Лариса - Феникс Хочу нарисовать я Счастье

ХОЧУ НАРИСОВАТЬ Я СЧАСТЬЕ...

  Хочу нарисовать я ... Счастье.
  Все краски...радуги...возьму.
  Росу с цветов и каплю страсти.
  Прибоя шум, и леса ... тишину.

  Добавлю ... легкий... ветерок.
  И облаков пушистых  - стайку.
  Луч солнца, птичий... говорок.
  И... разноцветье - на лужайке.

  Смешаю - россыпи ... дождей.
  И воздух чистый - на рассвете.
  Всю теплоту ... сердец людей.
  И радость жизни... на планете.

  Нектаром чувств ...я окроплю.
  Добавлю - поцелуев нежность.
  И россыпь Звезд - туда волью.
  Надежд моих... безбрежность.

  Веселый, звонкий смех детей.
  Любовь, семью и материнство.
  И в небе ... мирном ...голубей.
  Народов дружбу, и - единство.             ( Лариса - Феникс)

  14.06. 2014

 Когда я прочитала это стихотворение полное Радости, Легкости, Прозрачности, Любви, - у меня появилось ощущение моего внутреннего "перерождения"...

  Первое, что обращает на себя внимание, - это оформление каждой строфы, заканчивающейся ТОЧКОЙ. И в то же время, - почти в каждой строфе многоточие и не одно и еще тире.

  Будучи текстом Персональным, т.е. написанным от Первого Лица, - первое лицо "Я" Автора введено только в первой строфе первого четверостишия.

 Четыре четверостишия создают иллюзию Счастья, рожденного восприятием и воспроизвеждением природы. Так поэтический текст интегрируется на базе двух идеогенетических идеях: стабильной идеогенетической идеи, выражающей действие - ДЕЛАТЬ = РИСОВАТЬ и трансмодальных идей: перцептивных и чувственных. Причиной написания текста является модальный глагол "хотеть", остающийся до конца стихотворения имплицитным и транзитивным, что и обеспечивает всему тексту "ВОЗДУШНОСТЬ", т.е. коварный модальный глагол "хотеть", которым начинается поэтический текст:" Хочу нарисовать я..." не обременяется идеей "иметь" , а трансмодальной идеей "чувствовать" , чем и объясняется последнее слово первой строфы - "СЧАСТЬЕ":

 "Хочу нарисовать я ...Счастье." -

и появляется первое многоточие, однако фраза повествовательная, реферирующая к архифразе типа " это будет так". "Счастье." - это ТЕМА всего стихотворения и, т.к. Лирическое "Я" рисует, то сам процесс мышления типа ЧТО и КАК,  и процесс действия ="нарисовать" , сопровождаются вслух и размышлением, и комментарием и констатацией. Именно идея констатации= "это решено, и сделано", и передается одновременно разговором с сама собой....и подчеркивается ТОЧКОЙ. Таким образом каждая строфа передает мысли и действия Поэтессы и как процесс ,получивший уже свое выражение на холсте.

 Таким образом ТЕМА , заданная в первой строфе - ставит в позицию РЕМЬІ весь текст, т.к. о ТЕМЕ - "Счастье"  идет авторское рассуждение, сопровождаемое и действием.

 графически  построение стихотвариния можнж было бы выразить так:

ТЕМА: СЧАСТЬЕ                РЕМА: ДЕЙСТВИЕ, РИСОВАНИЕ   

СОДЕРЖАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ И КАРТИНЬІ ДОЛЖНЬІ ПЕРЕДАТЬ СУБЪЕКТИВНОЕ ПОНИМАНИЕ  СЛОВА: С Ч А С Т Ь Е.

Предлагаю обратиться к самому тексту и рассмотреть каждую строфу, где содержится свой элемент СЧАСТЬЯ.

 "Все краски...радуги... возьму." -

силлогизм= заключение рассуждения. Последнее передано очень оригинально: передан процесс мышления:

1. "Все краски.... - такое построение показывает как организируется процесс и мысловный и процесс действия. Первое многоточие ( ...)  вводит синтаксическую ПАУЗУ в строфу. Почему? потому, что надо подумать ОТКУДА "взять ВСЕ краски" ...из представления на полотне "радуги" и ее оттенков.  Второе многоточие ( ... ),т.е. вторая синтаскическая пауза ... далее Авторское решение выражено глаголом "ВЗЯТЬ" или "БРАТЬ" - "возьму" - решение принято и далее начинается его реализация.

2. "Росу цветов и каплю страсти.
    Прибоя шум, и леса ... тишина." -

предложенные тут две строфы ( третья и четвертая первого четверостишия)  - представляют развернутый эллипс, нет глагола. А это означает, что процесс деятельности предполагается, а передается только эксплицитно перенесенное на полотно...

 Однако каждая из этих двух строф содержит свои особенности: тут смешиваются как эксплицитно присутствующие в природе "явления" так и воображаемое - например, обе строфы оказываются не просто развернутыми эллипсами,  - это метафоризированные эллипсы:" каплю СТРАСТИ"; или противопоставление типа:" Прибоя шум, / и леса ... тишина" - "шум / тишина" или многоточие: какую информацию скрывает оно...?

Интересно рассмотреть понятие "счастье" с точки зрения законов оперативной риторики. Согласно теории Христо Тодорова о ТРОПАХ, метафора , - это катахреза , котороя рождается между двумя пропивоположными основными прилагательными. Например , "счастье" появляется между такими основными прилагательными как "маленький - большой", - двигаясь к понятию  "большой "  - понятие "радость" достигает самого высокого напряжения в слове "счастье", а двигаясь к противоположной стороне :"маленький" может обрести и понятие "печали"

  Второе четверостишие:

  "Добавлю... легкий ... ветерок.
  И облаков пушистых стайку.
  Луч солнца, птичий ...говорок.
  И...разноцветье на лужайке."

 - здесь структура повторяется, но благодаря глаголу " ДОБАВЛЮ", выражающему  взятое Художницей-Поэтессой решение ЧТО делать, это четвростишие кажется "воздушным" , чему способствует подобранная лексика. А лексика  способствует введению  описательно-локативной  идеи : "НЕБО -> ВЕТЕРОК -> ЛУЖАЙКА" , кстати, следует отметить использование тут и уменьшительных слов: "легкий ...ветерок" - " и облаков пушистых стайку" - "птичий...говорок" - "на лужайке" и аккомпанирующих прилагательных:"легкий"; "пушистых". И, естественно, синтаксические паузы - многоточие - целых ЧЕТЬІРЕ.

Третье четверостишие:

  "Смешаю - россыпи... дождей.

- первая строфа содержит опосредованное присутствие Лирического " Я" , введенного глаголом выражающим,

действие в Первом лице: " СМЕШАЮ" , далее следует синтаксическая пауза последняя служит "передачей"  имплицитно присутствующего процесса организации мыслимого материала=" мысль мыслящая" и , наконец, экстериоризация мысли в метафорической форме, разорванной новой синтаксический паузой, выраженной многоточием: "РОССЫПИ... ДОЖДЯ". Итак на первом месте стоит РЕМА, выраженная глаголом и дарее начинает реализоваться ТЕМА!  Если схематично представить указанную нами первую строфу, то мы получим " идею АБСУРДА" ,Т.к. слова собранные вместе оказываются несопоставимыми:

СМЕШАЮ / РОССЫПИ/ ДОЖДЯ/ И воздух чистый --  на рассвете./ Всю теплоту... сердец людей./ И радость жизни ... на планете." - 

перед нами момент построения "мысли мыслящей, т.е. этап пред-языка!, чем и объясняется такая необыкновенная структура всего четверостишия! А " мысль мыслимая" выражается на холсте!

Поражают метафоры!

 Четвертое четверостишие:

  " Нектаром чувств...я окроплю.
    Добавлю - поцелуев нежность.
    И россыпь Звезд - туда воль.
    Надежд моих ... безбрежность."-

удивительно богатое воображени Поэтессы поражает!
Например, выбор глаголов, передающих красоту реализации идеи действия: ОКРОПЛЮ! ДОБАВЛЮ!

 Или метафорическое представление картины СЧАСТЬЯ! " Нектаром/чувств / ОКРОПЛЮ!

 А вот еще: Добавлю/ поцелуев нежность - россыпь Звезд/ солью туда / Надежд моих... /безбрежность!

Вертикальная линия между словами маркируется несовместимость слов.

 Пятое четверостишие:

Веселый, звонкий смех детей.
Любовь, семью и материнство.
И в небе... мирном...голубе.
Народов дружбу и - единство. -

Что же касается последнего четверостишия, то его можно рассматривать и как мыслимый развернутый эллипс! Или как продолжение предыдущего четверостишия!

 ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЛИРИЗМ ЛЕГКИЙ, С ЦВЕТОВОЙ ГАММОЙ!

 
ЛИТЕРАТУРА

 1. Christo Todorov, Histoire de la litterature francaise, Poesie, FABET ,2003
2 Gustave Guillaume, La langue et la science! 1964

http://www.stihi.ru/2014/06/14/8957

 


Рецензии