Оцен Кариф мы.. - Эсс Сээ.. 1
**
Вот, мне тут подкинули гениальный алгоритм по оценке рифмы. Там предлагается всё перевести в математику. Ну, автор, точно, не Носовский потому, как применение не всегда верное. Если в расстановке цифр он разбирается (этого я не знаю), то в применении их внутри предмета уже плывёт, как Жучка в канализации. Возможно, он и не сам разбирался, а взял у какого-то умника левую теорию притянутую за уши и только одел её в цифры? Это неважно. Если, что такое рифма, каждый понимает по-разному, к чему применять цифры?
Значит, будем начинать опять с детского сада.
Что такое рифма. Если в общих чертах и упрощенно, то это конечные фрагменты двух слов, которые звучат одинаково. То есть, вроде сказано всё, но ничего толком. Что значит звучит одинаково? Почему "птичка – синичка" – это рифма, а "синичка - синичка" – идеально похоже, но рифмой не является? Да, потому, что это не "унисон", который создаёт иллюзию объема, а монотонное повторение одного и того же. Скучно и не умно. Унисон делается в стихе и в музыке по одному принципу, но разными средствами. Если в музыке ничего кроме звука нет, то объёмность создаётся схожим, а не одинаковым звучанием. А если в слове есть смысл, то разводить звук уже и нет необходимости, чтобы фрагменты не получились и звуком и смыслом так далеко, что весь эффект будет потерян.
Рифма разводится в унисон смыслами слов, а не звучанием этих отрезков. Поэтому фрагмент опирается на корень слова, чтобы развести смысл для унисона, и на последний ударный слог реплики, чтобы встроится в метрику, ритм стопы, которой набирается строка.
Более сложные версии пока не берём и - можно проехаться по предложенному способу оценки рифмы?
(Отправлено в конец)
Об этом надо говорить в конце, а не в начале, вообще-то?
"Если рифма грамматическая (одна и та же часть речи в одной и той же форме: белый – смелый), то за первое употребление данной грамматической формы рифма получает 0, за последующие -1."
Это логично потому, что из четырех звуков фрагмента рифмы два - это корень с разным смыслом. В него и попадает ударение. А последние два звука – это окончание, которое несёт один и тот же смысл для всех прилагательных. То есть, оно всегда одинаково в таком случае и одинаковость эта значит всегда один и тот же смысл. Получается длинный фрагмент, но как первая его половина расходится смыслами, так тут же вторая начинает всё сводить в монотонность. Один раз перекрытое более сильными парами это проходит нормально, но чаще – уже нет, а подряд – вообще будет выглядеть наивно для всех, кроме иностранцев и недоразвитых собратьев, которые разницу видят только символически.
А если взять два существительных? У них во фрагменте рифмы обычно большая часть оказывается корня, а окончания маленькие и не перекрывают так сильно часть, которая и занимается разведением смысла.
Та же "птичка-синичка" проскочит более уверенно, если мы "синичка" воспринимаем чуть ли не как имя собственное этой самой птички, а не как часть речи.
То есть, тут упущено, что рифмовка одной частью речи – это ещё не всё. Важно, какой частью речи? Глаголами или прилагательными – скорее всего так и будет, а вот если существительными – далеко не так. Но важно-то не именно это, а что получается в итоге, как целое?
"Глагольная и деепричастная рифма (любить – убить; умирая - забывая) получает -1 всегда."
Ну, это только что было. Тот же прибор, но в другой руке..
"Однокоренная рифма получает -2."
Это веселее! Как рифма может быть однокоренной? Может мне кто подскажет, что за академики или практики это утверждают? А унисон как делать? Звучание разводить, так она и рифмой престанет быть, не смотря на уже имеющуюся монотонность. Или тупость, мягко говоря..
"Если созвучие образовано одной только ударной гласной (слон – кот), а также без поддержки опорной согласной в открытой мужской рифме (молва – черна), оно получает -1."
Ну, вообще. Кот сказал, что рифмуется одним звуком? Тогда в предложении можно такое количество рифмы насчитать. Ну и что, что не все ударные? Это больше напоминает способ звуковой поддержки, вроде аллитерации. Но ни одно, ни другое рифму не заменяет.
"Если рифма отсутствует (не совпадает ударная гласная и хотя бы одна из окружающих её согласных) там, где она ожидается, ставится -2."
Это значит, что в одной строке нарушена стопность именно в тот момент, когда она собирается встроить в строку фрагмент рифмы. А значит и рифма не зазвучит.
А что значит "где ожидается"? Ведь, никто же не рассказывает о наличии реплик, из которых строится куплет? Значит, мы говорит только о конечной, статической, рифме. Даже упуская перекрытие звуком или словом, когда она оттягивается на предыдущую точку рифмовки, динамическую.
"По усмотрению критика общеупотребительная рифма (кровь – любовь) может получить -1. Причина этого усмотрения – иногда общеупотребительные рифмы могут выполнять особую функцию и по-новому смотреться в стихотворении."
То есть, если критик ребенок или Дима Билан собственной персоной, он может и банальную рифму засчитать за совершенство? Ну, в таком случае у нас каждый первый – гений, если умудряется не слышать эту пару по пятьсот раз каждый день, из телевизора или приёмника.
Хорошее "усмотрение": если ты крот, то для тебя сейчас – светло, если нет - давай поторгуемся.
И чего торговаться-то?
"Аналогично по усмотрению критика лексически интересная рифма (экзотическое слово, имя собственное, например) может получить +1."
Если оно уместно вообще? Например, для меня экзотика - это справочник заболеваний на латыни, так значит каждый врач уже "единичник"?
Латинские названия флоры и фауны – тоже экзотика. А кто может выдержать плаванье Дюма под водой, когда тебе перечисляют список чёрте чего, что ты и не представляешь себе, как это выглядит? Да, хоть динозавра представь! Фанатом латинских терминов стать можно, представить, что описывают – нет. Это уже можно назвать не художественным текстом, а сочинением для служебного пользования ботаников.
"Если зарифмованы разные части речи или разные формы одной части речи при условии, что в начальной форме эти слова не рифмуются (планета – кларнета подходит; планета – кареты не подходит под этот критерий), рифма получает +1 за первое употребление данного грамматического сопоставления. За последующие грамматические сопоставления такого же вида рифма получает 0. "
Свидетельство о публикации №116040910315