Сотворение мира по философии санкхья

26 глава 3 песнь Шримад Бхагаватам

Господь Капила сказал: - О мать
Знание особое Я хочу тебе дать
Абсолютная Истина в нем заключена
И не только для тебя одной будет она
Любой, кто знание то постигает
Невежество в нем тут же умирает
Не боится человек тогда ничего
Гуны природы не могут тронуть его

Знай моя матушка это знание
Высшая ступень самоосознания
Сейчас Я знание это открою
И ум беспокойный твой успокою
Любой, кто знание то постигает
Все свои привязанности разрубает

Высшая Душа – это Верховная Личнось Творца
Нет в нем начала, нет в нем конца
Гуны природы никак не беспокоят Его
Он - за пределами материального мира всего
Исходит от Него лучезарное сияние
И поддерживает оно все мироздание
Это сияние Господа везде проникает
И каждый присутствие Его ощущает

Материальная энергия гунами наделена
С Господом Вишну связана она
В тонком состоянии она пребывает
И прихода Господа в нее ожидает
Не испытывает она к движению влечения
И Господь вошел в нее ради развлечения
Гуны материальную природу разделяют
И множество форм жизни они созидают
Живые существа формы те принимают
И под влияние иллюзии  они попадают
И пусть каждый из вас от Меня узнает
Знание иллюзия от дживы скрывает
Майя веревками нас к себе привязала
Гунами она эти веревки назвала

Джива о природе истинной своей забывает
Полем деятельности материальную природу считает
И из ложной предпосылки исходя
Считает совершающим действия лишь себя
Аханкара таким образом нас вдохновляет
Что разум духовный у нас отбирает
Я центр всего мира - так мы считаем
И все вокруг своим мы называем
В блаженстве трансцендентном душа пребывает
Но когда Аханкара иллюзией ее покрывает
Душа забывает о своей вечной природе
И тогда предается ложной свободе
Деятельность материальную считает своей
Кришна поворачивается спиной тогда к ней
Тот, кто забывает о духовном знании
В материальном пребывает он сознании

Сознание такое причиной обусловленной жизни
является
И материальной энергией оно направляется
Душа к деятельности такой не причастна
Но материальной энергии она все же подвластна

Эта энергия так на трансцендентную душу влияет
Что в плен обусловленной жизни она попадает

Материальная природа нам шастра не врет
Материальное тело для души создает
Сразу вместе с ним органы чувств появляются
И управляющие полубоги сразу же зарождаются
Материальная природа их всех созидает
Каждый образованный человек про это знает
И нам скажет образованный мудрец любой
Причина счастья и несчастья в душе лишь самой

Девахути сказала, милость мне Сын окажи
И о качествах Высшей Личности мне расскажи
А также поведай обо всех энергиях Его
Он причина проявленного и непроявленного мира
всего

Непроявленное сочетание гун пракрити называется
Причиной проявленного состояния материи она
является
Верховная Личность Бога Девахути сказал
Я основную причину творения тебе показал
Когда же материя из пракрити проявляется
Состояние такое прадханой уже называется

Давайте мы несколько отметим моментов
Есть пять грубых и тонких пять элементов
К ним сразу пять действующих чувств мы добавим
И еще пять познающих чувств сразу прибавим
Еще расширим мы немного свой кругозор
И четыре внутренних чувства добавим в обзор

Эта совокупность проявленный мир составляет
И Господь Капила прадханой это называет

Пять грубых элементов для нас Он представляет
Земля, вода, огонь, воздух и эфир Он их называет
Пять тонких элементов Он сразу нам называет
Запах, вкус, цвет, касание и звук их составляют

Познающие чувства теперь начнем различать
Их тоже числом окажется пять
Эти чувства - слух, вкус, зрение, обоняние
И еще добавить нужно нам осязание
А теперь пять действующих чувств мы заметим
И функции этих чувств особо отметим
Самый активный орган это язык
Без дела находиться он не привык
При помощи рук действия мы совершаем
А ногами себя мы передвигаем
При помощи гениталий люди размножаются
А при помощи ануса испражнения выделяются

Через действующие чувства мы все воплощаем
Все, что через познающие чувства мы принимаем

Внутренние тонкие чувства по признакам
различаются
И в формах четырех они проявляются
Ум, интеллект - разум, эго – самосознание
И четвертая форма – оскверненное сознание

Вся эта совокупность Брахманом называется
Проявлением Абсолютной Истины он является


Равномерно Брахман везде распределен
И каждый сат, чит, анандой чуть-чуть наделен
Но так как его Мохан покрывает
Господа  майя от нас закрывает
Верховный Брахман с элементами соединяется
И тогда сагуна-Брахманом он называется
Ниргуна-Брахман с материей не соприкасается
И их осквернению он не подвергается
Связующим фактором их время является
Двадцать пятым эмементом творения называется

Власть Господа над нами через время проявляется
И в обусловленную душу страх смерти вселяется

Из Верховного Господа время исходит
Движение пракрити через него происходит
Причиной мироздания Господь является
Вначале как прадхана оно проявляется
Взгляд Господь на прадхану кидает
И под действием времени она оживает

Двадцать четыре есть всего элемента
Эта прадхана ждет всего лишь момента
Чтобы к действиям своим ей приступить
И чтобы мы могли здесь родиться и жить
Фактор времени их объединяет
И начать действовать их заставляет

Верховный Господь Свои энергии являет
И материальные элементы соединяет
Внутри них Он как Сверхдуша пребывает
А снаружи как вечное время Он Себя проявляет


Господь материальную природу оплодотворяет
А она совокупный космический разум проявляет
Этот разум совокупный Хиранмайей называется
В недрах материальной природы он появляется
По воле Всевышнего так все происходит
Обусловленные души природу в движение приводят
Когда же Господь все это разнообразие проявляет
Сияющая махат-таттва эту тьму поглощает
Эта махат-таттва никогда не уничтожается
И вселенные из нее всегда появляются
Лишь в период разрушения мира тьма появляется
И сияющая махат-таттва этой тьмой покрывается
Материальное эго махат-таттва порождает
И это эго тут же всю тьму поглощает
Махат-таттва сияние ослепительное излучает
Все разнообразие мира материи из него возникает

В махат-таттве первой гуна благости проявляется
Через нее осознание Бога у нас появляется
Это ясное и спокойное ума состояние
Которое называют Васудева – сознание

Состояние Васудевы это не какая-то малость
Шуддха-саттва – совершенно чистая благость
Невежество и страсть его не цепляют
И Господа постичь совсем не мешают

Как только махат-таттва на свет появилась
Эти аспекты у нее тут же развились
Господь их перечисляет, чтобы отбросить
превратнось
Это невозмутимость, сосредоточенность и ясность
Мудрец, что шуддха-саттвы достиг
Душу одинаковую и Господа видит в других
Чистое сознание лишь в начале творения
проявляется
А потом от соприкосновения с гунами оно
загрязняется

Материальное эго из махат-таттвы появляется
И созидательной энергией оно наделяется
Созидательные энергии трех видов бывают
Благость, страсть и невежество их называют
Материальное эго действовать начинает
И все материальные элементы она порождает

Троякая аханкара самоотождествлением является
И причиной появления элементов является
Аханкара Санкаршаной поэтому называется
Все материальное творение через Него проявляется
Господь Санкаршана в себе Ананта Шешу содержит
А Он на своих капюшонах все вселенные держит

Ложное эго как деятель себя проявляет
Как орудие деятельности деятельность начинает
Потом как результат оно проявляется
Неважно в какой гуне деятельность начинается
В благости ложное эго умиротворено
В страсти с активностью оно сопряжено
Но когда под невежеством находится влиянием
Пассивным оно отличается состоянием

Из ложного эго в благости ум возникает
От мыслей желание в уме возникает

Функция ума желания принимать
Либо же наоборот их отвергать
Желает удовольствий он непременно
Не понимая, что все это бренно
Пока мы будем так принимать - отвергать
Сосредоточенности на Кришне нам не видать

Анирудха – одно из имен нашего с вами ума
Верховный повелитель ума его знает сполна
Что мы хотим, Он конечно же знает
И чувствами нашими Он управляет
Иссиня черным телом Он обладает
Осенний цветок лотоса оно напоминает
Йогу, чтоб чувства свои обуздать
Медитацию на Него надо практиковать

Далее Господь Капила нам провозглашает
Ложное эго в гуне  страсти интеллект порождает
Глядя на что-то, желает этим ум обладать
После этого решение надо принять
Нужно ли вообще-то на это рвение
Так появляется  у нас сомнение

Анализировать разуму сомнение предстоит
В этом разница интеллекта с умом состоит
Ум удовольствия сиюминутные лишь замечает
Разум о последствиях их размышляет
Ум последствия в расчет не берет
Чувства другие лишь за собою ведет

У разума пять функций все замечают
Во-первых – память нашу они отмечают

Вторая функция разума это наш сон
От беспокойных чувств отдыхать должен он
Чувствам несвойственно никакое терпение
Третья - разум берет их под сомнение
Четвертая - разум может впасть в заблуждение
Пятая - правильное иметь обо всем представление
Вспомнить нам будет все же не лишне
Разум и ум это энергии Кришны

Далее Гсподь Капила Муни утверждает
Эго в гуне страсти два вида чувств порождает
Действующие чувства с праной связаны
Через них на деятельность свою мы завязаны
Познающие чувства интеллекту подчиняются
Все в этом мире нам через них сообщается

Эго в гуне благости ум порождает
За деятельностью ума интеллект наблюдает
И хоть разум гуной страсти был порожден
Могуществом над умом интеллект наделен

Ум может желаниями чересчур увлекаться
А разум помогает нам в них сомневаться
Функция ума принимать и отвергать
Разума функция за умом наблюдать

Когда эго в невежестве двигаться начинает
Объект слуха – тонкий по природе звук возникает
Из тонкого звука затем эфир появляется
И все, что есть, в нем проявляется

Также из себя эфир шротам – ухо творит
И мы можем слышать, кто что нам говорит

Ухо из познающих органов первое
И значение его первостепенное
Звук дает представление о каком-либо предмете
И мы знание получаем в истинном свете

Звук в этом мире творение все порождает
Чувства остальные ему во всем помогают
Звук, трансформируясь, из себя эфир воплощает
И тонкую форму эфира звук представляет

Эфир место всем нам предоставляет
Кто только в мире этом пребывает
В эфире все, что здесь есть, находится
И полем деятельности всего приходится
Невидимые объекты чувств эфир создает
Когда нам в этом потребность припрет

В этом его внешняя функция заключается
Все эти тонкие формы в нем воплощаются
А его внутренняя функция состоит в том
Кровообращение осуществляется в нем
Жизненный воздух по телу гонят
Этот воздух нам жить помогает

Эфир тонкие формы в себя все вмещает
Ученые в радиоволны звук превращают
Как это происходит, никто не сможет знать
Но, тем не менее, научились их применять

Звук больше чем воздуха колебания
Если немного приложить нам старания
В радиоволны можно его преобразовать
У куда угодно звук этот послать

Звук при этом никуда не девается
В какую-то тонкую форму он превращается

Через тонкий огонь радио проявляется
Беспрепятственно вокруг распространяется
Объекты чувств форму проявляют
И познающие чувства их воспринимают

Эфир тонкими формами наполняется
В форме качество огня заключается

Под влиянием времени эфир трансформации потом
подвергается
И тонкий объект осязания (касание) появляется

Влияния времени мало, Капила муни замечает
Чтобы все свершилось, Господь взгляд свой бросает

Далее касание трансформации подвергается
И из него воздух и орган осязания появляется
С помощью осязания можно про форму предметов
узнать
И существование формы нам доказать

Мягкость, твердость, холод и тепло осязанием
воспринимается
Которое тонкой формой воздуха является

Воздух за нормальное функционирование органов
чувств отвечает
Смешение и движение их осуществляет
С его помощью можно к объектам звука
приближаться
И другим объектам чувств перемещаться

Потом воздух и осязание время и взгляд Господа трансформации подвергают
И тонкие формы элементов эфир наполняют

Форма размером, качествами и индивидуальностью отличается
И с помощью зрения формы воспринимается
Невидимые формы можно только осязать
А видимые с помощью зрения изучать

Далее тонкие формы трансформации подвергаются
Их них огонь и орган зрения – глаз появляются
Глаз новую функцию осуществляет
Цвет объектов чувств он различает
Огонь сияние вокруг себя распространяет
И глаз это сияние воспринимает

Отличительными признаками огня являются
Тепло и свет из него излучаются
Может огонь для нас пищу сварить
И ее нам помогает переварить
Может огонь в холод нас согревать
И жидкости разные испарять
Голод и жажду огонь вызывает
И в то же время он их утоляет

Далее высшую волю огонь исполняет
И со зрением во взаимодействие вступает
Время и взгляд Господа трансформации их
подвергают
И тонкий объект вкуса от них возникает
Из вкуса затем вода и язык возникает
Который вкус воды ощущает

Если изначальный вкус с чем-то смешать
Различные вкусы можем мы ощущать
Различные формы вкус тогда принимает
Вяжущим, сладким, горьким, острым, соленым и
кислым бывает

Вода может все вещества увлажнять
Может также эти вещества перемешать
Нашей жизни вода поддержку дает
И чувство удовлетворения она нам несет
Еще предметы вода размягчает
И жар если надо вода уменьшает
Непрерывно водоемы она наполняет
И утоляя жажду нас освежает

Далее высшую волю вода исполняет
И со вкусом во взаимодействие вступает
Время и взгляд Господа трансформации их
подвергают
И тонкий объект обоняния от них возникает
Из обоняния затем земля и нос возникает
Который запахи земли воспринимает

Единый запах в разных формах проявляется
В зависимости от того что с ним смешается
Много запахов можем мы различить
Сильным и слабым он может быть
Кислым, соленым, сладким и другими нами
воспринимается
В зависимости от того в него добавляется



Свойства свои земля при строительстве домов
проявляет
Все элементы земля внутри себя помещает

Чувство, которое звук воспринимает
Капила муни слухом называет
Чувство, которое воспринимает касание
Господь называет его – осязание
Форма сначала в огне проявляется
И его отличительным свойством является
Чувство, которое форму воспринимает
Капила муни зрением называет
Чувство, что вкусовые ощущения воспринимает
Господь Капила муни вкусом называет
Вкусовые ощущения из воды появляются
И отличительным свойством воды вкус является
Чувство, которое запах воспринимает
Господь Капила муни обонянием называет
И поскольку обоняние из земли появляется
Отличительным свойством земли оно является

Звук причиной неба (эфира) является
Из него воздух затем появляется
Воздух затем огонь создает
Потом огонь воде рождение дает
Последняя трансформация затем происходит
И из воды земля наконец-то выходит

В небе только звук может лишь быть
Воздух звук и осязание может вместить
В огне кроме звука и осязания форма появляется
В воде звук, осязание, форма и вкус помещается
Земля еще одно качество приобретает
Звук, осязание, форму, вкус и запах вмещает

Кроме грубых элементов два тонких появились
Ложное эго и махат-таттва к ним присоединились

Вначале в чистом виде элементы существовали
И нашу вселенную они наполняли
Потом Господь во вселенную нашу вошел
Но без всякого движения ее он нашел
Время и гуны природы он на помощь позвал
И вместе элементы соединял

Когда наконец все элементы появились
То в космическое яйцо они соединились
Энергия господа эти компоненты соединяет
И таким образом вселенная возникает

Но было разума совсем яйцо лишено
Недолго оставалось таким вот оно
И когда это золотое яйцо появилось
Космическое Существо в нем проявилось
Для дальнейших действий оно платформа
Верховной Личности Бога – вселенская форма

Все творение Господь создает
Бхагавад Гита нам в этом не врет
Вначале элементы творения появились
Смешавшись в золотое яйцо воплотились
В нем была Вират-рупа, но она спала
И, не двигаясь, прихода Господа ожидала
И как только Господь в яйцо то вошел
Процесс движения тут же пошел

Это яйцо восемь оболочек покрывают
От духовного мира нас с вами скрывают
Господь Капила нам так говорит
Первая оболочка из земли состоит
Землю затем покрывает вода
В десять раз толще земли она
Далее оболочка огня воду окружает
За огнем очередь воздуха наступает
Воздух затем окружает оболочка-эфир
Оболочка эго потом  высится над ним
Эго оболочка махат-таттвы окружает
Дальше очередь прадханы наконец наступает
Каждая оболочка в десять раз толще другой
Нельзя через них вырваться нам в мир иной

В яйце вселенская форма Господа Хари появляется
Четырнадцать планетных систем членами Его тела
являются

Как Вират-пуруша в это яйцо вошел
И сразу процесс движения пошел
Яйцо совсем немного но оживилось
На множество частей оно разделилось
На этот стих комментария не наблюдается
Но успешное восприятие с него начинается

Сначала у Вират-рупы рот появился
Затем за ним орган речи проявился
Этим органом полубог огня управляет
То есть за речь нашу он отвечает

Затем у Вират рупы две ноздри появились
За ним чувство обоняния и прана проявились
За чувство обоняния Ашвини-кумары отвечают
И им на самом деле они управляют

Затем два глаза у Вират-рупы появились
И в них способность видеть проявилась
За зрение полубог Солнца отвечает
Им затем успешно он управляет

Затем у Вират-рупы возникли два уха
А в них проявилась возможность слуха
Слухом божества Диг-деваты управляют
За разные стороны света они отвечают

Вначале познающие органы чувств появляются
А за ними управляющие полубоги проявляются

Далее Господь в действующие чувства входит
Дальнейшую трансформацию яйца производит

Затем на Вират-рупе кожа проявилась
И божество Анила повелитель ветров появилось
Живые существа начали чувствовать касание
То есть появилось у нас осязание

На Вират-рупе волосы вскоре повыростали
И все травы и лекарственные растения они создали
За волосы на теле Ошадхья отвечает
И волосы на теле у нас выростают

Потом черед гениталий пришел
И в них полубог повелевающий водами вошел
Потом в гениталиях Праджапати появился
И процесс зачатия затем у нас проявился


Рядом появился анус - прямая кишка
Владение ее повелителя Митры она
И чтобы от токсинов освобождаться
Научились мы мочиться и испражняться
Полубог Митра богом смерти является
Вся вселенная очень его опасается

Далее у Вират-рупы руки вырастают
Способностью брать и ронять Индра управляет

Ноги у Вират-рупы затем появились
Двигаться мы тотчас научились
За движение Вишну Господь отвечает
Всем во вселенной он управляет

Затем в Вират-рупе вены и кровь проявились
И реки вместе с ними появились
Божество, что за движение рек отвечает
Нервной системой повелевает

Затем у Вират-рупы живот проявляется
Голод и жажда с ним появляется
С животом океаны появляются
И сразу водой они наполняются

Затем Вират-рупы сердце в себе проявляет
Способность рассуждать у нас возникает
Вместе с ней в Вират-рупу входит Луна
И умом затем нашим управляет она

Затем появился в Вират-рупе интеллект
В него вошел Брахма – владыка Вед
Разум у нас тогда возникает
Способностью познания Брахма управляет

Затем в Вират-рупе ложное эго возникает
И Шива свое место в ней занимает
Шива ложным эго не зря управляет
Действовать способность у нас возникает
Все во власти Бога во вселенной находится
И источником всему Он приходится
33 000 000 полубогов Он создал
И Вселенной управлять их послал
Прабхупада в Шримад Бхагаватам отмечает
Даже за моргание глаз полубог отвечает

Последним в Вират-рупе возникает сознание
И возможность постигать дается нам знание
Эту функцию махат-таттва проявляет
Что совокупной энергией всей управляет

Вывод от сюда такой вытекает
Благость и Луна умом управляет
За интеллект Брахма отвечает
И гуной благости он управляет
За ложное эго Шива отвечает
И гуной невежества он управляет
Сознание после ложного эго возникает
И под влиянием гуны невежества оно пребывает

Из головы Вират-рупы райские планеты появились
И полубогами затем они заселились
Из ног Вират-рупы земные и низшие планеты
появились
Людьми и демонами они заселились
Из живота Вират-рупы средние планеты появились
И окружением Шивы они заселились

Полубоги захотели Вират-рупу разбудить
И по очереди начали в нее все входить
Долго ли коротко ли так продолжалось
Но ничего у них никак не получалось

Когда Господь вселенскую форму создал
Вместе с ней полубогов в мир этот послал
Но не знали полубоги как им быть
Не смогли эту форму они пробудить
Пришлось полубогам всем Богу молиться
Чтобы захотел Он в форме той воплотиться
И как только Господь в ту форму вошел
Механизм в действие сразу пришел

Наконец божество сознания в Вират-рупе появился
И вместе с рассудком в сердце его поместился
До этого Вират-рупа в водах причинного океана
лежало
И тут же Космическое Существо из вод океана
восстало
Если человек желает спать
Ничто не сможет его пробуждать
Капила-муни вывод утверждает
Только Сверхдуша его пробуждает

Через веды мир понять только можно
И веру укрепить так нашу возможно
Но полностью все мы не можем понять
И вынуждены Бога тогда в центре принять


Рецензии