Комментарий хайку с прямым сравнением хиоюка

Турнир-1500



заснеженный сад
точно цветы зацвели
на голых ветках
 (Ganzicy)


Задача была - прямое сравнение.

Скажу честно, в хайку приемлю сравнение, но отдаленное. Такое, чтобы первый глаз не видел, что это прямое сравнение.  И уж конечно без использования “сравнительных” слов.

Я вижу что форма 575, но на форму, как обычно, не обращаю внимание. Хайку для меня - не формат слогов, а подача образов, хайковая подача.

Тут мы можем только оценивать с позиций “понятия собой” что такое  хайку-не хайку. Не настаивать на своем видении.Поэтому...

Поэтому словцо “точно” излишнее.

Вообще это трехстишие считаю зачином танка. Для танка подобная подача образов наоборот красива, хорошо раскрыта на цукеку, можно устроить маэку-ута. Или как там этот турнир назывался? Вроде так...

Стих тяготеет к итибуцудзитатэ - от космоса внутрь. Но тут опять нарушена последовательность. Что нарушено? Сначала видим общее - сад, затем видим среднее - ветви, а уж затем видим - цветы. Тут - мечемся. Стих не ториавасный и не итибуцу. Можно было бы из космоса цветов выйти в астрал - цветы, ветви, сад. Микромир раскрыть.  Это по структуре.

Еще была задумка найти новые образы зимы, чем она может отличаться. Новизны не вижу, вторичность образов. Опять же -  для танка приемлю.

Момента хайку мало мне. Вторичность или даже третичность образов, или скажем так - излишняя начитанность. Вчера у Кина вычитала слова бусоновского учителя Хадзина - говорил он примерно о том, что нужно поймать ситуацию и стараться сильно не украшать ее, а подать как есть. Зарождение сясэя, конечно. В задаче на сравнение - сясэя, априори, будет маловато.

Но все равно - момента мало. Больше подтягивается читанного из традиционных песен о зиме. Причем песен танка.



```
белый ветер
кожа на её руках
вытертым ситцем


Рецензии
Как говорится на ЯП?
Задумчиво...
Или ещё словечко...
ага!
Но я это не о статье, а о стихе, конечно.
В целом, с тем, что написано в статье согласен.

Ганзи мастер приукрашивать.
Потому слова Басё не для него.
«По воспоминаниям учеников Басё, он как-то высказал такое сравнение: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание зрителя будет отвлекаться на эти украшения. Чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения ему не нужны, т.к. без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, в которую палец указывает.»
Луны в стихе Ганзи не увидел.
Так же как не увидел в том самом победителе

о, эта сирень!
не вижу, но чувствую,
всё ближе, ближе...
(Ганзи Цу)
пишу по памяти, возможно где-то неточность имеется.

А про рецензируемый стих могу добавить:
смущает "ЗАСНЕЖЕННЫЙ сад" и "ГОЛЫЕ ветки"
ветки либо голые либо заснеженные - противоречие в словах.
И голые ветки должны нас отсылать к хайку Басё о вороне?
Второй момент: "зацвели" тут того самого момента нет либо зацвели либо цветут либо отцвели
Третий момент: цветы зацвели - тавтология. Так растрачивать слова в хайку это расточительство. Цветы на то и цветы, чтобы цвести. Тут даже корень в словах одинаковый.
Помню, как-то Ганзи сильно не хвалили за другой подобный стишок. :)

Курума Такуми   26.04.2016 11:54     Заявить о нарушении
о, эта пропасть!
не вижу, но чувствую,
всё ближе, ближе...
:) :) :)

Курума Такуми   26.04.2016 11:55   Заявить о нарушении
Прямое сравнение, Ичи. Все вытекает из задания. Прямое сравнение - сложно.
Вообще, здесь есть и мой турнирный стих, и было бы интереснее услышать мнение именно о нем. Ну так)

Кстати, очень сложно хайку писать по конкретному заданию. То есть где прямо указано что. Например - вот было про сакэ. Ужас. Ужас. Хайку о сакэ. Я чуть не застрелилась.
Но через этов се нужно пройти самому, чтобы понять, как это сложно. Еще же и попытаться написать хайку)

Иса Лариса   26.04.2016 12:05   Заявить о нарушении
"И голые ветки должны нас отсылать к хайку Басё о вороне?"

А - смысл? Если бы сезон был "осень", да, может ворона бы и углядывала.
А так не вижу здесь даже намека на ворона. Вот - честно.

Хонкадори излишние искать... Ну не знаю. В общем, стиш не осенний, ворона не будем смотреть)

Иса Лариса   26.04.2016 12:20   Заявить о нарушении
о хонкадори я не утверждаю, а предполагаю, что "типа" автор нас хотел туда отослать. Что, согласитесь, водится за Ганзи такой грешок.
В том-то и дело, что если это конкурс, то в статье нужно оговорить задание. (и желательно в стихирских статьях при цитировании стиха указывать источник заимствования)
Про голые ветки я ведь написал - несоответствие - голые ветки это осень, а заснеженные ветки, на ветках снег-то должен быть, не могут быть голыми.
:)

Курума Такуми   26.04.2016 12:25   Заявить о нарушении
Ну нет. Буду спорить.
Все в стихе Ганзи Цу построено на сравнении. Точно цветы на голых ветвях. Тут не сказано, что ветви голые. А сказано, что будто цветы расцвели на них, то есть - на ветвях реально сейчас что-то есть. Так вижу.

Иса Лариса   26.04.2016 13:41   Заявить о нарушении
Ааа, понятно.
Нужно было в стихе использовать прямое сравнение.
Тогда безусловно лишние слова "точно" и "зацвели".
На голые ветки снимается претензия.
В целом можно сказать что стих оооочень слабый.
Победитель?
:)

Курума Такуми   26.04.2016 17:54   Заявить о нарушении
По туру, скорее всего, Ганзи Цу, а по хайку, скорее всего я)
Лениво идти смотреть таблицы)

Иса Лариса   27.04.2016 00:19   Заявить о нарушении
9,5 стих Ганзи и 13,6 мой - по компонентам

``

Задание четвёртое, 19.01.2016

танка и хайку
на хиoюка (譬喩歌), или татоэ-ута (喩え歌) – песни-аллегории (не иносказание, а простое сравнение, то есть ближе к метафоре).

Сезон - текущий.
Ganzicy

~~

Татоэ-ута (досл.: “сравнивающая песня”) Один из шести основных жанров вака. Характерен для периода Хэйан, когда путём сравнения выражались основные мысли, впечатления, чувства.
\
… Песни, использующие сложные образы, тропы, риторические фигуры и т.п. «Метафорический стиль» перекликается со стилем син Ёсимоти и татоэ-ута Цураюки, ибо последние также предполагают не «прямое» выражение поэтической идеи, но через сравнение или метафору.
(Стр. 181 Девять ступеней вака «Душа и облик японской песни»)
\
30. «В них нет никакого скрытого смысла». – Цураюки , объясняя значение татоэ-ута, видимо, приравнивает эти песни к тем, которые в рубрикации «Манъёсю» обозначены как песни, выражающие задуманное в образах природы (моно-ни ёсэтэ кокоро-о нобу ута). Однако, поскольку в «Манъёсю» многие из песен, сосредоточенные под упомянутой рубрикой, используют метафору, то практически они близки к надзурраэ-ута. Если же судить по приведенным примерам, то речь идет, видимо, о разных типах сравнения. В отличии от надзараэ-ута, пример татоэ-ута демонстрирует обычное, прямое сравнение.
(стр. 258- 259 Девять ступеней вака, Примечания)
\
31. «И дым… в сторону отнесло»- Песня № 708 из раздела «Песни любви «Кокинвакасю». Цураюки наглядно и убедительно демонстрирует различие между татоэ-ута и соэ-ута. Пример последней содержит скрытый смысл «дым от сильного ветра в сторону отнесло» фактически означает, что из-за внешних препятствий чувства любимой склоняются к другому человеку. Таким образом, можно сделать вывод что под соэ-ута подразумевается иносказание, аллегория, под надзурэу-ута – косвенное или скрытое сравнение и под татоэ-ута – сравнение обычного характера. Соответственно под кадзоэ-ута следует, очевидно, понимать перечисление предметов (моно) в сочетании с игрой слов и всякого рода словесными ребусами (моно-но на)
(стр. 259 Девять ступеней вака, Примечания)

Иса Лариса   27.04.2016 00:26   Заявить о нарушении
конкурс был на ЯП?

вопрос по ЯПу
почему на Вашей странице всего 4(четыре)(!!!) стиха?

походил по Вашим комментариям, кое-что любопытное нашёл:

Не надоело кормить чужие отрицательные эмоции, Ганзи?
イーサ
31.01.2015 01:32
:) отрицательных эмоций там не было. скорее нейтральные :[

Курума Такуми   27.04.2016 13:48   Заявить о нарушении
Админ
Как отличить хокку от трех строк 5-7-5?

Коллеги!

Прошу всех - писать своё личное восприятие и понимание, а не копипастить Хайкупедию ГрафаМура или дефиниции с сайта КОНКУРСХАЙКУ.

Мицунари-но Ганзи Цу
31.01.2015 15:54

хокку - это первая строфа ренги

всё.

イーサ
01.02.2015 01:16
(тут полностью с Вами, Иса Санна, согласен)

последние два комментария в этой статье админа:

Ганзи!

Ваши дефиниции, плиз!

Выпиленный Lobzikom
05.02.2015 21:58

а "как бы" ответ Ганзи:
Согласен с исой.

Мицунари-но Ганзи Цу
05.02.2015 23:07

Дефиниций от Ганзи не было.
На этом всё закончилось. Все знают что хайку и как отличить от трёх строк.

Может посмотрим на статью админа что такое танка?

Что такое ТАНКА?
Админ
Какие пять строчек достойны носить это имя?

все (подчёркиваю - ВСЕ) комментарии:

В первую очередь выскажитесь о том, почему Вы не пишите в хорее или ямбе с рифмами, зачем Вы пишите без рифмы и в схеме "танка" или "бусоку". Танка для Вас это схема, инструмент или всё-таки содержание.

Мицунари-но Ганзи Цу
31.01.2015 15:58

На мой взгляд, русскоязычное пятистишие-танка - это, во-первых, русское стихотворение-пятистишие, написанное в форме белого стиха или верлибра, которое читатель, с японской поэзией почему-либо не знакомый, может воспринять именно и только как русское стихотворение, со всем вытекающим из этого восприятия отношением к нему.

Иными словами, в этом стихотворении должны быть ощутимы любовь автора к русским стихам, владение русским языком, поэтический талант.

Назовём это "условием А".

Во-вторых, русское пятистишие-танка должно свидетельствовать о любви его автора к японской поэзии и об уважении к ней, то есть в русском пятистишии-танка должны быть до известной степени соблюдены параметры японского пятистишия - структурные, стилистические и тематические [семантические]).

Назовём это "условием Б".

Оба эти условия, А и Б, равноприоритетны: ошибочно предпочитать условие Б условию А, не менее ошибочно предпочитать условие А условию Б.

...Руководствуясь условием Б, не стоит, на мой взгляд слишком зверствовать в отношении идентификации танка по структурному признаку, равно как и по признаку стилистическому.

...Вот, пожалуй, и всё! {#emotions_dlg.hi}

М-м
31.01.2015 20:36

Задумчиво:

очень содержательная дискуссия из высказываний одного автора.

А остальные надо полагать не имеют сомнений что такое танка и как её написать?

Выпиленный Lobzikom
05.02.2015 22:03

Получается, что все на ЯПе знают что такое танка.
Посмотрим в раздел определений, изменилось ли там что-нибудь о хайку и танка.
Танка
(«короткая песня») — лирическое стихотворение, состоящее из 31 слога с чередованием пятисложных и семисложных метрических единиц (5–7–5–7–7). Поэтика танка, сложившаяся в эпоху раннего средневековья, получила наиболее законченное выражение в произведениях, вошедших в антологию «Кокин(вака)сю». Как жанр высокой поэзии танка продолжает жить и в современной литературе Японии.
(замечу о югэне ни слова)
Хайку
традиционный жанр японской поэзии, представляющий собой
трехстишие в 17 слогов (5-7-5)
(замечу, что о хокку ни слова)

и самый обсуждаемый на ЯПе:

Югэн
«сокровенный, тайный, мистический») — эстетическая категория в японской культуре , обозначающая интуитивное , предполагаемое, нежели явное, очевидное восприятие сущности объекта (в основном, природы , иногда — произведения искусства). Обозначает скорее символическое восприятие явления природы или прообраза произведения. Югэн выражает впечатления и чувства, которые испытывает человек, который созерцает лунный свет, струящийся сквозь дымку проплывающего облака, или когда он любуется кружением снежинок, сверкающих подобно серебру.

Вопрос: как так получилось что югэн на ЯПе заменяет собой танка и даже хайку, ведь это всего лишь один из множества приёмов в японской поэзии?
Скажите, почему чтобы опубликовать на ЯПе хайку или танка нужно помещать это в раздел югэн (предварительно в песочницу, пока "авторитетные" авторы не наплюсуют баллы, стих не попадёт в югэн!)?
Согласен, югэн очень важен. Но если стих не хайку, не танка, а югэн в нём якобы есть(по мысли автора) то это хайку, танка?
Я вот это никак понять не могу.
:)

Курума Такуми   27.04.2016 14:12   Заявить о нарушении
Ичи, добрый вечер (мой), Ваше доброе время суток.
Чтобы попасть из "песочницы" в раздел нужны голоса не только "авторитетных". Достаточно и просто анонимов. Можно посмотреть раздел югэн и попадание в него стихов. Но лучше не смотреть, ага))
Я читаю (когда хочу, хочу не всегда), так вот я читаю только - песочницу.
И, если к моему доходу, стиш переехал в другой раздел и не обсуждается - то по разделам я не шастаю. Не интересно.

Иса Лариса   27.04.2016 14:19   Заявить о нарушении
По разделам. Админу предлагалось изменение разделов, но что-то там технически сложно.

Иса Лариса   27.04.2016 14:24   Заявить о нарушении
Югэн - не югэн.
Как по мне, разделение плохое. Неправильное. Не раз об этом поднимала вопрос. Поднадоело)
Всех устраивает, да и ладно.
Так сложилось исторически. Се ля ви. Что там еще можно сказать о подобном?

Пусьбуит. Мой Вам ответ)
Народу нравится, сайт домашний, камерный. Пусть так и остается все. Пусть будет изюминкой. Все нормально. В мире тырнета куча мест, где можно по-своему выкладывать свои хайку, танка.
Отношусь спокойно.

Иса Лариса   27.04.2016 14:37   Заявить о нарушении
В японской поэзии югэн - не прием. Югэн - эстетическая категория. Оссс.
Это сильно большие разницы.

Иса Лариса   27.04.2016 14:45   Заявить о нарушении
Неправильно сказала. Это не только в поэзии. Это в принципе - эстетическая категория. Как остальных девять (вроде девять). В искусстве. В кино. Везде, есть элемент творчества.

И, конечно же, это все мое личное, ничтожное мнение)

Иса Лариса   27.04.2016 14:54   Заявить о нарушении
согласен, про югэн неправильно высказался. так же и саби. ну ды ладна:)
в отношении сайтик частный и пусьбуит я бы согласился, если бы сайт не назывался громко и высокопарно ЯПОНСКАЯ ПОЭЗИЯ!
смотрите что происходит:
некто новичок совсем ещё неосведомлённый в японской поэзии захотел что-то о ней узнать. Набирает в поиске "японская поэзия" и что на первом месте увидит?
Правильно сайт "джапанпоетри.ру". Он понимает - вот она настоящая японская поэзия!
Нашёл!
Начинает смотреть стихи японских классиков (не везде указан перводчик, ну ды ладна, на первой странице ведь всё написано - "типа" переводчик канешна есть, но мы не помним кто и где стырили, потому уважаемый переводчик если вы это читаете, то плизз укажите нам какой стих вы перевели!) читает определения хайку танка и прочее. Делает себе заметочку - надо зарегиться и что-то тама публикнуть. И зарегится и публикует но тут неувязка раздела хайку или танка нет, он в непонятках: что делать? куда пихать свой стих? полазает по службе помощи, поймёт - в югэн надо сувать! Задумается, а что такое югэн, а это категория такая оказывается. И получается надо писать югэн а всё остальное побоку.
Получается каша.
Бред. Все обсуждают югэн, до сих пор обсуждают. А про хайку и танка забыли все, каждый в своём мирке что-то строчит ребусами и загадками считая что пишет югэн.
макс куракин-панин-знаешь достаёт своими цитатами из философических трактатов восточных мудрецов, постоянно рефлексирует, кого-нить загрзыает аки волк или кажицца монах с алебардой и препаратом против поэтов-паразитов. впрочем он и Библию цитирует - один и тот же псалом. И даже ругательствами не брезгует, но ему всё можно. Сайт ведь частный. Правил сайта нет. Потому и бардак.
Не поверю, что админу что-то там сложно сделать. Забанить меня по номеру города сумела и труда не составило. И тут всё можно, тем более что она профи в этом деле

А ежели так, то назовите сайт как-то по-другому, но не японская поэзия.

И всё-таки почему у Вас там всего 4 произведения?

Просьба: обращаться ко мне Курума Такуми. можно КТ. Ити давно нет и никогда не будет, Ваш админ забанила.

Курума Такуми   27.04.2016 16:49   Заявить о нарушении
Не хочу звать этим тарантасом, хоть кол на голове чеши)
Позвольте, пожалуйста, если будет что сказать, обращаться к Ичи. Ичи - лучше.

Я так понимаю,что Вы есть тот Смирнов Дмитрий. Сразу было видно, что человек пишет хайку. Принято)

Почему столько стихов на ЯПе? 4 - символ смерти, скажем так. Посмотрим, что из этого выйдет.

Иса Лариса   27.04.2016 23:40   Заявить о нарушении
Разница во времени сказывается на ответах :)
7 часов это не хухры-мухры. :)
тарантас это сайт "японская поэзия"? Солидарен в таком мнении.

рад за некоего Дмитрия Смирнова, что он пишет хайку. Похвала от Вас ему была бы лестной.
К сожалению, я-то пишу очень плохо, так только покритиковать и то зло-иронично могу. :) Известно, что критики стихов сами пишут плохо. :(
Почитать стихи Смирнова так быстро не могу - нужно заходить через прокси. Таких браузеров нет, по крайней мере это неизвестно, к сожалению. :(

Поймите, Исса Санна, это интернет, и нельзя верить всему, что пишут в интернете. Тем более, Вы понимаете, как я к Вам отношусь.

Четыре символ смерти. смерти страницы на ЯП? Там только комментарии добавляются.

Курума Такуми   28.04.2016 12:51   Заявить о нарушении
Ичи, я - Иса. Одна "с". Никогда не стремлюсь ко славе и могуществу.
Это имя мне дала почти 23 года назад моя племяшка. Которая уже сделала меня бабушкой. Теперь я бабушка девочки Лизы.
Не важно.
Так вот, моя племяшка, я с ней возилась, и она называла меня Иса. Имя сложное (полное).

Все хорошо. Я не знаю, как и кто ко мне относится, но я знаю как я отношусь сама к себе.
(Критично).
Так что - все хорошо.

Забудьте про ЯП как про страшный сон)

Иса Лариса   28.04.2016 14:46   Заявить о нарушении
Извините, Иса, случайно буква "с" два раза пропечаталась. :(
Не заметил.
Но у меня тоже просьба: заменить Ичи (Ити) на Курума Такуми или на Курума (колесо меня вполне устроит, ведь это движение!)
ЯП это не страшный сон, а страшно смешной сон :)

Так может продолжим разговор о хайку с вольного ветра КХ?

Курума Такуми   28.04.2016 14:57   Заявить о нарушении
Ичи, вот что такой упрямый? Вы что - Телец?

Иса Лариса   28.04.2016 14:59   Заявить о нарушении
Колесо-сан)))
Да ни в жисть))

Давайте, для начала, по белому моему ветру, м?

Иса Лариса   28.04.2016 15:00   Заявить о нарушении
А вообще. Я тут пою. Я мечтала о морях и кораллах... Помните?
В общем. Не важно как нас называют, важно что мы выносим из этого.

Надо мне идти уже, прошу прощения, Ичи.

Иса Лариса   28.04.2016 15:04   Заявить о нарушении
Нет, не телец, я - весы. Очень уравновешенный и творческий человек :)
Ну, да. Курума это ведь с японского колесо. Вам ли не знать!
Я понимаю, что Ичи это коротко, потому и предлагаю - КТ.
Пусть это будет Ваш шаг навстречу взаимопониманию и доверию.
Я ведь называю Вас - Иса. Это мой шаг навстречу.

Про какой-такой белый ветер начнём разговор?
О морях и кораллах, говорите? Нет, не помню.

Курума Такуми   28.04.2016 16:20   Заявить о нарушении
Маленькая ремарка:
Чтобы не вспоминать о ЯПе, забываем про Ичи.
Договорились?

Курума Такуми   28.04.2016 17:14   Заявить о нарушении
[задумалась] Попробуем - без имён?
Турнирный стих
выписать прямое сравнение хиоюка, сезон текущий (зима)

```
белый ветер
кожа на её руках
вытертым ситцем
(мой)

Иса Лариса   29.04.2016 03:32   Заявить о нарушении
белый ветер
кожа на её руках
вытертым ситцем
Иса Санна

белый ветер
что первое приходит на ум, ассоциация с метелью. снегопад с ветром.
можно сказать сравнение нормальное.
вопрос вызывает вторая строка - местоимение "её" напрягает, это не для хайку.
ситец - лёгкая, гладкая ткань, чаще всего ярко окрашенная, часто это постельное бельё, что ассоциируется с белым цветом. но для меня ситец это ярко крашенная ткань.
вытертый ситец, то есть уже истончённая ткань. Значит кожа на её руках очень тонка, такая бывает у стариков. Кожа как пергамент, так говорят. Тоже хорошее сравнение кожи старушки с вытертым ситцем.
Можно ещё порассуждать об ассоциации холод - белый цвет - кожа белая от холода.
Зима тоже как ассоциация с закатом человеческой жизни.

Белое безмолвие, и ты с ним один на один.
("Белое безмолвие" гр. "Почта")

В целом этот стих чуть лучше чем у Ганзи, если бы не "её", было бы хорошее хайку

Курума Такуми   29.04.2016 18:14   Заявить о нарушении
Послушала.

Услышала. Её - необходимое присутствие автора в этом стихе. Имхо.
Что такое хайку? Никто не знает, даже - Вы.

Иса Лариса   30.04.2016 01:34   Заявить о нарушении
В хайку нет места (в прямом смысле этого слова!) для своего "Я", для демонстрации своих чувств, для выражения своего восприятия - только для отражения реальности. То, что мы видим глазами, слышим ушами, запахи которые обоняем, то, что чувствуем кожей - вот что должно быть в хайку, причем так, чтобы читатель смог это пережить. Сам.

Отличие хайку от других поэтических традиций - не только в форме, теме или количестве слогов, подлинное отличие состоит в кардинально ином мировоззрении поэта, вышедшего за пределы ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОГО восприятия и обратившего своё внимание на окружающий мир. (выделено мной)
Симизу

Курума Такуми   30.04.2016 10:12   Заявить о нарушении
Хайку должно восприниматься читателем как картина, как фотография - от первого лица. В хорошем хайку читатель видит образы сам, без посредничества восприятия автора, который лишь выбирает ракурс, точку зрения на замеченное им явление. Собрание хайку похоже на картинную галерею миниатюр, почти набросков без множества деталей, на которых зачастую виден лишь намек... Мы можем рассматривать картины одну за другой, смотря на них своими глазами, делая свои выводы о том что мы видим. Какая-то картина нам понравится, какая-то оставит равнодушными, а иная затронет до глубины души, заставляя замереть перед ней надолго. А теперь перейдем в следующий зал.
Но что это? На каждой картине мы видим не только пейзаж, но и широкую спину живописца, накладывающего мазки на стоящий перед ним холст. Более того, его массивная фигура почти заслоняет собой всё поле зрения, и мы едва можем разглядеть что-то на заднем плане. Мы идём от одной картине к другой, и О, ужас! Везде мы находим его спину, заслоняющую от нас происходящее. На некоторых картинах он даже пытается указать рукой на отдельные детали, и на лице, обращенном к нам, мы читаем карикатурно изображенные чувства... актёрский талант его явно уступает таланту маляра..
Вы, должно быть, уже узнали этого живописца - это гипертрофированное "Я" некоторых авторов. Они продолжают держаться за эгоцентричное видение мира, уделяя своей персоне, своим переживаниям чересчур много внимания. Их взгляд по-прежнему направлен внутрь самих себя, и вместо того, чтобы посмотреть открытыми от изумления глазами на окружающий мир, они продолжают копаться в собственных иллюзиях и деяниях, выставляя напоказ собственный опыт, не в силах увидеть дальше собственного носа.
Симизу

Кто-то всё-таки знает что такое русские хайку :)

Курума Такуми   30.04.2016 10:31   Заявить о нарушении
Симидзу?)) Да я еще хорошо помню,какой мой стиш он вывел в призеры одного из МКХ))). Так что тут не могу как-то без улыбки его читать)

Иса Лариса   30.04.2016 12:41   Заявить о нарушении
На МКХ? или ВКХ-3.
Симидзу был в жюри только на ВКХ-3.
может дипломант?

зимнее море
она ни слова не сказала в ответ
Иса, Приморский край, п. Восток

:(

Курума Такуми   30.04.2016 21:22   Заявить о нарушении
Кстати, а что это меняет? критерии для определения хайку у Симидзу есть.
Только Симидзу куда-то пропал.

Курума Такуми   30.04.2016 21:24   Заявить о нарушении
вот зимнее море - точно хайку
только это не Симидзу
Симидзу выбрал в призеры нелюбимую женщину
почему - пропал? все хорошо, говорят
правда да, сама тоже давненько с ним общалась, года два назад, был в добром здравии и при отличнейшем настроении, с кучей всяческих планов.

Иса Лариса   01.05.2016 00:53   Заявить о нарушении
теплый осенний вечер
один раз
открылась входная дверь
Иса, Приморский край, п. Восток

или это выбрал Симидзу?

если это не Симидзу, то кто?
Это точно не хайку, это по Симидзу дневничковое хайку.

а вот это хайку:

мельничный пруд.
дремлет по брюхо в воде
дряхлая лошадь
Борис Тихомиров, Москва

солнце к зениту
торопливо катит жук
шарик навоза
Бата Мухараев, Элиста
Симидзу это выделил?:

эта нелюбимая женщина
а потом был
– дождь..

"Неправильность" данного стиха сразу бросается в глаза - Еще Басе критиковал "отрывание крыльев стрекозы", предпочитая созидание - разрушению, в данном случае, нелюбви. И в то же время – это яркий пример сильного "избыточного чувства". Кроме того, сразу вспоминается стих Бусона:
Любовь старика.
Только он думал: "Забуду",
Осенний дождь.
(пер. Веры Марковой)

Курума Такуми   01.05.2016 01:14   Заявить о нарушении
осенний вечер вроде Широки выбрала, насколько помню по ощущениям
вопрос не о том был, а о том, что пишем мы теорию всякую, много, а выбираем то, что легко прямо сейчас к нам в душу. И Симидзу как раз с призером этим ярчайший пример. Ярчайший. Правда с оговоркой по фристайлу. Но все же.
Впрочем, мне уже надо уходить)

Иса Лариса   01.05.2016 01:25   Заявить о нарушении
Это говорит только о том, что на МКХ жюри не следуют самой же теории МКХ
А может своих протаскивают как Младен?
Или голубиная почта в действии?
:))))

примеры?
весенний дождь
тихонько звенишь

глагол во втором лице! жуть просто.

девять дней засохли в банке (спецом в одну строку)
такое бывает?

Давайте вернёмся к вольному ветру

в смысле к тому зерну, что в моей статье.
И в чём по Вашему я не прав?
Покажите те слова в статье где об авторах говорится со злой иронией.

Курума Такуми   01.05.2016 01:32   Заявить о нарушении
Это говорит о том, что никто не знает на сто процентов что такое хайку, и поэтому выбирает то, что ЛЕГЛО сейчас в душу. Основной критерий - хаирёку. Основной. Ушла и закрыла страницу. До встречи.

Иса Лариса   01.05.2016 01:40   Заявить о нарушении
"в стихе"

А этим никто "не страдает". Все только говорят, что такое хайку. А что это такое - мало кто знает. Поэтому выбирают то, что им нравится.
А если Вы скажете, что Вы знаете, что такое хайку - я просто посмеюсь и пойду дальше. Писать свои хайку. Или не писать)

Иса Лариса   01.05.2016 23:43   Заявить о нарушении
Что-то форточка хлопает )))
то закрывается, то открывается.
гуглите хорошо. или яндксите неплохо ))))
недопонял: писа'ть или пи'сать?
поэтесса писала стихами )))

Что-то разговор бес-предметный.
я стараюсь вернуть разговор к первому обсуждению:
зёрнам в стихах с общей строкой вольного ветра, заодно и про злую иронию уточнить, а тут словно уж из стиха -но Масё про осень и клопов-солдатиков, ускользаете из темы. :)))

Курума Такуми   02.05.2016 12:32   Заявить о нарушении
А все уже. Давно о зернах высказалась. Повторить?
Да, надо ставить знаки препинания. Да, общая строфа - как полиэтилен. ЕЕ нужно применять очень и очень осторожно.
Все, дальше уже не интересно.

Никто справлять нужду стихами и не собирается. Или Вы о чем?

Тут, я думаю, уже не будет зёрен). Так что можно прерваться до лучших времен)

Иса Лариса   02.05.2016 12:53   Заявить о нарушении
Сколько Вы всего помните. У меня столько оперативки нет)))

Иса Лариса   02.05.2016 12:54   Заявить о нарушении
"писать" очень смешной омограф прямо родственник "какой". :))

а я и сейчас могу по памяти тот стишок Масё процитировать.
такие перлы не забываются, тем более что автор м-м этот стишок рекомендовал в качестве шедевра.

уж наступает
солдатиками в красном
осень повсюду
на пнях стволах и травах
разъезды их и сотни

это из того новогоднего подарочка ЯПу. а теперь это пёрлышки авторов джапанпотри.ру )))
да Бог с ними, с препинаками. тем более тот стишок давнишний и на шедевр никогда не претендовал.

Иса Санна, всё-таки, что за причина Вашего появления на моей страничке?
Уверен, что я Вам совсем неинтересен, как мои стихи, так и столь малочисленные статьи.

Курума Такуми   02.05.2016 13:09   Заявить о нарушении
И это я Вам уже поясняла. Только в другом месте. Снова повторять? Самоцитируюсь (нарушаю свои правила)
"Собственно, от Вас мне не надо ничего. Это уж совсем честно-честно.
Но дать возможность как-то обсудить то, что Вы изложили – это было моим побудительным мотивом Вам написать. Как, в принципе, нейтральной стороне." 25.04.2016 05:37

Вы - высказались, мы где-то даже пришли к единому мнению по поводу знаков препинания и искусственности общей строфы. Вот и вся причина. Не надо придумывать больше, чем есть на самом деле. Я - серьезно.
Попутно еще что-то обсудили - ну и достаточно. Надо двигаться дальше. Вам - с Вашими конкурсами. Мне - со своим справлением нужды.

Практику надо подтверждать теорией. Теорию надо подтверждать практикой. Вот сейчас я разбираюсь с итибуцудзитатэ и ториавасэ. Вам это интересно? Думаю - нет. Но мало - разбираться. Надо еще и справлять нужду этими итибуцу и авасэ.
Чего же боле?)
Двигаемся дальше.

Иса Лариса   02.05.2016 13:21   Заявить о нарушении
А почему Вы решили, что мне неинтересно?
в конкурсах всё налажено, и идёт своим чередом.

Курума Такуми   02.05.2016 13:30   Заявить о нарушении
А ничего не решила. Подумала только. Мысль как пришла, так и ушла. Не более)

Может раздумья об этом (итибуцудзитатэ и ториавасэ) соберу в кучу. В принципе, с Ганзи-кими мы уже что-то где-то отрывочно публиковали. И в фейсбуке с друзьями. Осталось собрать в одно место. Но пока что-то останавливает, а я привыкла себе доверять.

Иса Лариса   02.05.2016 13:49   Заявить о нарушении
Наверное, потому что - это в принципе мало кому интересно. Все эти мыслительные вещи, возникающие при практике, интересны только самому практикующемуся. Да.
Взять тот же любимый Вами ЯП. Мало кому вообще там интересны комменты к Турниру-1500. Все сводится к высказыванию "Ганзи Цу лучший, а ты почти что выскочка".
Тоже некая - практика) для меня. Ганзи-кими точно лучший, но комментарии-то не для этого публикуются). Вот такие вот пироги). С лягушками)

Иса Лариса   02.05.2016 13:53   Заявить о нарушении
А вот мне это интересно.
Вот потому я и прокомментировал в рецке (ловко я обошёл слово "написал"?) эту Вашу статью.
Потому что это не то, что на ВАШЕМ ЛЮБИМОМ ЯПе никому неинтересно, боюсь и на стихире тоже.
Ганзи-(как там дальше?)цу - лучший. Лучший так лучший )))
зачем же так явно льстить? Ещё возгордится не дай Бог!
Согласен, что Ганзи хорошо разбирается в танка, а вот в хайку, не уверен, скорее убеждён в обратном. Можно много говорить о теории и практике, особенно о теории.
Но вспомним слова Ганзи об определении хайку:
не нужны определения из хайкупедии, конкурса-хайку, предлагайте свои дефиниции. И что? Нет дефиниций от Ганзи! Нет дефиниций от Фламинго! Нет дефиниций от Исы! Нет! Пустота. И что обсуждаем? Югэн, итибуцудзитатэ и ториавасэ. А давайте начнём с главного? Что такое хайку, а потом будем конкретизировать югэн, итибуцудзитатэ и ториавасэ. Я согласен, что югэн, итибуцудзитатэ и ториавасэ это важно, но понять что такое хайку на данном этапе - важнее.
Для начала хорошо бы дать классификацию русских трёхстиший от хайку, сэнрю и дзаппай до дневничковых трёхстрочий. Потом можно обсуждать югэн и всё остальное.
Ведь в школе в первом классе не изучают сначала сложное предложение или наречия, а потом алфавит.
:)

Курума Такуми   02.05.2016 14:59   Заявить о нарушении
Сложное предложение - однозначно.
Сначала папа рассказывает что такое хорошо (югэн). Потом нас учат рисовать черточки (итибуцу) и завитушки (ториавасэ), а потом уже доходит дело до хайку. Это тут я с Вами согласна.

Иса Лариса   03.05.2016 01:09   Заявить о нарушении
Простите, но что в плане вечности даст Вам или еще кому-либо какая-то дурацкая классификация? Если Вы не будете писать хайку, то грош цена всяческим классификациям. Имхо.

Иса Лариса   03.05.2016 01:11   Заявить о нарушении
Кстати, насчет дефиниций.
Авторы своим творчеством показывают, что они считают - хайку. Что - танка. Так что тут я с Вами не согласна, что нет отклика. Каждый пишет, как он дышит.
Переучивать другого? Смысл?

Поэтому просто что нужно делать? Просто обращать внимание на интересных конкретно тебе авторов (я о себе, а не о Вас). Так вот - обращать внимание на интересных тебе авторов и их хайку, черпать, как из колодца их взгляды, но и - иметь свои.

А свои лучше выражать опять же - в творчестве. Так что да, моих дефиниций (стишат) там теперь нет, а у других - куча. Вот и смотрите по тем авторам, кто Вам конкретно интересен (те, что названы или не названы Вами чуть выше). Делайте выводы. Если они Вам так нужны.

Вот такое вот имхо)

Иса Лариса   03.05.2016 01:33   Заявить о нарушении
Лично мне ничего не нужно )))
Я не навязываю своё имхо никому. Есть теория Н.Леви, есть хайкупедия где Вы, Иса, редактор.
А с каких это пор в первом классе вместе с чёрточками изучают прилагательные, эпитеты? Получается, что сначала нужно написать юг'N а потом и остальное само собой получится.
У Басё были ученики, у Бусона, у Сики. А Вы предлагаете смотреть как каждый самостоятельно осваивает такую сложную форму как хайку, танка.

Да многие спрашивают о классификации трёхстиший хайку, сэнрю, дзаппай, трёхстишия, трёхстрочия.
итибуцудзитатэ и ториавасэ это виды хайку, и это безусловно важно.
Скажите, а в Японии о чём-то подобном рассуждают, спорят?
Ведь Вы ближе всех к Японии живёте :))

Вот такой пример.
Английский сонет. Можно сочинить 14 строк, соблюсти стихотворный размер и рифмовку, но будет ли это английский сонет?
Можно сочинить три строки - можно ли это назвать хайку? Помните, есть такая серия статей в ЖЖ - не всё то хайку, что в три строки.
Так вот возвращаясь к сонету, ещё должен быть сонетный ключ. И в тех трёх строках должно быть ещё что-то (не только юг'N) чтобы это было хайку. Иначе зачем столько статей в Хайкупедии и не только.

Кстати, о дефинициях (определениях тоисссь) первым заговорил Ганзи - великий и мудрый, только где они его - Ганзи - дефиниции-определения хайку, танка?
Начинающий поэт может почитать в статьях что такое английский сонет, или баллада, триолет или канцон что-то сочинить в этих формах. А почему с хайку такие проблемы?

А как может помочь начинающему поэту, если он будет ориентировать только на то, кто ему интересен? А если это тупик или болото? Как ему двигаться в полной темноте. Вы ему хотя фонарик или факел дайте, чтобы тропинку искать. А то ведь не всегда Луна светит. :))

Курума Такуми   03.05.2016 14:13   Заявить о нарушении
Итибуцудзитатэ и ториавасэ - это не виды хайку. Скелет. На который все остальное накладывается. Это основа. Самое начало начал. Поэтому это - первый класс, вторая четверть. Черточки и завиточки. Все остальное - запад, восток - совсем после.

~
Кто спрашивает про классификацию и зачем им она?
Смысл каких-либо классификаций? Я реально - не понимаю.

~
Не совсем поняла и вопрос про Японию. О чем спорят? Хайку-клубы и сэнрю-клубы это совершенно разные пространства, не пересекающиеся друг с другом. Там. Об этом много пишут в Ершике. Описывается и - почему. Я не буду пересказывать.
У нас с Вами такая направленность творчества, в которой намного продуктивнее найти и разобраться самому,чем спрашивать у другого. Реально хочешь что-то узнать - узнаешь. А так - что болото то месить по тридцать раз на дню, какие-то классификации, какие-то дефиниции. Страх славных богов.
Так вот об этом много есть в Ёршике, тем паче Вы туда уже подавались не раз, значит что-то где-то мониторили.

Иса Лариса   03.05.2016 15:37   Заявить о нарушении
А начинающий поэт пусть себе найдет человека, которому он будет доверять. Я повторяюсь уже, не люблю повторяться. Пусть найдет человека, которому он доверяет и черпает как из колодца. Попутно чувствуя себя. Проникаясь.
Понимая, что нельзя писать наобум. Можно, конечно, практика и еще раз практика. Но это будут сукэчи. Просто сукэчи.
А хайку так просто не рождаются. Пережить момент нужно.

А начинающему поэту эти ваши классификации - как мертвому припарка, славные боги не дадут соврать. Вот честно. Припарка.

Пусть начинающий найдет себе человека которому просто будет - доверять. Больше на начальном этапе и не нужно. Имхо.

Иса Лариса   03.05.2016 15:45   Заявить о нарушении
Вы сами себе противоречите, а зачем?

\\\\Иначе зачем столько статей в Хайкупедии и не только.

\\\\ Начинающий поэт может почитать в статьях что такое английский сонет, или баллада, триолет или канцон что-то сочинить в этих формах. А почему с хайку такие проблемы?
Так есть-таки статьи или их нет? Что-то не так написано или не так мной понято)
А потому что уже поздно и отбой по роте был еще час назад.

Иса Лариса   03.05.2016 15:54   Заявить о нарушении
Так вот и получается что нужно тут поискать там поискать в третьем месте в десятом.
А кто он этот человек которому можно доверять (я о новичке)?
Как это определить? По стихам? По достижениям, заслугам?

Давайте возьмём Ваши стихи:

1.
длинная-длинная-длинная тропинка
- ирисы ..

2.
эта нелюбимая женщина
а потом был
– дождь...

3.
сезон дождей
и мальчик, и приходящий папа
молчат...

4.
что из того, что переждешь
февральские ветры ?! — высохшая
зимняя трава

5.
первый дождь в году
оказалось
не могу без него жить

6.
внутри кедра
что-то говорит со мной
на общем языке

7.
теплый осенний вечер
один раз
открылась входная дверь

8.
засыпая, сын
нечаянно коснулся ладошкой
густой снегопад

9.
зимнее море
она ни слова не сказала в ответ

предположим новичку понравяцца 2, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 и будет на них ровняться.
И что получится из этого новичка?
вот это?

...а потом
глядя в небо лежали
выбирая себе облака
(Н.Барва дипломант МКХ-6)
два(!!!) деепричастия, глагол (прошедшего времени) и местоимение (себе), автор так и выпирает. Одно предложение. И омограф пото'м по'том.
А были как в статье Н.Леви, но более развёрнуто с примерами - хорошими примерами, а не такие как с нелюбимой и пОтом глядя в небо. Иначе тупиковое направление и болото ЯПа.

Хайку может быть о чем-то одном – итибуцудзитатэ ; или не об одном, обычно, о двух – ториавасэ .

一物仕立て( итибуцудзитатэ ) дословно означает "сшитое в одно". Очень утрированно, строится по форме "А есть Б", А=Б.

取り合わせ( ториавасэ ) дословно "сочетание, комбинация" (не "сопоставление", как где-то я видела, хотя сравнительный элемент, действительно, присутствует). Как черная икра на яичке под водочку (только в хайку это будет ужасное ториавасэ – избито до смерти). А+Б.

Насколько понял в хайкупедии статья взята отсюда:

"Хайку бывает двух видов (конечно же, это не единственный угол, под которым ее можно резать, но важный) - итибуцудзитатэ и ториавасэ. Это не правило, это факт. ... Хайку может быть о чем-то одном – итибуцудзитатэ ; или не об одном, обычно, о двух – ториавасэ." (это цитата автора из "Элементарной арифметики хайку", http://l0vushka.livejournal.com/17583.html
Ловушка чётко написала это виды хайку. Дальнейшего развития темы нет. И с Вашей стороны только одни эмоции.
Что-то мне это напоминает дискурс.

Курума Такуми   03.05.2016 17:46   Заявить о нарушении
В общем-то я не собираюсь доказывать ничего о своих хайку. Они - есть. Вас могу обрадовать только, что почти все они из раздела фристайл МКХ. Чтобы Вам на сердце стало спокойнее, что такая гадость пробирается на МКХ. Надеюсь - стало.
Фристайл он и есть фристайл.
.
Больше не знаю, на что отвечать из последнего Вашего комментария.
.
У Натальи Барвы хорошие хайку. Мне нравятся, по крайней мере те, что видела уже. Целиком в ее творчество не погружалась.
.
Новичок может не выбирать кого-то из современных авторов, для доверия. Может взять классиков. Я вот вообще больше японцам доверяю в этом вопросе. И - Бусону.

Иса Лариса   04.05.2016 00:27   Заявить о нарушении
ну скажем не вристайл, а неохайку - такие названия у Вас на странице.
На ВКХ-3 (МКХ тогда ещё не было) и фристайл кажись начался с МКХ-4 только он благополучен сам себя похоронил- фристайл конешна)) наверное потому что искусственная номинация - нежизнеспособная.
Так что мне глубоко безразлично что куда пробирается. Я вижу результаты и их рассматриваю.

Я тоже не знаю целиком творчество Барвы. Оно мне надо? С меня одной "кАкой придумать" хватило :)))

Иса, давайте не превращая разговор в дискурс, поговорим о конкретном стихе. Любом Вашем или Барвы.
Например стих Барвы про выбор облаков очень даже подходит для разговора или Ваше "зимнее море".
Начнём?

Курума Такуми   04.05.2016 11:07   Заявить о нарушении
ха-ха сам улыбнулся опечатке сразу не заметил :))))
фристайл канешна а не вристайл ))))

Курума Такуми   04.05.2016 18:38   Заявить о нарушении
Чужие вне конкурсов я не обсуждаю. Это неэтично. В конце концов, Вам самому нравится, когда Ваш стих без спроса? Да еще и разбирают на косточки?
Нет,для меня это - неэтично.

Могу предложить тур. Предлагайте поэтическое задание. Напишем хайку и разберем по составляющим http://japanpoetry.ru/article/311

Можете взять старое свое (даю Вам фору), а я уже под эту тему напишу новое.
Тогда и поговорим.

Иса Лариса   05.05.2016 02:26   Заявить о нарушении
Мда. С утра народ.

Отвлекли тут - "когда берут Ваш стих без спроса"

Зимнее море - моё любимое моё хайку и его обсуждать ни с кем не намерена. Извиняюсь.

Иса Лариса   05.05.2016 02:29   Заявить о нарушении
Да, пускай разбирают хоть на атомы, мне что жалко что ли! :)
Я ведь только проверенные называю хайку а остальное так экзерсисы в технике.

Это лукавая этика.
"Этично, не этично, это у нас ними цацкаются, а надо как в Турции - посадят в чан с дерьмом, а над ним янычар" и т.д. :) шутка-юмора
Это я к тому, каким образом я смогу зайти на Вашу ссылку на ЯП? через прокси? , ну зайду, посмотрю и что дальше?

Неее, так не пойдёт. Я Вам тему, Вы пишете новый стих (мне самому тема нужна, шутка). Я не люблю тематические конкурсы. Я вижу это так: Задают тему и автор-хайдзин сразу кидается что-то сочинять (ИЗ ГОЛОВЫ!) а хайку нужно увидеть прочувствовать, пережить и только затем выкладывать на бумагу. Хайку из головы чаще всего среднего уровня. Потому такие турниры мне не интересны. Как мало интересен 5-ый японо-российский конкурс, не люблю сочинять по заданию, ну если разве что не увижу что-то на эту тему появится хайку. А так нет, извините. Проводите турниры с Ганзи на ЯПе а результаты публикуйте на стихире.

Могу предложить Вам разобрать по косточкам мои любимые. почему бы не обсудить?
Я ведь не такой влюблённый в свои стихи, как Вы, и могу посмотреть на них со стороны.

голубятня
долгий разговор
знатоков

кукушка
рис из чаши путника
клюют воробьи

и ладна так и быть самый скандальный стих

летний дождь...
в пыли
лунные кратеры

Курума Такуми   05.05.2016 12:30   Заявить о нарушении
Ну, не интересно, значит - не интересно. Играть в одни ворота я не хочу)

Иса Лариса   05.05.2016 12:42   Заявить о нарушении
дискурс в чистом виде - очень характерно для ЯПовца
:)
давайте в одни ворота - в мои.
Иначе я буду сильно сомневаться в Ваших способностях рассуждать о конкретных хайку, а не об абстрактном ХАЙКУ.

*важен не факт, а то как мы к нему относимся
*важно не хайку, а то как мы к нему относимся
:)

Курума Такуми   05.05.2016 13:13   Заявить о нарушении
Придётся отвлечься от беседы и уехать на дачу, буду там набираться впечатлений, пусть соловьи, варакушки, чижи и кукушки меня развлекают.
Что сидеть в четырёх стенах верно?

Курума Такуми   05.05.2016 13:36   Заявить о нарушении
Сомневайтесь!)

Иса Лариса   05.05.2016 15:21   Заявить о нарушении
Способностей во мне - нуль.
Да, снова длинные выходные, провести как минимум - с пользой)

Иса Лариса   05.05.2016 15:22   Заявить о нарушении
я же говорю дискурс.
постоянно уходите от прямого вопроса.
ну, ладно может поговорим о итибуцудзитатэ и ториавасэ?
меня больше интересует первое. Второе более менее понятно - что-то вроде композиции, нет?

Курума Такуми   05.05.2016 19:09   Заявить о нарушении
Я не ухожу от ответов. Предложила Вам формат, интересный - МНЕ. Вам - не подошел. Какие и что ко мне претензии?)

Итибуцудзитатэ? Учитель (мой) говорил что лягушка Басё это как раз оно.
Я считаю что это раскрытие космоса или микрокосма.

Иса Лариса   06.05.2016 00:52   Заявить о нарушении
物仕立て( итибуцудзитатэ ) дословно означает "сшитое в одно"
поясните про лягушку Басё, что именно говорил Ваш Учитель (кстати кто он?).

Furuike ya
Kawazu tobikomu
Mizu no oto

..?

Курума Такуми   06.05.2016 09:22   Заявить о нарушении
Учитель - Сергей Волковский.

Та статья, где он говорил о итибуцу и о лягушке есть в Хайкупедии со ссылкой на источник. Вы ее уже где-то приводили недавно.

И далее он в своих постах к МКХ (те, что ведет Наталья Леви в жж)говорит и о ториавасэ и о итибуцу. Повторять за ним не буду, подлежит изучению по желанию.

Свое видение уже Вам раскрыла. Коротко и емко - раскрытие космоса или микрокосма.

Иса Лариса   06.05.2016 09:38   Заявить о нарушении
Надо посмотреть, что на этот счет пишет Влад Васильев, в жж Азбука хайку. Сейчас гляну.

Иса Лариса   06.05.2016 09:42   Заявить о нарушении
...............
http://azbuka-haiku.livejournal.com/8555.html

ichibutsu shitate

一物仕立て

делать используя одно
Способ написания haiku с использованием только одного образа или темы, в противоположность приёму toriawase.
......
http://azbuka-haiku.livejournal.com/12718.html

toriawase

取り合せ

комбинация
Поэтический принцип поэзии haikai, введённый учеником Басё, Кёрику. Согласно Кёрику, toriawase являлось основой учения Басё, хотя другие его ученики это утверждение оспаривали. Toriawase является приёмом либо соположения, сопоставления (nibutsu shoogeki), либо наложения (kasaneawase) двух связанных между собой образов, разделённых kire, при помощи которого раскрывается смысл haiku.

Иса Лариса   06.05.2016 09:45   Заявить о нарушении
Ямагути Сейси
http://happyhaiku.blogspot.ru/2004/08/yamaguchi-seishi.html

тоже что-то есть об итибуцу

Иса Лариса   06.05.2016 10:02   Заявить о нарушении
Ещё бы хотелось примеры этих хайку, но хайку на русском языке.
Всё-таки перевод это перевод.

Сергей Волковский, Сергей Волковский.
Как теоретик он может быть хороший, но как судья - вроде как Симидзу в случае с нелюбимой женщиной :)))

Сразу вспоминается названный Волковским шедевр (типа голубиная почта?)

весенний дождь -
тихонько звенишь
ключами у входа
Роман Ляховецкий Израиль

шедевр с глаголом во втором лице? что за вход? куда? кто этот "ты"? неужто дождь?
трудно понять выбор Волковского.
Как я понимаю, сам он хайку не пишет.
А где можно почитать его переводы хотя бы?

Курума Такуми   07.05.2016 23:29   Заявить о нарушении
В его жж. Или в его Фейсбуке. Все легко гуглится.

"Еще хотелось бы видеть стихи". Да еще и на русском.
Мда, такое ощущение, что Вам хочется чтобы на тарелочке с голубой каемочкой все поднесли, да еще и поуговаривали покушать).
Вводные данные - есть, проделайте такую исследовательскую работу, раз Вам это интересно.
Не устану повторять - самообразование в этом случае - самое эффективное средство. Типа объясняя другим - сам лучше все это понимаешь.

По моему мнению, Ваша голубятня - пример итибуцу. Но мне не интересен такой стих потому, что в нем нет киго. Киго - это вечное. У Вас же в стихе про голубятню сплошная текущая суета и подергивание головами. Но оно - итибуцу.

Иса Лариса   08.05.2016 00:56   Заявить о нарушении
Если Вы занялись теорией хайку, то без примеров из японской классической и современной поэзии, а так же (что очень важно!) без примеров русских хайку, это будет сухая и безжизненная, выхолощенная теория.
Я скорее практик, чем теоретик.

С Днём Победы!

Курума Такуми   09.05.2016 11:22   Заявить о нарушении
Да, с Днем Победы!

Иса Лариса   09.05.2016 13:14   Заявить о нарушении
А что скажете о силлабике хайку?

к примеру латинский - гендекасиллаб (одиннадцатисложник) также основан на кратности и долготе гласных как и в японском, но там не имеет значение долгота в слове, она меняется для гендекасиллаба (см. Катулла) - то есть там твёрдая кратность-долгота, а как это всё для хайку?
вопрос не праздный.

Курума Такуми   10.05.2016 23:37   Заявить о нарушении
Вообще не задумывалась. Где что почитать?

Иса Лариса   11.05.2016 00:35   Заявить о нарушении
Долин даёт определение танка (ута) - силлабическое пятистишие. (я раньше сталкивался с гендекасиллабом, когда писал статью о Катулле. В гендекасиллабе не важно где стоит долгота в слове, там свой определённый размер кратности и долготы слогов)
Ваше мнение хотел узнать о силлабике в японской поэзии - танка и хайку.
А то устал убеждать многих стихирян что ЯСовский дактиль в хайку и танка это не является обязательным.

И ещё вопрос: что думаете о дзаппай?

Курума Такуми   11.05.2016 12:14   Заявить о нарушении