Николай Дик Поздно вечером и днем,...
человек свой строил дом и не думал о покое.
По кирпичику, с трудом, для себя - не для кого-то .
От немыслимой работы руки ныли, под ручьем.
Год за годом, человек не живет, а еле дышит.
На микстурах и аптеках, наконец, дошел до крыши.
Разогнулся, а внизу только высохшая глина.
"Для чего я горбил спину летом жарким и в грозу?
Если в доме никого, то кому тогда он нужен?
...Жизнь прожил за одного
и собою был простужен
Естественно, что предложенный текст может показаться странным и даже неуклюжим!
Но это не так, как раз эта кажущаяся " неуклюжесть" и есть большое достоинства этого стихотворения: ПОЭТ в нескольких строфах успел поставить столько серезных философских вопросов! И одним из них является вопрос об " ИДЕЕ ФИКС". Обыкновенно подобной проблемой занимаются софисты.
Нас интересует идеогенетическая основа этого вопроса.
Обратимся к тексту и постараемся понять, как Николай Дик СДЕЛАЛ этот прекрасный текст и на базе имманентной анализа мы поймём.
"Поздно вечером и днем летом жарким и весною
Человек свой строил дом и НЕ думал о покое
По кирпичику, с трудом, для СЕБЯ - не ДЛЯ КОГО,- ТО"...- т.д.... все подчинено одной единственной идее ДЕЛАТЬ - последней позиции ИДЕОГЕНЕЗИСА, однако эта самая последняя идеогенетическая идея является моментом ЭКСТЕРИОРИЗАЦИИ мысли МЫСЛЯЩЕЙ, которая представляет МЕНТАЛЬНЫЙ креативный процесс. Однако в поэтический тексте Николая Дика, мысловный процесс отсутствует,тем не менее Читатель встречается с силлогизмом, произнесенным человеком:" Для ЧЕГО я горбил спину летом жарким и в грозу? // если в доме никого, то тогда КОМУ Я НУЖЕН"? -
Этот момент Шкловский назвал приемом "остранения", где важную роль играет трансмодальное идея " ПЕРЦЕПЦИИ"!.
Поэт исключительно точно его передает :
" Разогнался, а внизу только высохшая глина" -
глагол ПЕРЦЕПЦИИ эксплицитно пропущен! Поэт использует ЭЛЛИПС, чтобы Читатель вместе с Персонажем оказслепозиции " удивления" = " ОСТРАНЕНИЯ" = НЕУЗНАВАНИЯ.
Обращает на себя внимание идея ОБОБЩЕННОСТИ - ЧЕЛОВЕК, т. е. Речь идет о любом из нас, строящим каждый свой ДОМ - ЖИЗНЬ часто с одной целью не совсем ОСОЗНАННОЙ -- СЕМЬЮ , КАРЬЕРУ .. Вт тут и возникает вопрос: ВИДИТ, ПОНИМАЕТ ли ЧЕЛОВЕК , ЧТО ТОЧНО ОН ДЕЛАЕТ?
Так, например, Платон разделял людей на две категории: философствующие люди , для которых идея ФИКС есть ЦЕЛЬ , например, как в данном тексте ЧЕЛОВЕК строит СВОЙ ДОМ для себя или просто живет в свое удовольствие...и приходит момент, когда он прозревает( конечно не все), что все было САМОЦЕЛЬНО, т.е. сама идея существования не " БЫТЬ" а "КАЖЕТСЯ". Позднее в НОВОМ ЗАВЕТЕ Св. Павел напишет свое ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ РИМЛЯНИНАМ, где разовьет эту идею ПЛАТОНА интересным заключением: "Бог дал им УШИ, чтобы НЕ слышать и ГЛАЗА, чтобы НЕ видеть".
Невероятным финальным ЗАКЛЮЧЕНИЕМ заканчивается поэтический текст: идеей РАЗРУШЕНИЯ и ОДИНОЧЕСТВА.
Идея СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕДУЦИРУЕТСЯ К НОЛЕВОМУ состоянию, а идея о действии оказывается идеей АБСУРДА!
Вот почему в поэтическом тексте Николая Дика НЕТ перцептивного глагола , а только ИДЕЯ перцепции, переданная развернутым ЭЛЛИПСОМ. Это означает, ЧТО ЧЕЛОВЕК ОБЛАДАН КАКОЙ -- ЛИБО ИДЕЕЙ ЖИВЕТ АВТОМАТИЧЕСКИ и его БЫТЬ = КАЖЕТСЯ.
" жизнь прожил за одного"
Очень МУДРЫЙ текст создан Николаем Дико
ЛИТЕРАТУРА
1. Christo Todorov, La t;orie op;rative et la litt;rature fran;aise, FABER, 2003
2 Gustave Guillaume, Le langage et la science, 1964
3.Platon, Les mythes de l';me, Platon et l'Acad;mie=
Свидетельство о публикации №116041708143