МП2. Избегающие вина, игр и женщин. Разбор стихов
Статья написана по материалам пакета конкурсных произведений Второго межпортальный поэтический конкурс, 3-й тур, проходящего на портале ЛитСеть, анонс состязания: http://litset.ru/publ/60-1-0-23295
Для каждого произведения указаны соответственно: номер участника в туре, название произведения, ник автора, название литературного портала
Конкурсное задание 6:
Стихотворение, соответствующее цитате из книги М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - "Что-то недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих".
Произведение: 6-1. Хелена Фисои. Тихоня схимник
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 1
Горланят мартовские кошки...
Не развлекается, не спит
Позёр, но сдвинутый немножко,
Чуть проповедник, чуть пиит.
Из года в год он бил баклуши,
Своих желаний не тая:
Придумать мир, ему послушный,
И возомнить – здесь правлю я!
Боится женщин, как напасти,
В мечтах лишь пестуя гарем,
Его желаниям подвластный.
Тихоня схимник сладострастен,
Знаток любовных теорем.
Что до игры, скажу вам прямо –
Он всех намерен обыграть,
И даже смерть. Не в меру рьяный:
Вынь и положь на блюдце рай!
Хотя пусты его карманы,
К себе любви не превозмочь,
Напором, лестью ли, обманом –
Он поиметь бы всех не прочь.
Крошат стареющие звёзды
На сальную пижаму пыль…
Болезнь, похоже, чуть серьёзней
Пустячной. Лучше бы он пил...
Комментарии:
Не по душе стихи. Стихи, состоящие из одних перечислений чужих недостатков и пороков. И что? А концовка «Болезнь, похоже, чуть серьёзней пустячной. Лучше бы он пил...» - вообще ни в какие ворота. А в чем авторская мысль-то? И где - поэзия?
=== === === === ===
Произведение: 6-2. Ира Сон. Перчатка
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4
Ах, сударь! Вашей статью короля
Сегодня очаровано ползала.
И если бы перчатка не сползала,
Успела б Вам набиться в пару я.
Но всё же повальсировать хочу,
Иначе к Вам приблизишься едва ли.
Ах, если б только взгляды с ног сбивали,
Клянусь, Вы тотчас пали бы без чувств!
Увы... Иной здесь нужен арсенал:
Открытость плеч на грани всех приличий
И золотом объятый стан девичий...
(Подшей перчатку живо, Ася, на!)
Улыбка лисья вызовом горит,
Ажурный веер бабочкой порхает...
В особе Вашей вижу жениха я,
И кровь отца-гусара жжёт внутри.
Ах, сударь! Не пригубите вина?
Трепещет в ожидании ответа
Душа моя, пленённая корсетом...
Как молнией, отказом сражена!
Перчатку подтянув (подшивка – брак!),
Гляжу на рой красавиц в Вашей "свите"...
Отчаяться и сдаться? Извините!
Меня отец воспитывал не так!
Кадриль, мой граф! Куда же Вы? Куда?
Пасуете пред счастьем неминучим?
А может, Вас недуг жестоко мучит,
Иль вовсе – чёрный сплин возобладал?
За ужином не тронули десерт,
Потом от преферанса отказались...
Вы, сударь, всех загадочнее в зале!
Безумно манят столько дивных черт!
А может, в сад? Там сотня тайных троп,
Вербены аромат, гортензий, хмеля...
Куда-куда Вы мне пойти велели?
Да провалитесь, гадкий мизантроп!
Отвергнутая, плачу до зари,
Обида на душе горчит осадком.
Во всём виню злосчастную перчатку!
...А может, мне её благодарить?
Комментарии:
Легкая ирония, рассказ в стихах от лица женского персонажа, который характеризует и описывает в большей степени рассказчицу, чем мужчину, «избегающего прелестных женщин». Хорошие стихи - живые, яркие.
=== === === === ===
Произведение: 6-3. Берестов Сергей. Больной
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2
Не пил и не курил, был занят спортом,
А вместо карт играл пудовой гирей
И убегал в рассвет в спортивных шортах,
Затерянный в избушечной Сибири,
Дрова колол, молчал у тёплой печки
И со сверчком поддерживал беседу.
По шуму перекатов горной речки,
Он знал, что дождь готовится к обеду,
01010101010
00010100010
01000101010
01010100010
И старикам всё время помогая,
Любил своё привычное пространство…
Гудящим пчёлами, цветущим белым маем
Он оборвал внезапно постоянство.
Позвали в город молчаливого счастливца. Лишняя стопа - измен ритм
На этажи башкою задираясь,
Он видел всюду озабоченные лица
И слышал, как со всех сторон ругались.
0101000100010 !!!
00010100010
0101000100010 !!!
01010101010
Его забросило в лихую цепь событий,
Влекли хорошие компании и вещи.
Руками заработано - распито.
Сверчков здесь нет, зато немало женщин.
Десяток лет… Запой, больная печень.
Он ненавидел женщин и застолья.
Долгами карточными крупно обеспечен,
Желвачно заглушал тупые боли.
Засволочил себя: « Подонок, тряпка, гад…» смена рифмовки
Растратил всё на призрачные страсти.
Вдали по горной речке перекат
Разбрызгивал к обеду свОё счастье. РУ
Комментарии:
Плохая техника написания - смена рифмовки - появляются другие окончания рифм (в последней строфе) , изменение стихотворного размера на стопу (4 и 5 строфы), распад ритмического ударения «Разбрызгивал к обеду свОё счастье». Язык разговорный, а не поэтический. Тема сведена к созданию образа одного персонажа, без выводов и интересных авторских размышлений. Скучно…
=== === === === ===
Произведение: 6-4. Родечка. Каждому свое
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2
В твоем меню сплошной салат и чай.
В любви и той - умерен до зевоты,
До той поры, когда ехидный кто-то
Тебя на ноль умножит невзначай.
Потом обмерят вдоль и поперек,
Положат в гроб адепта сна и спорта,
И ты пополнишь славную когорту
Ни богу СВЕЧ, ни черту кочерег. ( свечей!!!!)
И тут уж – плачь не плачь, жалей, зови,
Когда проспал восходы и закаты,
Суча ногами от и до зарплаты,
В обход вершин и омутов любви.
А я хотел бы в поле умереть.
Упасть в туман, подобно вольной птице,
Раскинув руки. Вырасти пшеницей -
Пусть на ветру звенит колосьев медь.
Друзья придут, в вечерней тишине
Прочтут стихи кутилы и бродяги,
Отломят хлеба, выпьют чарку браги
И метким словом вспомнят обо мне.
Мол, так и так - ловил девятый вал
И на этаж девятый к музе лазил.
И пусть в конце не он - из грязи в князи,
Но – не жалел, не плакал и не звал.
Комментарии:
Род. пад мн.числа - «свечей», а не «свеч» («Ни богу свеч, ни черту кочерег».
Несмотря на несколько лирических позывов в концовке, стихи в основном написаны разговорным, грубоватым языком - далеким от языка поэзии. Стихи - порицания другого за его образ жизни, альтернативой которому только одно : «А я хотел бы в поле умереть….. Друзья придут, в вечерней тишине прочтут стихи кутилы и бродяги». Кутила и бродяга - это, конечно, много лучше, чем умеренный человек, потребляющий «салат и чай» )))
=== === === === ===
Произведение: 6-5. Любовь Левитина. Чужой
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
Гладко выбрит, ухожен и держится прямо,
Образец – от очков до штанов,
никогда не испортит собой панораму
господин Летунов.
Оставляет следы, как любой из прохожих,
но никто не идёт по следам.
Аккуратен в работе, не глуп, не тревожен
и не смотрит на дам.
Мужики ни за что не поймут Летунова:
тот ни водку не пьёт, ни коньяк.
Иногда принимают его за больного –
может, скрытый маньяк?
Подымить в коллективе – отравится, что ли?
Поучиться у них, казанов…
Но не курит и вовсе не любит застолий
странный тип Летунов.
Избегает конфликтов и слов непотребных,
не мужик, а какой-то дебил.
Каждый вечер он смотрит в знакомое небо,
словно что-то забыл.
Всё привычно и даже комфортно притом, но
будто кто-то негромко зовёт.
Летунов напряжённо пытается вспомнить,
надо вспомнить… И вот
вспоминает, что он не чудак и не болен,
просто может летать по ночам,
запылённые крылья берёт с антресоли,
прикрепляет к плечам.
Открывает окно… и, за тучами тая,
твёрдо верит: в густой темноте
он сейчас не один, люди тоже летают,
но другие, не те.
Оттолкнувшись от неба и лунного света,
разрушая основы основ,
ищет стаю свою и родную планету
всем чужой Летунов.
Комментарии:
Тема раскрыта, есть сюжет, и есть авторская точка зрения. Много интересных наблюдений: «Оставляет следы, как любой из прохожих, но никто не идёт по следам» «...в густой темноте он сейчас не один, люди тоже летают, но другие, не те». По технике исполнения замечаний нет.
=== === === === ===
Произведение: 6-6. Инесса Фа. Хорошенький
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3
Этот парень красив и во всем положительный:
Носит галстук, ботинки начищены – блеск!
Белозубой улыбкой сверкает пленительно -
Аполлон, не иначе, спустился с небес!
А какие манеры! Предел воспитания:
Говорит мягким голосом, смотрит в глаза,
Дверь откроет, пропустит, окажет внимание -
Все коллеги ему отдают голоса…
И не пьет, и не курит, и даже начитанный,
Посещает спорткомплекс и камерный хор…
Мальчик правильный, связи имеет с элитою -
И поддержит любой эстетический спор.
Парню-лапушке дарят своё покровительство
Дамы лет так за сорок и за пятьдесят,
И за тридцать влюбленных известно количество,
Что мечтают одеть подвенечный наряд…
Только умненький стать женихом не торопится,
Благодушно взирает на светских принцесс -
Если хочется им, пусть страдают бессонницей.
У него в целях должность, в мечтах - мерседес.
Но порою, пресытившись ролью галантною,
Он бежит на окраины, прячась в толпе,
Хлещет кислое пиво и взглядами жадными
Он партнершу без комплексов ищет себе.
Унижает ее, сам когда-то униженный,
Не вписавшийся в дерзкий судьбы поворот...
Пара дней, и он снова ухожен и выглажен,
Ослепляет улыбкой столичный бомонд.
Комментарии:
Есть свое понимание темы в стихах - есть сюжет, есть психологический портрет персонажа. Язык скорее прозы, чем поэзии: ожидаемая зарифмованная история, рассказанная обыденной речью.
=== === === === ===
Произведение: 6-7. Maarv. Жуткий случай
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4
Южный палевый вечер темнел неотступно.
Шалью кутала плечи. Причин совокупность
Мне казалась пугающей, в месте безлюдном
Одиноко гуляющей столь неуютно...
А вокруг - тишина и престранный попутчик:
Тёмный плащ, малахай и ботинок скрипучий. (один ботинок?)
Он смущал долгим взглядом в кафе (в уголочке,
Закусив шоколадом, пил чай в одиночку).
Мы с друзьями кутили, и всех угощали,
Кто кафе посетил - смыть шампанским печали.
Странный тип притворился, что дремлет, не слыша,
А проснувшись, возился с коробкой мормышек.
А потом он за мной поспешил - я-то знаю.
Страх разверзся, как пропасть, до дрожи. Глухая
В темень падала улица на повороте -
Там капканами дьявола ужас добротен.
Я, ускорив шаги, полетела, как птица,
Сквозь туман, что вдруг выполз и начал клубиться.
"Скрип-скрип-скрип", - пел башмак о безумной погоне.
Разодрав в полумраке о ветки ладони,
Я ворвалась в калитку, споткнувшись нелепо
(Хоть и знала, что плитка, но чудились склепы).
Вот сейчас, обернувшись, увижу маньяка,
Нож огромный блеснувший - ужаснее мрака...
Уши рвёт тишина. Сердце в пятках - не шутки.
Тени нет - не видна? Где же трезвенник жуткий?
Зубы сжав, развернулась, готовая к бою,
Вижу: пуст переулок, и сумрак спокоен,
Нараспашку калитка, луна круглобока,
Беззаботно улитка сползает в осоку.
Комментарии:
Задание обыграно с иронией - оригинальное решение темы. «Уши рвёт тишина. Сердце в пятках - не шутки. Тени нет - не видна? Где же трезвенник жуткий?» По форме - простейшая попарная рифмовка, язык правильный, но особо ярких находок поэтической речи нет. А почему у персонажа «ОДИН ботинок скрипучий»?
=== === === === ===
Произведение: 6-8. Лейда Цехиева. Крест
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3
Страстной жизни финал наступает в безумной ночи,
Нестерпимую боль отключает потерянный разум.
Здесь душица цветёт, и молчание тонко горчит,
Значит, это погост – непременно во славу и сразу.
Встанет в ноги крестом злая ссора, и ладно, забудь.
Люська счастье своё отстирает и вновь отутюжит.
У тебя, посмотри: выстилается астрами путь,
У неё паритет: сто измен для распутного мужа.
Казино всех мастей завсегдатаю нынче не в масть,
И вино, и друзей опускаешь до планки эрзаца.
Открываешь секрет: ниже уровня почвы упасть
Не сложнее рывка, чтобы в небо без крыльев подняться.
Стал ты странным, как бог, и по меркам земным – нувориш.
Всё доступно теперь – уходя, не гоняйся за малым,
Но в тюльпанной степи ты мальчишкой у дома стоишь
И от счастья кричишь:
– Здравствуй, мама!
Комментарии:
Почему-то не улавливаю связи стихов с заданной темой. И сами по себе они - неоднозначные: не совсем понятна (мне) авторская мысль, а местами и содержание. Стихи об умершем? Содержание подается фрагментами, слабая логическая связь между рядом стоящими предложениями, Очень красивая, лиричная строка «Здесь душица цветёт, и молчание тонко горчит» плохо уживается в одном коротком произведении с жаргонной «Казино всех мастей завсегдатаю нынче не в масть».
=== === === === ===
Произведение: 6-9. Алексей Журавлев. Иные среди нас
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2
Обычные люди, как я, например, или ты,
Коптят себе небо согласно размерам коптильни,
И в ад не спешат, и не рвутся на роли святых,
В общении с граблями на удивленье стабильны.
И вдруг нарушением следствий и первопричин,
Сбивая конвейер, чудят своевольные гены -
И миру является некий иной господин,
Пугающе странный, но умный при том офигенно.
Он чувствует фибрами координаты светил,
И бреет усы исключительно бритвой Оккама.
Его не застанешь в пивной, не висит он в сети,
Он чужд совершенно равно и борделю, и храму.
Его увлекают гипотезы Пуанкаре -
И по барабану призывные жесты Амура.
Он весь с головою в глобальной вселенской игре,
В которой добрался уже до финального тура.
А суетный мир, что коварно его окружил,
Восторженно хвалит, от самых столиц до окраин,
Картины, сонаты, гипотезы и чертежи –
Все то, что иной создает, со Вселенной играя,
Поскольку – прогресс, а цена на него высока!
Прорыв и сенсация! Аплодисменты и браво!
И пальцем при этом двусмысленно так… у виска…
Не то салютуя, не то намекая лукаво,
Мол, гений-то гений, а сбоку посмотришь – дурак:
Бирюк, ни жены, ни детей, ни приличной работы.
Помочь бы ему, поддержать бедолагу, но как?
Ему же плевать… да на всё наплевать, идиоту!
Иному комфортен лишь им же придуманный мир,
А то, что вокруг – миражи, декорации, тени…
Он гений, любимец народа, герой и кумир -
А не было б этих гипотез да изобретений?..
Мой сын рассуждает: энергия, космос, парсек,
Как рыба в воде в непонятных ученых беседах.
Оно бы и славно, но лучше… пусть будет как все,
А двигать дурацкий прогресс будут дети соседа.
Нас больше, мы норма, мы все – а не этот иной,
Нам в радость любовь, удовольствия, даже работа…
…У господа бога сегодня опять выходной -
И вздорные гены опять отчебучат кого-то.
Комментарии:
Мысль понятна, тема раскрыта. Но стихи, мне кажется, не получились как произведение поэзии: есть просто рифмованное изложение точки зрения. Довольно многословно - затянуто. Речь, в равной степени перегружена как научными терминами («Бритва Оккама», «гипотезы Пуанкаре» «энергия, космос, парсек», «гипотезы, координаты»), так и разговорными выражениями (дурак, идиот, бедолага, по барабану, отчебучит, дурацкий, офигенно), при этом, стилистика не особо выразительна и не блещет находками. Сказать, что стихи мне понравились - не могу. Ну, не вызывают во мне восхищения «обычные люди, как я, например, или ты», которые «коптят себе небо согласно размерам коптильни» и с гордостью говорят о себе: «Нас больше, мы норма»...
=== === === === ===
Произведение: 6-10. Ульяна Валерьевна. Пропуск
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 1
Он не курил, и не бухал,
и ставок в казино не делал,
"зелёным" верил про меха,
всегда следил за массой тела.
До лёгких женщин не охоч,
читал бесплатные газеты,
и даже не писал стихов,
похожий внешне на поэта.
На Пасху и на Рождество
он свечи жёг в ближайшем храме.
Конфеты покупал с халвой
и навещал могилу мамы.
Женился в полных двадцать семь.
Дочь. Сын. Квартира в ипотеку.
...Да вроде и не жил совсем!
Сын стал студентом политеха.
Ещё бы замуж выдать дочь...
Но, обнаружив что-то в лёгких,
врачи сказали: "Не помочь".
И он уплыл в прозрачной лодке
туда, где вина и меха,
и гурии, и дым в кальяне,
твердя три строчки – три стиха:
о Боге,
Родине
и маме...
Комментарии:
Не хочется комментировать. Тошно от подачи содержания стихов...
Свидетельство о публикации №116041804380
Алкора 18.04.2016 20:59 Заявить о нарушении