Сонеты, сочинённые на кладбище

1
Там ждут меня; но я не тороплюсь
под жуткий полог вечного покоя.
Я по граниту провожу рукою
и солнцу с ветром мысленно молюсь.

Не смерти, а мучений я боюсь
отчаянно; досадно и другое:
в беспечного мальчишку над рекою
по новой я уже не превращусь.

И невесомой бабочки полёт
над временем, над холмиком могильным
о призрачности сущего даёт
понятие; и мы, увы, бессильны
пред временем, что по дорогам пыльным,
топча живое, с посохом идёт.

2
Зачем гадать по линиям руки,
раз смерть сотрёт все линии? Ведь это
простая аксиома: остров света
затопят воды сумрачной реки.
Мы, сказано, должны вернуть долги.
За что, кому, простите? - нет ответа.
Но наше самолюбие задето,
и часто сами мы в конце строки
спешим поставить точку, не желая,
чтоб это сделал кто-нибудь другой, -
Всевышний или тот хирург бухой,
что вырежет не то, икая. Злая
у нас судьба; но всех нас ждёт покой:
глухой могильный мрак, земля сырая.

3
Не вздрагивай; представь: быть может, смерть -
всего лишь пробуждение от жизни,
и мы ещё в заоблачной отчизне,
возможно, будем счастливы. Заметь,
я вовсе не хочу сказать, что в призме
тоски всё преломляется; но груз
стенаний над усопшими, боюсь,
тяжёл для них же первых. Дождик брызнет
на пыльную траву могил, и мы
почувствуем, как из загробной тьмы
нас тени близких молча утешают.
Им там, поверь, неплохо. Тьма для них -
вечерний свет; кристально чист и тих,
он в целом их покою не мешает.

4
Ты спишь; и не тревожат даже сны
твой сон; тебе не нужно просыпаться.
Не нужно по ночам в себе копаться
при свете убывающей луны.
Но лучше быть живым ещё, купаться
в озёрах предвечерней тишины
вне кладбища, в сиянии весны,
переходящей в лето. Те, кто спасся
на время от могильной тьмы глухой,
однажды стоя в ней одной ногой,
счастливейшие люди: всё им внове -
сирени запах, карканье ворон,
покуда не слышны со всех сторон,
как в Колизее, крики: крови, крови!

5
И вот я умер. Призрачный тоннель
открылся мне, и свет в конце тоннеля
мигнул, что твой маяк; но эта цель
желанной не казалась. Свет апреля,
который я покинул, птичьи трели
в лесу, и прошлогодних листьев прель
нахлынули волной, и сев на мель,
я больше впереди не видел цели.

...Представив это всё, я жажду жить,
причудливо сплетённую с тоскою
по счастью и с влечением к покою,
почувствовал. Но все, кто здесь лежит,
хотели жить - и умерли. Нагою
жизнь предстаёт, избавившись от лжи.


Рецензии
Очень нравится! Своеобразный очень красивый ритмический рисунок стихотворения. Спокойно, уравновешенно, размеренно (нет никакого душевного "раздрая"!) Автор ведёт своё повествование; размышляя о бренности жизни...Автор использует сложные синтаксические конструкции предложений: предложения сложноподчинённые; предложения осложнённые (деепричастные обороты и т. д.) - это явный показатель того, что Автор умеет мысль свою выразить в слове, работает над словом! Что там, в конце ...тоннеля? "Вопросы вечны; человек живёт мечтами, что он, прощаясь с жизненным путём своим, представ пред Высшими Очами, получит воздаяние за всё, что было с ним! А есть ли тот Всевышний? Кто подскажет? Постичь Величие Вселенной Человеку не дано..."...На прошлой неделе по НТВ - сюжет (Иркутская область), мужчина сам сочинил две строчки, дал наказ, если умрёт, этот текст написать на могильной плите. Так и сделали жена и дочь. Приходит на кладбище мама этого мужчины и читает надпись на плите: "Вот лежу, не охаю, потому что по х..." - скандал разразился: директор кладбища пообещал ...нецензурную лексику "убрать"...так и живём: что дано нам, то дано, жить - то надо всё равно! спасибо!

Татьяна Теплинская   31.01.2023 02:05     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.
Сонеты эти я сочинил давно, году в десятом, наверное. Тогда еще было желание увидеть свои стихи напечатанными в каком-нибудь "толстом" журнале. Ну и один серьезный московский критик (не буду его называть) разнес эти сонеты, углядев в них "неприкрытое подражание Шекспиру". Я не спорил - мне было стыдно признаться, что я так и не удосужился прочесть сонеты Шекспира )) Хотя вообще читаю много.

А эпитафия из двух строк замечательная, на мой взгляд ))
Кстати, к ненормативной лексике в стихах я отношусь довольно лояльно - в случаях, когда она применяется к месту и со вкусом.

Станислав Пестряков   31.01.2023 12:24   Заявить о нарушении
Спасибо, что откликнулись! Кстати, много лет тому назад читала, по- моему в газете "Труд" : проводили исследования ( по разным кладбищам: что начертано на могильных плитах: ОЧЕНЬ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮТСЯ ИМЕННО СТИХОТВОРНЫЕ НАДПИСИ! Про "толстый" журнал скажу так: МЫ ЧИТАЕМ ШЕКСПИРА ...В ПЕРЕВОДЕ, что переводчик "переведёт" - то и ...даже монолог Гамлета (недавно отмечали юбилей Высоцкого) и то "БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ" СУЩЕСТВУЕТ В РАЗНЫХ ПЕРЕВОДАХ!...Поэтому ПОЭТ, ИМЕЯ ОПРЕДЕЛЁННЫЙ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР, ЖИВЯ В ИНУЮ С ШЕКСПИРОМ ЭПОХУ, ТВОРИТ, НЕ ВЗИРАЯ НА ШЕКСПИРА, И....НИКАК НЕ "КАСАЯСЬ" ЛЕКСИКИ ШЕКСПИРА, ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО И МЫСЛИ ИНЫЕ, И ЭПОХА ЭНАЯ...

Татьяна Теплинская   31.01.2023 14:00   Заявить о нарушении