Дневник 106

***

«Прошла единственная минута, короткий момент исчезания последнего холода. Ушла, изморилась вконец поверженная апрелем зима. Вот в тревожной темени родилось и двинулось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. Дрогнули готовые распуститься дерева. Где-то в невидимом, но почти осязаемом небе сшиблись широкими лбами тёмные облака. Неяркая вешняя молния сиганула в лесную тёплую мглу, и первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром.
Будто раскатилась каменка нездешней, какой-то сказочно-богатырской бани.
Странная тишина томится в лесу после этого грохота. Ветер не дует, а давит сплошь, всё замирает.
Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки» (В. Белов, Весенняя ночь)
Почему пятиклассники СОВСЕМ не могут слова написать о «Весенней ночи» Белова и отрывке из Распутина «Век живи – век люби»? Ответ: скуднейший опыт переживания природы. Они, нынешние, даже сельские, не знают утр и зорь, ночевок, костров, сладко-утомительных походов, послеснежных брусники и клюквы, комарья и печеной картошки, зябких туманов, плеска рыбы, «золотых испарений» апреля, звездного неба, голосов птиц… Они и признаются дома, что АБСОЛЮТНО не понимают того, о  чем идет речь в этих двух конгениальных текстах.  И я всё больше ощущаю бессилие что-либо дать пережить в великолепной русской пейзажной прозе (пейзажно-философской) детям, объяснить удивительное СЛОВО Белова и Распутина, Пришвина и Паустовского…
А может быть, всё-таки, думаю в утешение, переборщили в пятом-то с текстами? Может, правда, никакому пятикласснику не под силу постичь открывающиеся в них «пределы»?

***

Вернулся вдруг на уроках к Анищенко. К теме его полного растворения в фольклорных и мифологических текстах, в «чужих стихах». Ни у кого не встречал такой уровня прорастания в чужое, сопереживания чужого и вбирания чужого  в плоть своего творчества. Такого взгляда не со стороны, когда всё «чужое» переживается всерьез и смертельно. Я это чувствую почти наверняка, но мне трудно обыденными словами передать эту  степень усвоения… Думаю, вообще такого накала прочувствования фольклора и мифологии, «чужих стихов» наша поэзия ещё не знала. То есть, иногда мне кажется, что он воспринимал всё выше перечисленное как… язычник. Я говорю о мере веры, о мере жития мифологии и фольклора, их образов и образности в самой душе поэта, так и в его творчестве, конечно. Вся прошедшая литература стала частью его живого пульса, кровеносной системы, толчков сердца. Это не только благостный, но и изнуряющий, выматывающий гул. Сладко и не сладко мучающий его. Постоянно почти.


Рецензии
5-й класс? да какое там понимание описания природы...С досадой пропускаешь эти никому ненужное (так казалось) "про природу"...Скорее, скорее следить за действием, и чем больше дух от него захватывает, тем быстрее листаешь страницы, отбрасывая отступления автора...
Пятый класс...Книги про войну, про пионеров-героев, РВС Гайдара...Но тем не менее его "Голубая чашка" была понята на уровне интуиции...
А природу я видела и любила уже тогда...Но одно дело - живая, другое дело - заключённая в слова...
Нет, 5-й класс это ещё совсем рано до понимания таких строчек...))
Собственно, вся почти классика не детская рано в школе...Может только Пушкин (Капитанская дочка), Лермонтов с его "Героем.....". "Горе от ума"...Это в старших классах - нормально...Но не Тургенев, не Достоевский...Не Гоголь, не Гончаров, особенно не Толстой, и не все остальные, которых насильно впихивают в ещё не доросшие для восприятия души...Это только обзорно должно быть...Потому в школе и ненавидела классику...А потом всю жизнь пришлось навёрстывать.



Веснина Таня   22.04.2016 15:32     Заявить о нарушении
Потому и писал, чтобы встретить такой "отпор" и задуматься поглубже.
И к к НИМ отнестись с пониманием.
Однако вспоминаю, как много лет назад сидим с ребятками у костра, читаем "Антоновские яблоки" и смакуем по предложению.
Говорю о снижении "природной составляющей" вообще в их развитии, в их образе жизни, хотя они - сельские дети. Не скажу, что мне приятно.
Все рецензии (и замечательная твоя) требуют додумать, допереживать и написать глубже. А главное - на уроках поменять что-то.
Спасибо, Танюша, тебе огромное за неравнодушие твоё.

Учитель Николай   22.04.2016 16:14   Заявить о нарушении
Не спорю, что возле костра, тихим вечером мог быть соответствующий настрой и у детей...Да если ещё старшеклассники...
Но на уроке, когда только что отбегали на переменке...да какие выдержки о природе? И вообще в этом возрасте - романтика приключений, а не созерцание...

Веснина Таня   22.04.2016 16:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.