На ТВЦ ток- шоу Право знать! я с интересом...

На ТВЦ ток- шоу "Право знать!" я с интересом,
Огромным выслушал и многое отнёс к себе я,
Поскольку сам участвовал в развитии Прогресса,
Бороться с бюрократией я силами слабею.

Я Александра Аузана следовал девизу,
Открытья свои делал я с далёкой перспективой,
Придти в Грядущее по круговой орбите снизу,
Мечтал об этом я и проявлял свою активность.

И мантрой от Культуры к экономике поплыл я,
Войдя в контакт из древней Греции аж с Одиссеем,
К признанию открытий всех я плыл неторопливо,
И до сих пор мы на стихи.ру новых Знаний сеем.

И Николай Усков, как и Бабаева Светлана,
Открытьями моими могут даже и увлечься,
Поскольку во внедреньи их имеет автор планы,
О чём при статусе нулём не может быть и речи.

Давно свою судьбу в тридцатом веке отразил я,
И строчки те, возможно, я сейчас Вам приведу,
Заранее я вижу, как Светлана поразилась,
Узнав, какой мне пред Наукой выдвинут редут!

Авторитетный экономист ответит на вопросы в ток-шоу «Право знать!» на канале ТВЦ
Декан экономического факультета МГУ, научный руководитель Института национальных проектов Александр Аузан ответит на вопросы участников программы Дмитрия Куликова «Право знать!» на телеканале ТВЦ в субботу, 16 апреля, в 22.10.

В программе примут участие главный редактор журнала «Форбс» Николай Усков, главный редактор «Газеты.ру» Светлана Бабаева, журналист Леонид Крутаков, спецкор издания Lenta.ru Александр Бирман.

На какие источники инвестирования может рассчитывать Россия? Когда мы выйдем из кризиса? Каков экономический прогноз на ближайшие годы? Вот основной круг вопросов, на которые готов ответить Александр Аузан.


Давно свою судьбу в тридцатом веке отразил я- Начну экскурс в судьбу моих научных открытий, который продлится тысячелетие с довольно странного заседания НТС, состоявшегося 15 мая 1978 года (оставался месяц до двухлетия до открытия т.н. фенольного парадокса, в письме  Е.Н. Мишустина от 22 сентября 1976г. названного стимулированием окисления фенолов). Уже и доклад состоялся о фотоэффекте-330 на I Всесоюзном Симпозиуме по фотобиологии, уже  было известно, что учёные Института цитологии АН СССР, пригласившие на Симпозиум отозвались об опытах автора весьма лестно: "Нам понравилось, что солнечный луч Вы сделали деталью своих экспериментов". И вот на злополучном заседании НТС Бакинского филиала ВНИИ ВОДГЕО 15 мая 1978 года остался открытым вопрос... диссертабельности разработок автора. Это было началом, как потом выяснится, не имеющей аналога в истории науки как  бы гонения на автора, похожего на средневековое отлучение от науки за слишком дерзкие открытия, следы которого идут и в сегодняшний день. Дело дойдёт до того, что  день рождения, 16 марта 1983 года, окажется днём прощания с любимой наукой. Что тогда оставалось делать автору в 1978 году? Аппелировать к будущему. Так и было написано вот  это эссе, разосланное тогда в 11 адресов, в надежде на понимание и поддержку.

                ЧУДАК-ЧЕЛОВЕК, ИЛИ ОДИН В ПОЛЕ ВОИН.
       /научно-фантастическая быль смешанного жанра с предисловием/

                ПРЕДИСЛОВИЕ.

Люди с творческой жилкой, обострённо воспринимающие новое, являются источниками
процветания общества и неразумно допускать,чтобы они терялись из виду, или без пользы уходили в землю.


     Одному можно построить дом. На век. В коллективе можно оставить после себя пирамиду. На тысячелетия. Но в одиночестве можно оставить целый мир. Навсегда!
     Как это сделать? Очень просто. Нужно рискнуть. Просто, потому что для этого следует не защитить в срок плановую диссертацию, и по примеру лягушки, попавшей в сосуд с молоком, нужно выбраться наверх по дорожке, состоящей сплошь из новых причинных связей и закономерностей окружающего нас материального мира.
     Рискованно, потому-что с багажом нового знания труднее сесть на поезд, идущий в Науку. Но ведь новое и риск так же неотделимы, как небо и земля  у горизонта. А лишь за ним- неизведанное. И человек, не оглядываясь, шёл за линией горизонта, а она заманивала его всё дальше и дальше. Вот почему мы знаем сегодня,  как выглядит Земля из космоса и совсем забыли, какова она, если взглянуть на неё из глубины пещер.
     И вот что любопытно. СПОРТ, ИСКУССТВО и НАУКУ, эти разнородные cферы притяжения человека, объединяет рождаемое в них совершенство- ТЕЛА, ДУШИ и МЫСЛИ. Но если в спорте признать рекордным результат спустя тысячелетия- явная нелепость, если в искусстве способность к творчеству не остаётся незамеченной, на благо всему обществу, в науке всё ещё возможны парадоксы.
      К сожалению, судьбе было угодно  избрать автора для иллюстрации того, как в науке может проявиться принцип "ВСЁ НАОБОРОТ".
      Вероятно, это обстоятельство нежелательным образом отражается и на судьбе учёного и на развитии НТП, о чём будет рассказано на следующих страницах при взляде на описываемые события летом 1978 года и тысячу лет спустя...

                ХХ ВЕК. ПОСЛЕДНЯЯ ЧЕТВЕРТЬ.

      Сказав, что пути науки неисповедимы,
      мы нисколько не погрешим против Истины,
      ибо наука всё более всё более
      становится могущественной силой.

     Живёт-есть чудак-человек и всюду ищет ассоциации- в облаках, в музыке, в науке. Но особенно по душе ему взглядом провожать поезда и бегать по стыкам. Сначала забежит к очистникам-гидробиологам и спросит некстати: "А вы знаете, что т.н. индикаторные организмы существуют только в нашем с вами воображении? Хотите убедиться в этом и взглянуть на процесс очистки "глазами" его агентов- прочтите мою научную сказку "СТРАНА ЧУДЕС- В АЛИСЕ"- сегодня на проза.ру.
     Вот рядом гидрохимики и гидробиологи. Делится радостью с ними: "Представляете, реакция среды рН является, оказывается, параметром стационарного состояния (а стационарное состояние- это когда вы открыли воду и вода в раковине стоит на одном уровне), находится в зависимости от геометрии биореактора, количества воздуха и типа аэратора".
     Недалеко от микробиологов расположились биохимики, он к ним: "Кто бы мог подумать, что окисление микроорганизмами избытка фенольных соединений, а это, к примеру, карболка,   также может являться стационарным состоянием и тогда определяется, скорее  всего, соотношением активных и неактивных фермент-субстратных комплексов, а благодаря их деятельности мы все и живём. Конечно, эти комплексы нельзя увидеть, но возможно, вот этими всплесками кривых они выдают своё присутствие, подобно заряженным частицам в камере Вильсона. Не стоновится ли в этот момент соотношение молекул ферментов и питания равным единице?!"
     Еле отдышавшись, спросит у электрохимиков и микробиологов: "Как вы думаете, почему в присутствии бензальдегида фторопластовая мембранна датчика  растворённого кислорода не выполняет свои функции?"...
    Уже поздним вечером окажется на стыке, на котором специалисты, как говорится, "собаку съели" в биохимии и генетике микроорганизмов, сообщив, что в недавних экспериментах смешанная микрофлора в течение более двух месяцев передавала по наследству интересную особенность. Расскажет: "Меня поражало, почему через 15-20 мин. "голодания" на воздухе миллиардов  микробных клеток, выращенных нестерильно на растворе ацетона, при последующем возобновлении питания, кривая их дыхания превращалась, образно говоря, из остроконечной пики в волнистую линию явно автоколебательного характера?"
     "Ваши данные интересны, повторяю".- был ответ д.б.н. Ю.Н. Карасевича (Институт микробиологии АН СССР).

                ХХХ ВЕК.

     Автотрофный РАЗУМ обживает ВСЕЛЕННУЮ. Уже практически из ничего (поле) делают всё. Нет проблем- все они решаются комплексно, посредством взаимоуничтожения. В отличие от доисторического телевизора лист живой бумаги создаёт полный эффект присутствия. Хлоропласты обеспечивают энергией, химотроника и хромофоры дают цветную картинку, ферментные системы по заданной программе выделяют комплексы пахучих соединений, стереозвук- от КРЕМНИЕВЫХ усилителей. Спектакли по произведениям авторов древности, Шекспира, Пушкина, Толстого, Маяковского, Распутина, Ф.Искандера, А. Солженицына записаны в последовательности нуклеотидов и воспроизводятся раскручиванием молекул ДНК. Включение в двух вариантах-  взглядом и мысленное.
     Всё новое сразу становится достоянием гласности и запоминается компьютерами, моделирующими работу головного мозга, размером не более кармашка, в котором они и размещаются. Объем памяти их безграничен за счёт использования в качестве элементов ячеек органических молекул, способных принимать, подобно лезвию безопасной бритвы, зажатой между пальцами, две конфигурации.
     Все мыслят образами, ассоциациями и ещё не умея ходить малыши переговариваются, изучая алфавит: "АБВ, ГДЕ ЖЗИКЛМ НОПРСТ?"- "У ФХЦЧШЩ ЭЮЯ". В детском садике играют в квантовую механику, перевоплощаясь в ЭЛЕКТРОНЫ, нейтрино, кварки: "Скажи, друг ЭЛЕКТРОН, что есть триплет?"- "Это когда тебя молнией ударит такой фотон, что ты подпрыгнешь и очутишься в расщелине между СКАЛ, где долго ворочаешься, не зная куда деть энергию, ворочаешься на СПИНЕ, а возвращаешься домой, оглашая окрестности проклятьями".
     Неожиданно обнаруживаются древнейшие записи,  после расшифровки которых и перевода на вселенский язык выясняется, что первооткрывателем ряда интересных закономерностей в области микробиологии был никому неизвестный учёный эпохи НТР. Учелевшая часть фамилии учёного- ....ШКИН дала основание для версии, согласно которой А.С. ПУШКИН увлекался микробиологией. Другие возражали, мол, тогда бы великий Пастер сослался на него в своих трудах. Возраст уцелевших бумаг определить не удалось- мешал вон от аварий атомных электростанций. Беспрецедентный случай привлёк всеобщее внимание. Собрав и обработав все известные им сведения, заложили их в ЭВМ и нажали на клавишу "проз". Ответ не заставил себя ждать:
      1.Учёный избежал  модную в древности болезнь под названием "флюс"
      2.Из опасения прослыть лжеучёным и дилетантом соискатели не пытались разбираться в различных областях знаний, иначе- разбрасываться.
      3.К новым результатам, будь они трижды интересные, относились с опаской, как к Троянскому коню, если только эти результаты, хотя и простые, не выводились из зарослей математических выкладок и формул.
      Привычные более изъясняться рифмами, затем нажали на "поэз"  и узнали:
      1.Было плюсом болеть флюсом.
      2.Не однолюб в науке,
        Не без искры таланта,
        И мастер на все руки
        Считался...дилетантом.
      3.Не было при защите похвал выше,
        Чем- человек из леса формул вышел.
      Так и не узнав ничего о личности учёного древности, решили поставить 
      ПАМЯТНИК. Неизвестному учёному.

       СНОВА ХХ ВЕК. ПОСЛЕДНЯЯ ЧЕТВЕРТЬ.

     15 мая на заседании НТС Бакфилиала ВНИИ ВОДГЕО с целью закрепить за Артюшкиным А.Д. тему канд. диссертации "Исследование новых стационарных состояний в микробиологии очистки сточных вод" обсуждается вопрос дисертабельности практически завершённой работы. Усилиями четы канд. технических наук вопрос остаётся открытым. Аргументы. Он: "Это уже известно". Она: "Это ещё не доказано"....Я рядом, на стене висели удивительные кривые. А на лабораторных установках уже десятый день выращивались культуры, с использованием которых почти каждый день регистрировались приборами синхронные автоколебания кислорода и рН- впервые в мире.

     PS. Через несколько лет оппоненты станут героями публикаций "Литературной газеты"  "Омут" и "Без покаяния" Л.И. Графовой. Не суть конфликта, а только названия публикаций стали для автора знаковыми. В "Омуте" забвения спустя десятилетия оказались открытия автора. "Без покаяния"- явную ошибку так никто и не исправил. Даже спустя 32 года. Ещё одно подтверждение непредсказуемости прошлого России.

    Реестр заказных писем от 22.08.78.

     1.Москва  Г-48, Дир. ВНИИ ВОДГЕО проф. С.В. Яковлеву.
     2.Москва 101000 Ред. журнала "Изобретатель и рационализатор".
     3.Москва К-64   ВАК СССР."
     4.Москва 473    Ред. ж. "Знание- сила", академику Е.П. Велихову.
     5.Москва Центр  Ред. ж. "Наука и жизнь".
     6.Москва А-47   Могилёву А.И.
     7.Ленинград Ф-121 Самойловой К.И.   
     8.Москва Центр  Микояну Э.П.
     9.Москва В-333  Академику  Колосову М.Н.
    10.Москва Ц      Ред. "Литературной газеты".
    11.Пущино Моск обл.Дир. ИБФМ АН СССР члену-корр. АН СССР Г.К. Скрябину.
     З/п 135-145 на сумму два-30.


Рецензии