Признательность за добро цель Исхода из Египта

Одна из основных целей исхода из Египта – укрепление веры, как сказано у Рамбана (Шмот, 13:16): «Со времени Эноша появились искаженные воззрения в вопросах веры: у одних – полное ее отрицание, и они говорили, что мир – первичен… И когда возжелает Б-г одну общину или одного человека и сотворит им чудо, изменяющее ход вещей и естественные свойства этого мира, – обнаруживается перед всеми несостоятельность этих воззрений… И потому великие знаки и чудеса – верные свидетели истинности веры в Творца и всю Тору».

Помимо укрепления веры, приходят с этим чудом заповеди, назначение которых – стать памятью и вечным напоминанием о том укреплении, которым сопровождался исход из Египта. И заповеди эти – жертва песах, маца и марор, тфилин [в которых находятся отрывки из Торы с упоминанием об исходе из Египта], выкуп первенца, выкуп первенца осла.

Объяснение этим заповедям мы находим в словах наших мудрецов (Бхорот, 5б): «Сказал раби Ханина: спросил я раби Элиэзера в большом Доме Учения: чем отличаются первенцы осла от первенцев коня и верблюда? Он ответил: это – постановление Торы. И еще: они [ослы] помогли Израилю при исходе из Египта. Не было ни одного человека в Израиле, при котором не было бы девяноста ливийских [особенно хороших] ослов, груженых серебром и золотом египтян».

[Примечание автора. Следует особо подчеркнуть, что раби Элиэзер прежде всего упоминает «постановление Торы», а потом добавляет «и еще...». То есть, прежде всего мы должны знать, что заповедь – это постановление Торы, и только после этого можно попытаться понять в какой-то мере смысл этой заповеди.]

Признательность за добро по отношению к животным

Таким образом, мы находим, что смысл упомянутой заповеди – также и признательность за добро: вследствие того блага, которое принесли ослы Израилю при выходе из Египта, осел сделался хефец мицва [объектом исполнения заповеди] на все времена при исполнении заповеди выкупа первенца осла.

[Примеч. перев. И это – награда. Ведь притом, что все созданное Творцом имеет свою определенную роль в этом мире, причастность к Его заповеди оказывает большой и совершенно особый почет сотворенному и придает ему особую значимость во всем мироздании – тем более, что речь здесь идет о нечистом виде скота.]

Из данной заповеди мы выводим много деталей, относящихся к душевному качеству признательности за добро.

Признательность эта относится не только к человеку, который намеревался сделать добро, но и к скотине, у которой нет мысли и намерения, и точно так же – к человеку, сделавшему добро ненамеренно. И не только именно к тому, кто сделал добро потому, что желал этого, но и к тому, кто сделал его вынужденно.

Главное, чему здесь учит Тора: признательность относится не только к самому сделавшему добро, но и ко всему его роду. В этой признательности нет срока давности. Долг признательности существует всегда, во всех поколениях того, кто сделал добро, как сказано (Шмот, 13:13): «Всякого первенца из ослов выкупай».

[Примеч. переводчика и редактора. Разумеется, условием признательности и благодарности является соблюдение прозвучавшего у горы Синай с Небес и высеченного на скрижалях запрета: «Да не будет у тебя божеств чужих передо Мной». Лишь в отношении Всевышнего признательность и благодарность могут и должны стать этапом на пути к служению Ему – но никак не причиной и оправданием поклонения, не дай Б-г, кому-либо или чему-либо иному, помимо Него. Также и сын, тщательно исполняющий заповедь почитания отца и матери, имеет право не слушать их, если они препятствуют ему на путях его служения Всевышнему.]

Признательность за добро – также и тому, кто не причинил вреда

То же, что мы находим в отношении осла, находим и в отношении собаки, как сказано (Шмот, 22:30): «И людьми святыми будете у Меня; и мяса трефа [запрещенного из-за определенных в Устной Торе телесных повреждений] в поле не ешьте; собаке бросайте его». Объясняет там Раши: «Почему Тора пишет о собаке? Учит тебя, что Всевышний не лишает награды никакое из творений, ведь сказано (Шмот, 11:7): “У всех же сынов Израиля ло ехерац келев лешоно [букв. “не пошевелит собака языком своим”] ни на человека, ни на скот”, – и сказал Всевышний: дайте ей ее награду».

За что же получает собака свою награду? Ведь она ничем не помогла при исходе из Египта! Из этого мы выводим, что признательность за добро полагается не только тому, кто оказал реальную помощь, но даже и этому псу, который не лаял на сынов Израиля и не помешал им выйти из Египта спокойно и с достоинством. И за то, что он не воспрепятствовал великому освящению Имени Всевышнего при Исходе, он удостаивается награды – трефного мяса от Израиля.

[Примеч. перев. Почему там в Торе не сказано просто: «собака не залает», и упомянут ее язык? В природе пса то, что он харуц ле-алшин (ал ганав) – расторопен в том, чтобы «донести» хозяину (о воре или постороннем). Но при выходе из Египта, когда чужие на его глазах уносили добро его хозяина, он даже не пошевелил языком.

Плата его – по принципу «мера за меру». Он обуздал свою пасть и язык, и через них приходит к нему награда, самая лакомая для него еда – во всех поколениях. Человек должен выучить из этого великий урок: если так с животным – собакой, не помешавшей освящению Имени Всевышнего, – то какая же вечная награда ждет человека, освящающего Его Имя обузданием своих уст и языка! И наоборот, как пишет Хафец Хаим: привычно оскверняющий свои уста подобен бешеному псу («Шмират а-Лашон», «Шаар Зхира», гл. 4), и сам заслуживает быть брошенным псам (там, гл. 8, по Псахим, 118а)].


Рецензии