная к смерти – смиренная, расслабленная и спокойная. Меня охватило волнение - я на минуту почувствовала ту глубину, в которую успела погрузиться ее душа и то нежное смирение, которое излучала эта глубина. Я стала тихонько гладить лапки и перышки, приговаривая: «ну давай, давай, возвращайся» и птичка медленно ожила. Вскочила, схватилась за палец и несколько секунд смотрела своими бусинками прямо мне в глаза. Потом улетела. Наблюдать пребывание, а потом и возвращение души из иного мира в жизнь - это, конечно, сильная встряска.
На этом сентиментальную часть заканчиваю и перехожу к тому, чем же практически может быть полезна эта книга в наших изысканиях.
Не особенно может быть полезное, но для моего опыта важное сообщение, которое нашла на 25 стр. – «Нередко больной человек, сам или его дух (двойник) становиться предсказателем собственной смерти. Он является в этом случае в самых причудливых формах и обличьях, например в виде лошади, белой или черной, в зависимости от того, ждет ли его в ином мире спасение или гибель».
И тут надо обратиться к стр. 23 – «Никто не умирает без предупредительного знака, посланного кому-нибудь из родных друзей или соседей. Знамение – это как тень, того что должно произойти».
Такая «тень события», посетила меня в осознанном сновидении за 4 дня до маминой смерти. Я увидела белую собачку. Собачка грустно вышла из темноты, и пока я себя осознавала и занималась всяким там разглядыванием своих рук, ног и всего вокруг, она была на периферии моего внимания. Белая собачка также не обращала внимания на меня, но была где-то рядом. Последнее, что я видела в сновидении – это то, как собачка снова уходит в темноту. То, что это знамение, я поняла лишь на следующий день, когда стало совсем плохо и маму увезли в реанимацию.
Про знамения в книге говориться много, описываются всякие случаи. Главный вывод – не бояться, не паниковать. Это неизбежность, которую не предотвратить (если знамение действительно правильно распознано) и - готовиться, завершать свои мирские дела и приводить себя в состояние «нежного смирения».
В полном соответствии с темой рассказов, много говориться о пребывании и опыте различных людей на границе миров. Войти в межмирье легче всего выйдя ночью из дома (чаще случайно, со сна перепутав ночь с ранним утром) по какому- либо делу. Монотонное движение по дороге, с какой-то конкретной практической целью, часто приводит к встречам с духами. Это небезопасно. Они могут утянуть в свой мир, откуда можно и не выбраться или выбраться настолько измененным, что среди людей такому человеку места уже не будет. Реже встречи с духами кончаются просто получением инфернального опыта, без тяжких последствий. Нередко в таких случаях избежать неприятных последствий, но при этом получить знание, помогают благоприятствующие человеку духи. ( «Женщина и две собаки», «Пруд»…. и др.)
Порталами, через которые проникают к нам духи, могут быть – дорога, дорожные кресты, вход в пустую церковь, вход на кладбище. Можно общаться с другим миром через дупло сухого дерева – стр.117 Часто пришествие духов предваряется страшной бурей (стр.138).
Кроме того, в межмирье и в другой мир есть проход у колдуний и колдунов.
Про колдуний – на стр.107.Это вдовы, которые при рождении получили «дар предания» (чем является этот дар, не раскрывается). Удивительное дело, но вдовы являются устойчивыми проводниками в неведомое в европейском мифотворчестве. Часто встречаются. Например, Парсифаль и все возможные варианты этого имени означают не что иное, как «сын вдовы».Вдовы связаны со злыми духами воды, которые зовут их по ночам на свои шабаши. Колдуньи совершают свои ночные поездки в море в ивовых корзинах с водорослевым посохом, который служит и веслом и рулем. Такие корзины называются Колдовским кораблем. Также магическими способностями обладают богомолки и странницы – (стр.101).
Интересный диалог между душой и телом - стр.122, где душа говорит телу, что при воскресении она разбудит его ото сна, ухватившись за руку. Тело говорит: «ты будешь всегда бодрствовать, я – спать». Душа говорит: «когда я приду к новому воскресению, я ухвачусь за твою руку. И, будь ты так же тяжело как железо, побывав на небе, я обрету силу любви, чтобы увлечь тебя за собой». Не то ли должно происходить в осознанном сновидении? Такое микро-воскресение, или, точнее, псевдо-воскресение, когда спящее тело (спящее сознание) увлекается душой (за руки, силой любви?) в странствие по пространствам.
Очень интересная тема про про пчёл и про мёд. Древнее знание говорит о том, что мед является кормом и соблазном для души. Считается что запах меда особенно сладостен для душ умерших – стр. 131. На той же странице написано, что не получив пищу в виде меда, душа не будет иметь сил в другом мире. Принято оставлять открытую миску с медом на всю ночь у гроба покойника.
А у Лосева (Порфирий о Пещере Нимф) я читала, что божественные существа через наслаждение сковываются и низводятся мёдом в мир становления. Жриц Деметры, как божества хтонического, древние называли пчелами. Луну, как направительницу становления, тоже называли пчелиной.
То есть мед важен как для ухода души, так и для возвращения(становления). Мед – пища междумирья? Можно ли сделать такой вывод? Если так, то он должен быть важен и для осознанного сновидения и для сна наяву.
Также усопшие души привлекаются огнем свечи, теплом костра, горящими углями. Душам, застрявшим между мирами, все время холодно. Может им так же, как и в случае с медом, не хватает силы уйти в другие миры и они вынуждены скитаться на обочине нашего? То есть как в ту, так и в другую сторону граница миров преодолевается только душами, обладающими достаточным запасом энергии. В книге такими источниками энергии объявляются мёд и огонь – стр. 132,220, 223. И еще хлеб.
Чем более я углублялась в книгу, тем больше мое внимание цеплялось за роль Христианской церкви во всех перипетиях отношений духов и людей. То там то здесь по тексту возникали какие-то странные священники-чернокнижники, священники-вызывающие – демонов и т.п. (стр.161,стр.232). То вдруг, внутри церкви, герои видят мессы мертвецов и сборища душ и духов. Сначала это было читать забавно. Но под конец чтения книги во мне оформилось преставление о христианском пространстве, как о пространстве тех же инфернальных сущностей и духов, которыми наполнено язычество, но при этом принявших некие новые «неязыческие» правила взаимодействия с миром живых. Вернее даже сказать: перейдя в христианское пространство духи добавили к старым языческим правилам новые. Эти правила сосуществуют, то рождая конфликты, то, наоборот, помогая мертвым и живым взаимодействовать друг с другом.
Один из таких посредников – «Книга теней» или « Агриппа», книга с красными страницами, на которой черные буквы появляются только тогда, когда ты вырвешь из книги ее тайны. Пока ее не покоришь, ничего не видишь, кроме красных страниц, нужно биться с нею и эта битва длиться часами. Ну и кто же может иметь эту книгу по версии рассказчицы Мархарит? - «В старину только священники могли владеть «Агриппой». Каждый имел свою. На следующее утро после рукоположения он, проснувшись, обнаруживал ее на своем ночном столике, и не известно, откуда она бралась»
А теперь о некоторых событиях, которые случились со мной параллельно с чтением книги Ле Бра, и, конечно же, были знаками, которые я могла распознать только позже. Буквально через день-два после прочтения главы об этой самой "Агриппе" я увидела в маленьком книжном магазинчике толстую черную книгу с алыми страницами. Чудеса! До этого мне не приходилось такого встречать на книжных полках. Или не замечала? Но самое удивительное и грустное началось, когда я взяла ее в руки и открыла. Зазвонил телефон и я узнала о несчастье, которое случилось с Лизой. О травме которую она получила на входе в метро.
Меня потрясло и событие, и обстоятельства получения мною этой информации. И еще характер травмы - такая же как за год до этого у Кати! Стали понятны и два недавних сна, где мне снилась страшная буря. А последний – когда мы стоим вместе с Лизой на втором этаже дачи в Рыбаках и смотрим на безумие, которое твориться на улице – был особенно впечатляющим. Для меня, очевидно, что это связано с местью духа. И я начинаю догадываться какого.
После описания этого грустного и болезненного события, вновь возвращаюсь к книге. Надеюсь, что она поможет разгадать мне произошедшее. Ведь как говорит рассказчица: «знамения – это тень, того что должно произойти. Если бы мы были меньше заняты своими делами и происшествиями вокруг нас в этом мире, мы бы больше знали о том, что происходит в другом. Люди, не признающие знамений, получают их не меньше, чем те, кому они даны всегда. А не признают они их только потому, что не умеют ни видеть их ни понимать, а может потому, что их бояться, от того и не хотят ничего видеть и понимать в иной жизни».
Попробую разобраться – мне кажется, что помощь в понимании этой истории можно найти в главе о неприкаянных душах - душах повешенных, утопленников и самоубийц. Они не уходят с границы миров и могут, как вредить, так и помогать живущим.
Такое пребывание на границе миров само по себе является наказанием для души. В книге описываются различные коллизии, возникающие между неуспокоенными душами и людьми. Некоторые души тихо и смиренно отбывают свое наказание, другие проявляют себя активно и агрессивно, некоторым в деле избавления помогают живые. Тем, кого любили при жизни, неприкаянные души помогают и если их любимчикам что-то или кто-то угрожает, то они могут вступиться. Многие неприятные события в нашем мире происходят именно по этой причине.
Взаимоотношения живых, мертвых и демонов описаны порой очень фактурно. Из рассказов складывается впечатление, что все эти сущности пребывают в постоянном взаимодействии и друг в друге нуждаются. Так, живые своими правильными действиями и помощью могут облегчить участь усопших и задобрить демонов. («Месса тридцатки», «История одного могильщика», « Два друга» и т.д.). Иногда души умерших, желающих получить освобождение, и, по всей вероятности, проникнуть в дальние пласты иномирья ведут себя очень эгоистично по отношению к некогда догорим им людям. Отнимают у них энергию и, как результат, длительность жизни для того, чтобы пробить какой-то неведомый барьер и «освободиться».
Что еще привлекло мое внимание – часто говориться о том, что душа выходит через приоткрытый рот (напр. стр. 110, стр.178, стр.190). Это согласуется с методом Роберта Монро, который настаивает на том, что дубль легче всего отделяется от тела при дыхании через рот. Еще с опытом Монро (да и с древнейшими мифами человечества напр. о Гильгамеше) согласуются описания прохода в иномирье, как преодоления некого водного пространства или чего-то близкого по ощущению к этой субстанции. (стр.204, стр.107). Похоже, что ближайший к нам пласт, расположенный между мирами сна-яви, жизни-смерти для многих труднопреодолим.
Последние главы – о рае и аде. Но это уже отдаленные области иномирья и описаны они, с моей точки зрения, неубедительно. Я в них ничего не нашла для себя интересного, может еще не готова их воспринять.
Настроение от прочтения книги возникает непростое, объемное и полное контрастов. А вот умозрительный вывод достаточно тривиален – наш мир прекрасен, но очень мал. Он - маленькое зернышко в бушующей вокруг нас невидимой безграничной вселенной, куда доступ открывается только во время сна или после смерти.
Свидетельство о публикации №116042310996