Мальчик, у которого нет завтрашнего дня. Рассказ
Сегодня я расскажу о себе. Впрочем, я всегда всё делаю сегодня, и мне непонятно, почему остальные не могут точно так же.
Люди называют меня по-разному. Когда я выглядел, как ребёнок, то считался умственно отсталым, когда на моём лице появились борода и морщины, меня стали называть учителем или просветлённым. В мой адрес летят оскорбления и похвала, я встречаю отторжение и поклонение, хоть я и с трудом улавливаю различия между всеми этими терминами, намного более знакомыми моему окружению.
Но начать, пожалуй, стоит с момента моего первого осознания себя. И тут я понимаю, что именно первого момента не было.
Люди говорят, что он был в прошлом, и называется это «детство». Сколько я ни задавал уточняющих вопросов, понять все нюансы мне так и не удалось. Дело в том, что я всегда чувствую только «сегодня». Просыпаюсь сегодня, люблю женщину сегодня, чувствую боль сегодня. Ни одна моя попытка вспомнить некое «вчера» или «год назад» не увенчалась успехом.
Ведь это всё сегодня! Я есть сейчас, только сейчас! И это мой вечный спор с окружением, хотя мне попадаются и те, кто с одобрением качают головой и говорят об «осознанности». Их я тоже перестаю понимать, когда они начинают мне что-то противопоставлять в качестве примеров «неосознанного» поведения. Что такое жить прошлым? Что такое рефлексии? Что такое «планировать»? Не понимаю. Правда. Просто мне часто не верят. Пытаются издеваться, смеются. Или восхищаются. Но я правда не понимаю.
Итак, «детство». Люди называют детством состояние, когда они выглядят маленькими, у них круглые личики, мягкие голоса и чистые взгляды. Я смотрю на других детишек и понимаю: они переживают опыт детства. Сегодня. Я тоже имею опыт детства, и он тоже был у меня сегодня. Взрослые (такие, как я на текущий момент) называют детство «прошлым». С этим странным «прошлым» мне более или менее удалось разобраться, хоть и выяснилось, что мы с людьми понимаем его по-разному.
Все вокруг говорят о каких-то трёх состояниях: то, что было — прошлое, то, что сейчас — текущий поток, настоящее, и некое будущее. С настоящим проще всего. Вот я есть сегодня. Всегда сегодня. Прошлое я могу как-то понять, хоть я и чувствую, что мы с людьми интерпретируем это слово по-разному. После долгих объяснений я разобрался, что прошлое — это мой опыт, который привёл меня к текущему моменту. Забава в том, что опыт всё равно был со мной сегодня, а моё состояние, оно здесь и сейчас. Вот же я. Я меняюсь непрерывно, каждый миг, даже рассказывая эту историю. Мой опыт привёл меня к данному состоянию, и поэтому я такой. Тем не менее, как следует, я могу сосредоточиться только на потоке, окружающем меня сейчас. Сегодня.
Люди же как-то могут перемещать своё сознание в опыт ушедшего потока и сидеть в нём мыслями, порой полностью теряя связь с реальностью. Я так не умею. И не понимаю, зачем уметь. Я всегда слышу звуки вокруг, вижу картинки, чувствую запахи и воздействия на кожу, вкус. Непрерывно.
Меня часто спрашивают: ты что, не помнишь, что было вчера?
Что такое «вчера»? Этот вопрос долго шёл со мной бок о бок в моём потоке, но в конечном итоге я его просто оставил. Сейчас он не со мной.
Я не узнаю себя на фотографиях. Да и других людей тоже. Вот я смотрю в зеркало — это я. А на фотографии какой-то мальчик. Тогда мне говорят: «А вот я, меня узнаешь?». Я улыбаюсь: «Нет же, вот ты!». Не понимают. И я их не понимаю.
Меня часто спрашивают: «Ты что, ничего не помнишь?»
Я научился понимать этот вопрос, но после долгой работы с врачами. Люди имеют в виду другое: «Что привело тебя к тому, какой ты сейчас?» Я отвечаю: «Всё, что было сегодня». Тогда они сужают вопросы до более конкретных формулировок. Например:
– Почему ты не трогаешь огонь?
– Потому что от него больно.
– А откуда ты это знаешь?
– Потому что сегодня я зажигал спичку и сделал себе больно.
– Разве сегодня?
Мы путаемся в терминах. Но в целом они докапываются до сути, которая их устраивает.
Врачи считают, что у меня отличная «память» и идеальная концентрация. Мне не с чем сравнивать, поэтому я оставляю выводы им. Я помню всё, как сегодня. Только это их и смущает. Меня нет. Я наслаждаюсь потоком жизни и тем, что я существую в бесконечный текущий момент. Всегда. Сегодня. Сейчас. А то, что меня считают не таким, как все, а я не понимаю вопросов некоего «времени» — всего лишь часть моего состояния.
Ну да ладно. Прошлое – это мой опыт. Здесь ещё как-то ясно. Самое трудное – это будущее. Вот уж совсем непонятный зверь. Хуже только термин "время". Люди рассказывают, будто могут отвлекаться от текущего потока событий и заглядывать в другой поток, который не сейчас, не сегодня, не всегда и не опыт. Я искренне не понимаю, что это такое. Вот никак не могу.
У меня есть девушка. Она очень любит приходить в мой поток. Говорит, я нежный, чуткий и полностью в ней растворяюсь. Я люблю эти слова. Я даже могу их "вспоминать". Проще говоря, опыт этих слов заставляет меня улыбаться сейчас. Но я не перестаю в этот момент всецело ощущать текущее. Как я понял, в этом ключевая разница между мной и остальными.
Бывает, что она вклинивается в мой поток. Мы лежим, обнимаемся. Я наслаждаюсь. Всегда наслаждаюсь. Она грустит. И мне всегда неясно, почему. Она говорит: "Так жаль. Что всё кончится". Я говорю: "Но вот же я". Она отвечает: "Ты уйдёшь утром". Я не понимаю.
Мне много раз объясняли про утро, ночь и день, но я так ничего и не смог понять. Дело в том, что я опять же "с детства" не отличаю то, что люди видят, как свет и темнота. Мне часто говорят: «Утро – это когда ты проснулся». Я отвечаю: «Сколько раз ни пробовал, всегда просыпаюсь одинаково». Они говорят: «Хорошо, утро – это свет после ночи». Не понимаю. Столько всего не понимаю. Но это нормально. Непонимание – это часть состояния, стимул к познанию и развитию. Я могу сейчас описать весь свой опыт, и кто я есть, используя общепринятые термины только потому, что я обучаюсь, спрашиваю и пытаюсь подобрать аналогии среди слов, подходящих и для моего мировосприятия, и для восприятия людей. Говорят, "раньше" я не мог и двух слов связать. А что такое раньше? Это когда у меня есть такой опыт.
Статья одного из учеников Школы состояния потока.
Когда Великий учитель уходил от нас, мы все были рядом. Он лежал в своих покоях, улыбающийся, просветлённый, и что-то рассказывал, как обычно. Только уже в последний раз.
Много лет назад один из наставников нашей школы занимался медицинской практикой, а именно работал с людьми с психическими отклонениями. Так он нашёл Учителя, который на тот момент был одним из исследуемых пациентов. В любой другой подобной ситуации результаты могли оказаться какими угодно, но по воле Вселенной именно наш наставник начал работу с Учителем и очень быстро заметил, что изучаемое отклонение – это концентрированная, гипертрофированная, доведённая до Абсолюта суть нашего учения, суть состояния потока. Тогда наставник начал подготавливать почву для перевода пациента в нашу школу в качестве Учителя. Это удалось не сразу, поэтому исследования продолжались.
Я читал доклад, с которым выступал наш наставник перед коллегами. В медицинских терминах всё довольно сложно. Вот некоторые выдержки:
"У пациента наблюдается максимальная концентрация внимания на текущем моменте. Все пять чувств и сознание постоянно воспринимают окружающий мир здесь и сейчас обострённо, сбить концентрацию крайне тяжело, и, если это происходит, пациент так же глубоко погружается в новый отвлекающий фактор. При этом острое восприятие текущего момента сохраняется. Пациент способен быть максимально сконцентрированным на внешних раздражающих факторах данной ситуации, и в то же время сосредоточенно мыслить о чём-то одном. Переход от размышления к размышлению очень плавный, перетеканием. Пациент либо не подпускает сторонних мыслей во время рассуждения о чём-то одном, либо полностью переключает внимание.
Наблюдаемый не различает Луну и Солнце, день и ночь, не умеет привязывать свет и темноту ко времени, а само понятие времени сильно искажено. Пациент постоянно ощущает себя только в текущем моменте. Понятие "прошлое" ему неясно по внутренней логике. У наблюдаемого существует чёткий шаблон: "Каждый раз я просыпаюсь сегодня. Ни разу ещё не было, чтобы я проснулся вчера или завтра. Поэтому я не знаю, что это". Избавиться от этого шаблона не удалось никому из врачей за всё время работы с пациентом.
Однако совместными усилиями психиатров и самого наблюдаемого, который всегда изъявлял горячее желание изучать окружающий мир и людей, удалось создать в сознании пациента связки и аналогии, которые позволили ему, сохраняя свой образ мышления и восприятия реальности, выражать мысли так, чтобы окружающие его понимали. Грубо говоря, врачи научили наблюдаемого "стандартизировать" изложение своих мыслей. При этом оригинальный ход рассуждений в голове у пациента был сохранён. Это считалось крайне важным.
К примеру, пациент знает, что, если он хочет рассказать о чём-то, что было пережито им, как опыт, он должен пользоваться прошедшим временем, несмотря на то, что он воспринимает всё, как текущий поток. Мы не могли научить наблюдаемого пользоваться будущим временем, однако он умеет говорить о том, что та или иная вещь уходит из его потока или не будет там всегда. Это уже достижение. Пациент способен формулировать желания и мечты при помощи фраз "я хочу", "я хотел бы", "я чувствую необходимость", "мне нужно" и т.п. Однако планировать он совершенно не способен".
В этом докладе было множество указаний на различные симптомы, попытки поставить диагноз и долгие описания использованных методов лечения или работы с "пациентом". Всем нам невероятно повезло, что именно наш наставник вёл основное наблюдение. В определённый момент ему пришло понимание, что "пациент" представляет собой уникальный пример утрированной осознанности, жизни в состоянии потока – того, к чему стремится не только каждый ученик нашей школы, но и представители множества мировых религий и духовных учений. После ряда согласований "пациент" был передан под опеку Школы состояния потока, где и стал нашим Великим Учителем, рассказывая нам о своём мировосприятии до самой смерти в возрасте шестидесяти семи лет.
Вся информация, которая сохранилась – это письменные или диктофонные записи рассказов Учителя, позже систематизированные учениками под руководством наставников.
Из прощальной речи Великого Учителя Школы состояния потока.
Я научился говорить так, как хотите слышать и как понимаете вы. Хоть мне и кажется порой, что тем самым я ввожу вас в заблуждение и мешаю правильному восприятию излагаемой мной информации. Однако у нас нет выбора.
Ребёнок радуется каждой мелочи и легко переключает внимание. Если вы дадите ему игрушку, он радуется игрушке, если ущипнёте, он переключится на боль целиком. Ребёнок не подвергает сомнению, что важно всё, во что его вовлекает мир, для него всё есть познание. Я живу так же, поскольку ещё сегодня был ребёнком. У меня есть этот опыт, и он прекрасен.
Взрослые же нуждаются в градациях и категориях: день, ночь, хорошо, плохо, грязно, чисто, не понимая главного: мир просто существует во всём спектре проявления себя. Мир бeзоцeночeн – люди дают оценки. Взрослые нуждаются в атрибутике в виде вещей хороших и вещей плохих, календарях, числах, датах и годовщинах. Взрослые изо всех сил стараются, но не могут понять, что прошлого и тем более будущего нет. Есть только здесь и сейчас, есть восприятие текущего момента и ложный бег мозга по записям из прошлого опыта или фантазиям по тому, чего никогда не было, отвлекающие от настоящей жизни.
Ни один момент в прошлом не может быть прекраснее того, что сейчас, просто потому что прошлого нет, а поток есть всегда. Ты, именно ты воспринимаешь мир только в данный миг. И это единственная реальность. Она есть всегда. Вовеки. И она прекрасна.
Не может быть опыт ушедший лучше опыта текущего, всё одно: бесконечное восприятие реальности, никогда не отступающее. Люди привязываются к вещам, другим людям, не понимая, что объективно ничего никогда не меняется, а именно сам факт восприятия, изучения, познания. В этой системе координат вся ваша атрибутика не имеет смысла. Всё – декорации.
Человек часто переживает какой-то прекрасный опыт и замыкается в нём, насильно запуская мысли внутрь этих воспоминаний. Мозг сбоит, теряет связь с реальностью. Так не должно быть. Люди забывают о главном. Прекрасен сам поток, а не конкретный опыт в нём.
Говорят, я умираю. Не понимаю. Смерти нет. Я родился сегодня, я мыслю сегодня. Я всегда существую сегодня. А сегодня было всегда. Мой поток бесконечен, как и ваши. Многое уходит от вас, вы уходите от многого, одно неизменно: вы есть.
Сегодня самый прекрасный и счастливый день. Именно сегодня вы получаете новый опыт. Именно сегодня вы меняетесь. Именно сегодня вы становитесь собой. Сегодня бесконечно. И счастливы вы именно сегодня. То есть?
Всегда.
Свидетельство о публикации №116041710210